Дело № 2-2670/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 декабря 2016 года Холмский городской суд
Сахалинской области
В составе:
председательствующего судьи Хабисламовой Т.Э.,
при секретаре Смоляковой Ю.Г.,
при участии истца Пономаревой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пономаревой Т. А., Пономарева К. А. к Администрации муниципального образования «Холмский городской округ», муниципальному унитарному предприятию «Тепло» о сохранении жилого помещения в переустроенном виде, аннулировании задолженности за поставленную тепловую энергию за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 39 149 рублей 42 копейки,
установил:
ДД.ММ.ГГГГ Пономарева Т.А. и Пономарев К.А. обратились в суд с иском к администрации МО «Холмский городской округ», МУП «Тепло» о сохранении жилого помещения в переустроенном виде, аннулировании задолженности за поставленную тепловую энергию за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 39 149 рублей 42 копейки.
В обоснование иска указали, что ДД.ММ.ГГГГ была приобретена <адрес> в <адрес>, в которой прежним собственником был произвели демонтаж системы отопления и установлена автономная система отопления. Полагают, что переустройство было произведено в соответствии действующим на тот момент законодательством, что исключает возможность ее потребления и соответственно оплаты.
В судебном заседании истец Пономарева Т.А. на удовлетворении иска настаивала по изложенным в нем основаниям. Пояснила, что на сегодняшний день орган местного самоуправления переустройство системы отопления в квартире узаконил, однако до ДД.ММ.ГГГГ в связи с тем, что отсутствовало решение органа местного самоуправления о сохранении жилого помещения в переустроенном виде, возникла задолженность перед ресурсоснабжающей организацией.
Истец Пономарев К.А., ответчики в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Каких-либо ходатайств не заявляли.
Суд полагает возможным в порядке п.1 ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Выслушав лицо, участвующее в деле, исследовав доказательства, содержащиеся в материалах дела, суд приходит к убеждению, что иск не подлежит удовлетворению.
Согласно ч.1 ст.26 Жилищного кодекса РФ, переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Постановлением Правительства РФ от 21 января 2006 года № 25 утверждены Правила пользования жилым помещениями, которые определяют порядок пользования жилыми помещениями государственного и муниципального жилищных фондов, а также принадлежащими гражданам на праве собственности жилыми помещениями в многоквартирных домах, согласно которым и собственник, и наниматель жилого помещения вправе производить его перепланировку или переустройство, но с соблюдением установленного законом порядка.
Согласно статье 12 Жилищного кодекса РФ, к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относится, в том числе, определение условий и порядка переустройства и перепланировки жилых помещений.
Статья 14 Жилищного кодекса РФ определяет компетенцию органов местного самоуправления в области жилищных правоотношений, к которым относится согласование переустройства и перепланировки жилых помещений.
В силу ст.28 Жилищного кодекса РФ, завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии.
Как следует из материалов дела, собственниками <адрес> в <адрес> являются Пономарев К.А. и Пономарева Т. А., что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ МУП ЖКХ «Морфлот» выданы технические условия, согласно которым в <адрес> в <адрес> присоединяется мощность 5 кВт. Отмечено, что проектом необходимо предусмотреть: 1) кабель проложить от вводного щита жилого дома до потребителя; 2) марку кабеля, сечение и способ прокладки выбрать согласно ПУЭ. Особые условия- для отключения от системы центрального отопления необходимо подводку к радиаторам от падающей и обратной магистрали соединить. Работы проводить в межотопительный период.
ДД.ММ.ГГГГ за № МП ЖКХ «Морфлот» выдана справка, что технические условия выполнены, соответствуют ПЭУ.
Как следует из постановления главы администрации МО «Холмский городской округ» от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено решение о согласовании переустройства жилого помещения <адрес> в <адрес>. Понамаревой Т. А. и Пономареву К. А. осуществить переустройство жилого помещения квартиры в соответствии с рабочей документацией по объекту «Переустройство системы отопления <адрес> в <адрес>.
Таким образом, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в органах местного самоуправления переустройство системы отопления согласовано не было.
В соответствии со ст.84 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент произведения переустройства жилого помещения, переустройство, перепланировка жилого помещения и подсобных помещений производилась только в целях повышения благоустройства квартиры и допускалась лишь с согласия нанимателя, совершеннолетних членов его семьи и наймодателя и с разрешения исполнительного комитета местного Совета народных депутатов.
П.1.36 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Приказом Минжилкомхоза РСФСР от 05.01.1989 №8 и действовавших на момент произведения переустройства жилого помещения, установлено, что для получения разрешения на переустройство помещения организация и граждане должны были подать заявление в межведомственную комиссию с приложением: поэтажных планов (а в необходимых случаях и выкопировки из генерального плана участка домовладения), заверенных бюро технической инвентаризации; проекта переустройства в двух экземплярах; заключения жилищно-эксплуатационной организации о возможности и целесообразности намеченных работ; справки с указанием согласия жильцов квартиры (дома), заверенной жилищно-эксплуатационной организацией, и других документов по требованию комиссии.
В соответствии с п.1.37 указанных Правил, результаты работы межведомственной комиссии следовало оформлять протоколом, в котором излагалась сущность рассмотренного вопроса, и утверждался проект переустройства здания и помещения. Заявителю (заинтересованной организации) надлежало выдавать выписку из протокола вместе с одним экземпляром проекта. Выданные разрешения были действительны в течение одного года со дня выдачи разрешения до начала строительно-монтажных работ. Не осуществленные в течение этого срока работы могли быть выполнены только после повторного рассмотрения межведомственной комиссии.
Таким образом, законодательством, действовавшим на момент переустройства жилого помещения по <адрес>, был предусмотрен иной порядок получения разрешения на переустройство помещения, которому предшествовал подготовительный этап, включающий подготовку проектной документации, получение необходимых разрешений и согласий, обращение с заявлением в орган местного самоуправления. При таких обстоятельствах, получение и выполнение выданных МУП ЖКХ «Морфлот» технических условий на подключение автономного отопления не являются основанием законного переустройства жилого помещения и не могут служить гарантией того, что данное переустройство не повлияет отрицательно на дальнейшую эксплуатацию дома в целом. Безопасная перепланировка и переустройство квартиры возможны были только на основании данных о состоянии всего дома, и только компетентные органы посредством оценки изначального состояния жилого помещения вправе были установить, что изменение технических характеристик одной квартиры не повлечет за собой существенных изменений в несущих конструкциях, электропроводке, водопроводной и канализационной системе всего дома.
Кроме того, как следует из материалов дела, постановлением мэра города Холмска и района № 480 от 08 октября 1998 года «Об устройстве поквартирных источников теплоснабжения и горячего водоснабжения жилых домов Холмского района», утратившим законную силу 06 апреля 2005 года в жилых домах Холмского района запрещено устройство поквартирных электрических источников теплоснабжения и горячего водоснабжения без организационно-правового оформления этих работ в установленном порядке, в том числе без согласования отдела архитектуры и градостроительства администрации города Холмска и района, энергоснабжающей организацией, территориальным управлением «Сахалингосэнергонадзора» и жилищно-коммунальными предприятиями, обслуживающими жилые дома, а также разработанной и утвержденной в установленном порядке проектной документации.
Между тем, прежний собсвтенник жилого помещения, производя переустройство в жилом помещении, путем отключения радиаторов отопления от централизованной системы отопления, в связи с установлением электрических приборов отопления, принял на себя не только бремя содержания имущества, но и ответственности. До произведения переустройства системы отопления в квартире прежний собственник жилого помещения, а после приобретения <адрес> в <адрес> истцы - с заявлениями о согласовании переустройства, в орган местного самоуправления не обращались.
Часть 4 статьи 29 Жилищного кодекса РФ предусматривает, что на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью. При этом Жилищный кодекс РФ не содержит перечня требований законодательства, которые должны быть соблюдены при проведении переустройства жилого помещения, вместе с тем такие требования содержатся в подзаконных нормативных актах.
Так, в соответствии с п.15 ст.14 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ "О теплоснабжении", запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
В соответствии с п.1.7.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 №170, не допускается переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств.
Приказом Минэнерго от 13.01.2003 №6 утверждены Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей, согласно которым новые или реконструированные электроустановки и пусковые комплексы должны быть приняты в эксплуатацию в порядке, изложенном в настоящих Правилах и других нормативных документах (п.1.3.1).
В соответствии с п.1.3.2 Правил, до начала монтажа или реконструкции электроустановок необходимо получить технические условия в энергоснабжающей организации; выполнить документацию; согласовать проектную документацию с энергоснабжающей организацией, выдавшей технические условия, и органом государственного энергетического надзора.
Между тем, как установлено судом, что указанная выше процедура переустройства системы отопления жилого помещения в многоквартирном доме с центральным отоплением, не выполнена собственниками квартиры.
Следовательно, переоборудование жилого помещения путем демонтажа радиаторов отопления без соответствующего разрешения уполномоченных органов не может порождать правовые последствия в виде освобождения собственника или нанимателя квартиры, допустившего такие самовольные действия, от обязанности по оплате услуги теплоснабжения.
Учитывая технологические особенности доставки тепловой энергии в жилой дом (через систему инженерных сетей, стояки и т.д.) при демонтаже радиаторов отопления обогрев жилого помещения в многоквартирном доме не прекращается.
На основании изложенного суд полагает, необходимым в удовлетворении иска Пономаревой Т. А. и Пономареву К. А. отказать в полном объеме, в том числе и в части аннулирования задолженности за поставленное тепло.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд –
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Пономаревой Т. А., Пономареву К. А. к Администрации муниципального образования «Холмский городской округ», муниципальному унитарному предприятию «Тепло» о сохранении жилого помещения в переустроенном виде, аннулировании задолженности за поставленную тепловую энергию за период с 01 марта 2015 года по 31 января 2016 года в сумме 39 149 рублей 42 копейки, отказать.
Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Холмский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 09 декабря 2016 года.
Судья Хабисламова Т.Э.