2-148(3)/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 августа 2018 года р.п. Озинки Саратовской области
Ершовский районный суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Феденко А.Н.,
при секретаре Сапараевой О.И.,
с участием представителя заявителя по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № - помощника прокурора Озинского района Саратовской области Рахманова И.А., представившего удостоверение ТО № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление заместителя прокурора Озинского района Саратовской области в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад №4 «Колосок» Озинского района Саратовской области и администрации Озинского муниципального района Саратовской области об обязании установить систему видеонаблюдения,
У С Т А Н О В И Л :
Заместитель прокурора Озинского района Саратовской области обратился в суд в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц с иском к муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад №4 «Колосок» Озинского района Саратовской области и администрации Озинского муниципального района Саратовской области об обязании установить систему видеонаблюдения. Свои требования мотивировал тем, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки исполнения законодательства о несовершеннолетних и молодежи, а также исполнения законодательства о противодействии терроризму, было установлено, что в МДОУ детский сад №4 «Колосок» Озинского района Саратовской области отсутствует система видеонаблюдения, необходимая для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности образовательного учреждения, общего контроля, пресечения правонарушений и преступлений в отношении несовершеннолетних, правонарушений иного характера. Просил суд обязать ответчиков установить в здании детского сада систему видеонаблюдения (л.д.3-5).
Представитель истца по доверенности - помощник прокурора Озинского района Саратовской области Рахманов И.А. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объёме.
Представитель ответчика МДОУ детский сад №4 «Колосок» Озинского района Саратовской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Согласно отзыву на исковое заявление заведующей МДОУ детский сад № 4 «Колосок» р.п. Озинки Саратовской области в адрес Управления образования администрации Озинского муниципального района Саратовской области была отправлена заявка на выделение денежных средств на систему видеонаблюдения. Согласно ответу Управления образования на систему видеонаблюдения не предусмотрены бюджетные ассигнования плана финансово - хозяйственной деятельности на 2018 год. По мере исполнения плана финансово – хозяйственной деятельности в текущем году при наличии экономии, бюджетные средства будут направлены на закупку и установку видеокамер. Просили рассмотреть гражданское дело в их отсутствие, против удовлетворения исковых требований не возражает.
Представитель ответчика - администрации Озинского муниципального района Саратовской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причины неявки суду не известны. Возражений на исковое заявление не представили, с ходатайством об отложении судебного заседания в суд не обращались.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика – Управления образования администрации Озинского муниципального района Саратовской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причины неявки суду не известны. С ходатайством об отложении судебного заседания в суд не обращались. Согласно отзыву на исковое заявление начальника управления образования Попковой Е.М. на систему видеонаблюдения не предусмотрены бюджетные ассигнования плана финансово - хозяйственной деятельности на 2018 год. По мере исполнения плана финансово – хозяйственной деятельности в текущем году при наличии экономии, бюджетные средства будут направлены на закупку и установку видеокамер.
Руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ), суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей ответчиков, а также представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика.
Выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.
В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В п. 3 ст. 3 «Конвенции о правах ребенка», одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, указано, что государства - участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Из приведенных законоположений следует, что Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных и школьных учреждениях.
Пунктом 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений образования.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Из положений ст. 2 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», следует, что одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности.
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 2 названного закона одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.Согласно п. «д» ст. 11 «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации», утвержденной Президентом Российской Федерации 5 декабря 2009 года, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
В силу ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Согласно п. 6.48 «СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», утвержденных Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2001 года № 365/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».
В помещениях охраны всех типов общественных зданий следует предусматривать наличие радиотрансляционной абонентской точки.
Из приложения «В» к вышеприведенному Своду правил следует, что требования об установке систем видеонаблюдения распространяются на дошкольные образовательные организации и общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи, колледжи, школы-интернаты).
Из материалов дела следует, МДОУ детский сад № 4 «Колосок» р.п. Озинки Озинского района Саратовской области, следует, что является бюджетным учреждением, а учредителем и собственником имущества выступает администрация Озинского муниципального района Саратовской области.
Как видно из материалов дела и установлено судом, в ходе проверки, проведенной прокуратурой установлено отсутствие системы видеонаблюдения в помещении МДОУ детский сад № 4 «Колосок» р.п. Озинки Озинского района Саратовской области.
Данные обстоятельства ответчиками не оспариваются.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу положений п. 2 и п. 15 ч. 3 ст. 28 указанного закона к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Судом установлено, что МДОУ детский сад № 4 «Колосок» р.п. Озинки Озинского района Саратовской области является объектом с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних граждан, то есть относится к числу важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения. Отсутствие системы видеонаблюдения в образовательной организации отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, что, в свою очередь, не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, может способствовать совершению противоправных действий в отношении воспитанников. Выполнение возложенных судом на ответчиков обязанностей направлено на пресечение действий, нарушающих права воспитанников и работников образовательного учреждения на антитеррористическую безопасность, а также иных лиц, посещающих образовательную организацию, и как следствие, на охрану их жизни и здоровья в период нахождения в учреждении образования.
Руководствуясь положениями Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», а также пунктом 6.48 Свода правил 118.13330.2012 «СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения», учитывая фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что действующим законодательством на образовательную организацию возложена обязанность по установке системы видеонаблюдения.
Поскольку МДОУ детский сад № 4 «Колосок» р.п. Озинки Озинского района Саратовской области является образовательной организацией, но в ней отсутствуют вышеуказанные меры обеспечения безопасности, суд полагает необходимым возложить на ответчиков обязанность по оборудованию здания школы системой видеонаблюдения.
На основании изложенного и руководствуясь положениями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования заместителя прокурора Озинского района Саратовской области в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад №4 «Колосок» Озинского района Саратовской области и администрации Озинского муниципального района Саратовской области об обязании установить систему видеонаблюдения, удовлетворить.
Обязать муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 «Улыбка» р.п. Озинки» Озинского района Саратовской области и администрацию Озинского муниципального района Саратовской области установить в муниципальном дошкольном образовательном учреждении №4 «Колосок» р.п. Озинки Озинского района Саратовской области систему видеонаблюдения в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
На решение могут быть поданы апелляционные жалобы или представление в течение месяца со дня принятия решения в Саратовский областной суд через Ершовский районный суд (3) Саратовской области.
Судья А.Н. Феденко