Дело № 2-2855/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 сентября 2015 года г.Арзамас
Судья Арзамасского городского суда Нижегородской области Ионова Ю.М.
при секретаре Молодцовой Ю.Е.
с участием представителя истца М. - Г., действующего на основании доверенности от <дата>
представителя ответчика ГУ УПФ РФ по <адрес> О., действующей на основании доверенности от <дата>
представителя третьего лица МУП «***» Л., действующей на основании доверенности от <дата>
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску М. к ГУ УправлениеПенсионного Фонда РФ по <адрес> о включении в стаж работы периодов работы, понуждении к назначению досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью;
УСТАНОВИЛ:
М. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ по <адрес> в суд о включении в стаж работы периодов работы, понуждении к назначению досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью.
В обосновании заявленных требований ссылаясь на то, что ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по причине отсутствия требуемого специального стажа.
При назначении пенсии не был включен период работы в здравпункте в МУП «***» в качестве фельдшера с <дата> по <дата> В указанный период она выполняла функции по оказанию лечебно-профилактической и медицинской помощи, что подтверждается положением о здравпункте, должностной инструкцией.
Считает отказ ответчика незаконным, ущемляющим её право на пенсионное обеспечение, поскольку она более 30 лет проработала в медицине.
Просит обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию связи с лечебной деятельностью, включить в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, указанный выше период.
В судебное заседание истец М., извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явилась, обратилась с заявлением о рассмотрении дела в её отсутствие, заявленные требования поддерживает.
Представитель истца М. по доверенности Г. поддержал заявленные доверителем исковые требования по основаниям, изложенным в иске. Мотивируя тем, что неправильное указание учреждения, где осуществляла доверитель медицинскую деятельность, не может служить основанием для отказа в назначении пенсии.
Представитель ответчика ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> по доверенности О. не признала заявленные исковые требования, ссылаясь на основания, изложенные в письменном отказе о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Структурное подразделение - здравпункт, в котором работала истец, Списками не предусмотрено.
Судья, выслушав участвующих в деле лиц, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.
Согласно статьи 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
В соответствии с пп. 20 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях по старости» № 173 ФЗ от 17.12.2001 года - досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от возраста.
В стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, засчитывается работа в должностях и учреждениях в соответствии со «Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения» и «Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10. 2002г. № 781.
Также в специальный стаж учитывается работа в должностях и учреждениях, предусмотренных Списком №464, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР 06.09.1991г., и Списком №1066, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г., в период их действия.
В соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464 «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения даёт пенсию за выслугу лет» среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров один год работы в этих должностях и подразделениях засчитывается за один год и шесть месяцев без подтверждения факта участия в проведении хирургических операций (до 01.11. 1999 г., т.е. до утверждения Списка № 1066 от 22.09.1999г.).
Судом установлено, что М. обратилась с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в ГУ УПФ Российской Федерации по <адрес> <дата> года.
Ответчиком в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, М. был включен период работы в качестве медицинской сестры поликлиники № ***; в санатории-профилактории ***» ***. - 04 года 02 месяца 01 день.
Включённый период является недостаточным для назначения пенсии.
Решением ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> № от <дата> М. в назначении досрочной трудовой пенсии было отказано из-за отсутствия требуемого специального стажа.
В стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, М. не включен период работы в качестве фельдшера в здравпункте в Арзамасском пассажирском автопредприятии, в ДГУП «***», в ГП НО «***», в филиале ГП НО «***», в ГП НО «***», в МУП «***» с <дата> по <дата>. (25лет 09мес. 29дней). Основанием для отказа о включении явилось то, что данное структурное подразделение Списками не предусмотрено.
Суд находит отказ в назначении пенсии незаконным и необоснованным.
Согласно п. 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781 (в ред. от 26 мая 2009 г.) "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Пунктом 15 Примечания приказа Министерства здравоохранения РФ от 03.11.1999 г. N 395 "Об утверждении номенклатуры учреждений здравоохранения" предусмотрено, что здравпункты (врачебные, фельдшерские) являются структурными подразделениями учреждений здравоохранения или предприятий промышленности, строительства, транспорта, связи и других организаций, а также образовательных учреждений, и предназначены для оказания первичной медицинской помощи рабочим, служащим и учащимся".
Согласно п. п. 6.2.1.2 Положения об оплате труда работников здравоохранения, утвержденного приказом Министерства здравоохранения РФ от 15.10.1999 г. N 377, в стаж работы, дающей право на установление надбавки за непрерывную работу в учреждениях здравоохранения, засчитывается время работы на врачебных и фельдшерских здравпунктах, являющихся структурными подразделениями предприятий.
Пунктом 6 Правил исчисления периодов работы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781, предусматривается засчитывать в стаж работы на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работу в должностях, указанных в списке, во врачебных, фельдшерских здравпунктах, являющихся структурными подразделениями государственных и муниципальных организаций. Законодатель, исходя из целей назначения досрочной пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, счел возможным в данном случае отступить от требования непременного осуществления деятельности в учреждениях здравоохранения с учетом того обстоятельства, что здравпункты (врачебные, фельдшерские) являются осуществляющими медицинские функции (оказание первой медицинской помощи) обособленными структурными подразделениями организаций (п. 6 Примечаний к Единой Номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития РФ от 07.10.2007 г. N 627).
Круг субъектов права на досрочную пенсию расширен за счет лиц, занимающихся лечебной деятельностью в здравпунктах, являющихся структурными подразделениями государственных и муниципальных организаций, то в соответствии с правовой позицией Конституционного суда РФ таким же правом обладают сотрудники здравпунктов организаций, не являющихся государственными либо муниципальными.
Кроме того, согласно Приказу Минздравсоцразвития РФ от 23.03.2011 г. N 233Н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи при острых, хронических профессиональных заболеваниях" здравпункт является структурным подразделением организации (предприятия), в составе которой он организован, и предназначен для оказания первичной медико-санитарной помощи работникам организации (предприятия), в том числе организации и проведения комплекса лечебно-профилактических мероприятий по сохранению и укреплению здоровья работников указанной организации (предприятия).
Согласно действующему пенсионному законодательству главным условием назначения досрочной пенсии по старости является осуществление работником лечебной деятельности.
В спорный период истица работала в одном и том же месте в здравпункте, фактически выполняла одни и те же обязанности. За время трудовой деятельности истца предприятие неоднократно переименовалось, а также менялось название предприятия, но при этом характер и условия работы истца в связи с переименованием учреждения не изменялись.
Работая фельдшером здравпункта, истица фактически выполняла одни и те же функции - осуществляла лечебную деятельность.
Из положения о фельдшерской службе здравпункта ГП НО «***» видно, что здравпункт - структурное подразделение, предназначенное для оказания первичной медицинской помощи работникам предприятия, основной задачей которого является оказание первичной доврачебной помощи, участие в проведении профилактических мероприятий, направленных на снижение заболеваемости, травматизма и инвалидности.
Согласно должностной инструкции в обязанности фельдшера здравпункта входит выполнять назначенные врачом инъекции, процедуры, обеспечивать учёт и хранение лекарств, проводит ежедневный медицинский осмотр водителей транспортного участка перед выходом на линию.
Все указанные действия по своему характеру относятся к деятельности по охране здоровья населения.
М. с <дата> по день обращения за назначением пенсии исполняла работу фельдшера, то есть осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.
Суд полагает, что спорный период подлежит включению в назначение досрочной пенсия по старости лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, так как пенсия назначается в зависимости от рода деятельности, а не в зависимости от наименования учреждения, с которым лицо состояло в трудовых отношениях.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение Федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Трудовая пенсия назначается досрочно, до достижения общеустановленного пенсионного возраста лицами, осуществлявшими определенные виды общественно-полезной деятельности, сопряженной с длительным и неустранимым психологическим, физическим и другим неблагоприятным воздействием на организм человека. При этом написание наименования учреждения не зависит от воли конкретного работника. Таким образом, данное обстоятельство не должно ущемлять права истицы на пенсионное обеспечение, т.к. согласно ст. 19 Конституции РФ равенство прав и свобод человека и гражданина гарантируется без какой-либо дискриминации, в т.ч. независимо от рода и места деятельности. Иное истолкование Закона привело бы также к нарушению конституционного принципа справедливости и к ограничению конституционного нрава на пенсионное обеспечение по старости, не обусловленному конституционно значимыми целями, закрепленными в ст. 55 (ч. 3) Конституции РФ (определение Конституционного Суда РФ от 04.03.2004 №81-0).
На момент обращения за пенсией на <дата> истец имела право на пенсию, поскольку ее специальный стаж работы с учётом включённого периода 4 года 02 месяца 01 день, спорного периода 25 лет 09 месяцев 29 дней, составлял 30 лет.
Руководствуясь ст. ст. 194, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Исковые требования М. удовлетворить.
Включить в стаж работы, дающий М. право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья периоды работы с <дата> по <дата> г., с <дата> по <дата> г., с <дата> по <дата> в качестве фельдшера в здравпункте в Арзамасском пассажирском автопредприятии, в ДГУП «***», ГП НО «***», в филиале ГП НО «***», в ГП НО «***», МУП «***
Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ по <адрес> назначить М. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью с <дата> года.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Арзамасский городской суд в течение месяца с момента составления мотивированного решения.
Судья Ю.М.Ионова