Решение по делу № 2а-1222/2015 ~ М-1224/2015 от 26.11.2015

Дело № 2а-1222/2015 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

гор. Звенигово 03 декабря 2015 года

Звениговский районный суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Юпуртышкиной С.В., при секретаре Калининой А.Г., с участием от административного истца главы администрации Макарова К.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску

Администрации муниципального образования «Кокшамарское сельское поселение» об оспаривании постановления от <дата> судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по <адрес> Л.Е.Л. о взыскании исполнительского сбора,

У С Т А Н О В И Л:

Администрация муниципального образования «Кокшамарское сельское поселение» обратилась в суд с административным иском об оспаривании постановления от <дата> судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по <адрес> Л.Е.Л. о взыскании исполнительского сбора. В обоснование требования указано, что судебным приставом-исполнителем необоснованно взыскан исполнительский сбор за неисполнение решения <адрес> районного суда <адрес> по делу , согласно которому на орган местного самоуправления возлагалась обязанность произвести диагностику технического состояния автомобильных дорог, определить переменные параметры и характеристики автомобильных дорог в срок до <дата>, поскольку судом предоставлялась отсрочка исполнения судебного акта на срок по <дата>.

Административный истец в лице главы администрации Макарова К.В. заявленное требование поддержал, указывал, что администрацией муниципального образования «Кокшамарское сельское поселение» были приняты меры по исполнению состоявшегося судебного постановления суда общей юрисдикции. Решение суда исполнено, однако несвоевременно известили об этом приставов. Обращались в 10-дневный срок с заявлением об отмене постановления судебного пристава-исполнителя, однако оно было возвращено.

Административные ответчики судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Л.Е.Л., УФССП России по <адрес>, взыскатель прокурор <адрес> района в судебное заседание представителей не направили. УФССП РФ по <адрес> представлен письменный отзыв на заявление, против удовлетворения заявленного требования возражает, ссылается, что судебным приставом-исполнителем правомерно вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора за совершенное правонарушение, административным истцом пропущен установленный ч. 3 ст. 219 КАС РФ срок.

Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежаще извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.

Заслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы административного дела, исполнительного производства , оценив представленные доказательства по правилам ст. 84 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее КАС РФ), суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом, вступившим в законную силу решением <адрес> районного суда <адрес> от <дата> иск прокурора <адрес> района в интересах неопределенного круга лиц удовлетворен. На администрацию муниципального образования «Кокшамарское сельское поселение» возложена обязанность произвести диагностику технического состояния автомобильных дорог, определив постоянные параметры и характеристики автомобильных дорог: ширину проезжей части и земляного полотна, габариты искусственных дорожных сооружений, наличие элементов водоотвода, элементы обустройства дороги и технических средств организации дорожного движения. На администрацию муниципального образования «Кокшамарское сельское поселение» возложена обязанность определить переменные параметры и характеристики автомобильных дорог: объем и вид повреждений проезжей части, земляного полотна и системы водоотвода, искусственных дорожных сооружений, элементов обустройства дороги и технических средств организации дорожного движения, в срок до <дата>.

<дата> на основании исполнительного листа серии ВС от <дата> судебным приставом-исполнителем <адрес> РОСП П.О.А. возбуждено исполнительное производство о возложении на администрацию муниципального образования «Кокшамарское сельское поселение» указанных обязанностей по оценке технического состояния автомобильных дорог местного значения.

Определением <адрес> районного суда <адрес> от <дата>, вступившим в законную силу <дата>, по заявлению должника предоставлена отсрочка исполнения решения по гражданскому делу на срок по <дата>.

Постановлением от <дата> заместителя начальника отдела-заместителя старшего судебного пристава Отдела судебных приставов по <адрес> району исполнительное производство передано в Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по <адрес>.

<дата> судебным приставом-исполнителем З.А.И. принято к своему производству исполнительное производство с присвоением -ИП.

Постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по <адрес> Л.Е.Л., утвержденным начальником Отдела Б.Н.Н., в связи с неисполнением исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, в отсутствие доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа, с администрации муниципального образования «Кокшамарское сельское поселение» взыскан исполнительский сбор в размере <.....>

Согласно п. 1 ст. 12, ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах", в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель, в частности, принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

Меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства. Если в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, то меры принудительного исполнения применяются после истечения такого срока (ч. 2 ст. 68 закона).

В силу части 1 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.

Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1). Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом- исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2). Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника - гражданина или должника -индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника - организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника - гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника - организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3). Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7). Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 г. № 13 - П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции РФ). Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).

В соответствии со ст. 4 КАС РФ заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В силу ст. 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.

Ненормативный правовой акт в соответствии с положениями ст. 227 КАС РФ может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов административного истца.

В соответствии с ч. 3 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В материалах дела имеется почтовое уведомление о получении административным истцом копии оспариваемого постановления <дата>, что представителем администрация муниципального образования «Кокшамарское сельское поселение» не оспаривалось.

Администрация муниципального образования «Кокшамарское сельское поселение» обратилась в суд с настоящим административным исковым заявлением <дата>, то есть с пропуском 10-дневаного срока оспаривания постановления от <дата> о взыскании исполнительского сбора.

Пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления (часть 8 статьи 219 КАС РФ).

Уважительных причин пропуска срока обращения в суд не установлено. То обстоятельство, что определением судьи <адрес> районного суда <адрес> от <дата> заявление администрации муниципального образования «Кокшамарское сельское поселение» об отмене постановления судебного пристава-исполнителя УФССП России по <адрес> о взыскании исполнительского сбора и наложении штрафа возвращено заявителю на основании ст. 135 Гражданского процессуального кодекса РФ, к таким не относится. Кроме того, администрация муниципального образования «Кокшамарское сельское поселение» вправе обратиться в суд с исковым заявлением об освобождении от уплаты исполнительского сбора либо уменьшении его размера.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-177 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления об оспаривании постановления от <дата> судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по <адрес> Л.Е.Л. о взыскании исполнительского сбора, администрации муниципального образования «Кокшамарское сельское поселение», - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме с подачей жалобы через Звениговский районный суд.

Председательствующий судья С.В. Юпуртышкина

Мотивированное решение изготовлено 08 декабря 2015 года

2а-1222/2015 ~ М-1224/2015

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Администрация МО "Кокшайское сельское поселение"
Ответчики
Лауберг Е.П.
Суд
Звениговский районный суд
Судья
Юпуртышкина С.В.
26.11.2015[Адм.] Регистрация административного искового заявления
26.11.2015[Адм.] Передача материалов судье
30.11.2015[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
30.11.2015[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.11.2015[Адм.] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
03.12.2015[Адм.] Предварительное судебное заседание
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее