Дело № 2-2167/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с.Березовка Пермский край 02 июня 2016 года
Кунгурский городской суд Пермского края (ПСП в с.Березовка) в составе:
председательствующего судьи Зыковой Е.И.,
при секретаре Еремеевой В.В.,
с участием заместителя прокурора Березовского района Доминовой И.Н.,
представителей ответчика Печенкиной И.С., Бурылова Д.В., действующих на основании доверенностей,
представителя третьего лица – ОГИБДД МО МВД России «Кунгурский» - ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Березовка Пермского края гражданское дело по иску прокурора Березовского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Березовского сельского поселения Березовского муниципального района Пермского края о возложении обязанности устранить нарушения в сфере безопасности дорожного движения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Березовского района обратился в суд к Администрации Березовского сельского поселения Березовского муниципального района Пермского края с иском о возложении обязанности устранить нарушения в сфере дорожного движения. В обоснование исковых требований указал, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой Березовского района совместно со специалистом отделения ГИБДД МО МВД России «Кунгурский», было установлено, что состояние улично-дорожной сети на некоторых участках автомобильных дорог Березовского сельского поселения не соответствует стандартам. В соответствии с актом выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги по <адрес> установлено, что проезжая часть указанной автодороги имеет грунтовое покрытие шириной 9 метров. На поверхности проезжей части автомобильной дороги калийность на всю ее ширину, глубина колеи составляет от 14 до 16 см., кроме того, имеет место застой воды на проезжей части. Проезжая часть <адрес> имеет асфальтобетонное покрытие, шириной от 6,4 до 7 метров. На поверхности асфальтобетонного покрытия имеются многочисленные повреждения (выбоины) следующих размеров: ширина от 70 до 120 см., длина от 20 до 70 см., глубина от 6 до 11 см. Имеется сплошная сетка трещин на поверхности проезжей части. Проезжая часть автомобильной дороги по <адрес> имеет асфальтобетонное покрытие шириной от 10 до 11 метров. На поверхности асфальтобетонного покрытия проезжей части имеются многочисленные повреждения (выбоины) на всю ширину автомобильной дороги следующих размеров: ширина от 70 до 180 см., длина от 30 до 130 см., глубина от 6 до 11 см. Имеется сплошная сетка трещин на поверхности проезжей части. Проверкой установлено, что ответчиком меры для устранения имеющихся нарушений не предпринимаются. В соответствии с положениями ч.3 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закона Пермского края от 22.12.2014 года № 416-ПК «О закреплении дополнительных вопросов местного значения за сельскими поселениями Пермского края и о внесении изменения в Закон Пермского края «О бюджетном процессе в Пермском крае», а также Устава Березовского сельского поселения Березовского муниципального района, принятого решением Совета депутатов Березовского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №, содержание автомобильных дорог в с.Березовка относится к обязанности Березовского сельского поселения.
Заместитель прокурора Березовского района в судебном заседании на заявленных исковых требованиях настаивала, просила их удовлетворить в полном объеме.
Представители ответчика Печенкина И.С., Бурылов Д.В. в судебном заседании пояснили, что на сегодняшний день автомобильная дорога по <адрес> восстановлена; восстановительные работы по <адрес> выполнены частично (произведено ремонтное профилирование гравийной части дороги). Администрацией поселения предпринимаются всевозможные меры для исполнения законодательства о безопасности дорожного движения.
Представитель третьего лица – ОГИБДД МО МВД России «Кунгурский» в судебном заседании просил удовлетворить заявленные исковые требования.
Суд, заслушав пояснения сторон, изучив представленные письменные доказательства, считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с п.5 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.
Так, Законом Пермского края от 22.12.2014 № 416-ПК «О закреплении дополнительных вопросов местного значения за сельскими поселениями Пермского края и о внесении изменения в Закон Пермского края «О бюджетном процессе в Пермском крае» за сельскими поселениями Пермского края закреплен вопрос осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Пунктом 6 ст.13 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации») к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
Согласно п. 13 ст. 3 того же Закона содержание автомобильной дороги –это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
На основании ч. 1 ст. 17 указанного Закона содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В силу ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения установлены государственным стандартом РФ «Автомобильные дороги и улицы», утвержденным постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 № 221 (ГОСТ Р-50597-93).
Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества граждан, охрану окружающей среды.
Согласно п.п. 3.1.1, 3.1.2 названного стандарта покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.
Судом установлено:
Уставом Березовского сельского поселения предусмотрено, что Березовское сельское поселение является муниципальным образованием.
Пунктом <данные изъяты> ч.<данные изъяты> ст.<данные изъяты> Устава Березовского сельского поселения предусмотрено, что к вопросам местного значения Березовского сельского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах Березовского сельского поселения.
Согласно ч.1 ст.4 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
Пунктами 3.4, 4.4 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11.10.1993 г. № 221, предусмотрено, что дороги не должны иметь выбоины и иные повреждения, затрудняющие движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью, предельно допустимые размеры отдельных просадок, выбоин и других повреждений дорожного полотна не должны превышать по длине 15 см, ширине 60 см и глубине 5 см.
Исходя из требований ч.1 ст.12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру Березовского района поступило заявление ФИО2, проживающего по <адрес> о проведении прокурорской проверки состояния автомобильной дороги (л.д.8).
Согласно акту выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы) в <адрес>, проезжая часть автодороги имеет повреждения, затрудняющие движения транспортных средств (л.д.12, 13, 14).
Состояние автомобильных дорог в с.Березовка также подтверждается фотографиями (л.д.15-22).
Согласно обследования, проведенного государственным инспектором ДПС ГИБДД МО МВД России «Кунгурский» от ДД.ММ.ГГГГ на <адрес> выявлены недостатки на поверхности асфальтобетонного покрытия на всю ширину проезжей части имеются повреждения (выбоины) превышающие предельно допустимые параметры, предусмотренные ГОСТ Р 50597-93. На всем протяжении автодороги общая сетка трещин, застой воды на поверхности проезжей части (л.д. 23).
Необходимость проведения ремонтных работ на всей протяженности автодороги вызвано предупреждением чрезвычайных ситуаций, обеспечением безопасности жизни и здоровья участников дорожного движения, жителей Березовского сельского поселения.
Представителями ответчика в ходе судебного заседания не оспаривался тот факт, что с момента передачи полномочий по содержанию дорог сельским поселениям, ремонт дороги не производился.
На основании ч.2 ст.12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно ч.1 ст.24 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.
Таким образом в судебном заседании установлено, что автомобильные дороги по <адрес> не соответствуют требованиям ГОСТ Р 50597-93, ответчик в нарушение законодательства в сфере местного самоуправления и дорожной деятельности не предпринимает действий по приведению автодороги в нормативное состояние соответствующее установленным требованиям, тем самым нарушаются права участников дорожного движения.
Ответчик не представил доказательств и не привел убедительных доводов невозможности осуществления ремонта и приведения в нормативное состояние автодороги в срок до ДД.ММ.ГГГГ, указанный истцом.
При таких обстоятельствах требования Березовского районного прокурора подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Обязать администрацию Березовского сельского поселения Березовского муниципального района Пермского края привести проезжую часть автодорог на <адрес> в нормативное состояние в соответствии с требованиями ГОСТ Р-50597-93.
Установить администрации Березовского сельского поселения Березовского муниципального района Пермского края срок для исполнения решения до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Кунгурский городской суд Пермского края (ПСП в с.Березовка) в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий: Е.И.Зыкова