Дело № 2-2974/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 апреля 2018 года г. Уфа
Советский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан
в составе председательствующего судьи Гареевой Л.Ф.,
при секретаре Князевой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Уфимского транспортного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц о признании распространяемой в сети «Интернет» информации запрещенной в Российской Федерации в порядке ст. 45 ГПК РФ,
УСТАНОВИЛ:
Уфимский транспортный прокурор обратился в суд в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц о признании распространяемой в сети «Интернет» информации запрещенной в Российской Федерации в порядке ст. 45 ГПК РФ.
В обоснование заявления указано на то, что Уфимской транспортной прокуратурой проверена проверка соблюдения требований федерального законодательства об информации, информационных технологиях, о защите информации и сохранении водных биологических ресурсов.
Находясь в кабинете № 8 административного здания Уфимской транспортной прокуратуры, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, улица Ленина, дом 104, в период времени с 12.00 по 13.00 06.03.2018, пользуясь компьютером, подключенным к информационно-телекоммуникационной сети интернет, проведен мониторинг сети «Интернет», в которой выявлена страница сайта открытого доступа, на котором любой пользователь может ознакомиться с информацией о том, как с помощью запрещенного орудия лова (острога) массово истребить водных животных, скопировать материал в электронном варианте и оставить свои комментарии.
Так, в сети «Интернет» создан и функционирует интернет сайт:
https://portall.zp.ua/ на котором по адресу: https://portall.zp.ua/video/rybalka-s-ostrogoy/id-MEO0DLWMRL0.html, размещена информация с технологией ловли на острогу и способах массового истребления водных животных. Указанный сайт содержит информацию, запрещенную законодательством Российской Федерации к размещению указанным способом.
На основании вышеизложенного, просил признать запрещенной на всей территории Российской Федерации информацию, размещенную в свободном доступе в сети «Интернет» на интернет- страницах:
- https://portall.zp.ua/video/rybalka-s-ostrogoy/id-MEO0DLWMRL0.html,
Возложить обязанность на Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций – оператора «Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», в течение 15 дней со дня вступления решения суда в законную силу внести в указанный реестр сведения об интернет-страницах, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В судебное заседание представитель заявителя Низамов С.А. заявленные требования поддержал, просил удовлетворить.
Заинтересованное лицо представитель Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (в лице Управления Роскомнадзора по Республике Башкортостан) на судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в суд представлено ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие, в котором также указано, что исковые требования прокурора поддерживают полностью.
Руководствуясь ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
Установлено, что Уфимской транспортной прокуратурой проверена проверка соблюдения требований федерального законодательства об информации, информационных технологиях, о защите информации и сохранении водных биологических ресурсов.
Находясь в кабинете № 8 административного здания Уфимской транспортной прокуратуры, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, улица Ленина, дом 104, в период времени с 12.00 по 13.00 06.03.2018, пользуясь компьютером, подключенным к информационно-телекоммуникационной сети интернет, проведен мониторинг сети «Интернет», в которой выявлена страница сайта открытого доступа, на котором любой пользователь может ознакомиться с информацией о том, как с помощью запрещенного орудия лова (острога) массово истребить водных животных, скопировать материал в электронном варианте и оставить свои комментарии.
Так, в сети «Интернет» создан и функционирует интернет сайт:
https://portall.zp.ua/ на котором по адресу: https://portall.zp.ua/video/rybalka-s-ostrogoy/id-MEO0DLWMRL0.html, размещена информация с технологией ловли на острогу и способах массового истребления водных животных. Указанный сайт содержит информацию, запрещенную законодательством Российской Федерации к размещению указанным способом.
Согласно ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - ФЗ № 7-ФЗ), компонентами природной среды являются земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.
Статьей 4 ФЗ № 7-ФЗ предусмотрено, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Согласно положениям указанного ФЗ № 7-ФЗ, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде; граждане обязаны сохранять природу и окружающую среду; бережно относиться к природе и природным богатствам; соблюдать иные требования законодательства.
Изучением установлено, что на интернет сайте https://portall.zp.ua/ по адресу: https://portall.zp.ua/video/rybalka-s-ostrogoy/id-MEO0DLWMRL0.html, размещена информация с описанием техники ловли на острогу и способах массового истребления водных животных.
Фактически содержание данной интернет-страницы об использовании запрещенного орудия лова раскрывает способ совершения преступления, связанного с незаконной добычей водных биологических ресурсов, агитации общества к совершению данного преступления и разъяснением возможности реализации механизма совершения данного преступления.
Вход на сайт свободный, не требуется предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием данных информационного сайта и скопировать материалы в электронном варианте может любой Интернет-пользователь, ограничения на передачу, копирование и распространение отсутствуют.
Таким образом, размещенная на странице указанного сайта материалов, направлена на неограниченный круг лиц, в обход установленным законодательством требованиям для ведения и реализации такой деятельности с использованием запрещенного орудия лова водных биологических ресурсов.
В Российской Федерации запрещена незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов, если это деяние совершено с применением самоходного транспортного плавающего средства или взрывчатых и химических веществ, электротока или других запрещенных орудий и способов массового истребления водных биологических ресурсов (п. «б» ч. 1 ст. 256 УК РФ).
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 23.11.2010 № 26 «О некоторых вопросах применения судами законодательства об уголовной ответственности в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов (часть 2 статьи 253, статьи 256, 258.1 УК РФ)» под иными способами массового истребления водных животных и растений понимаются действия, связанные с применением таких незаконных орудий лова, которые повлекли или могли повлечь массовую гибель водных биологических ресурсов, отрицательно повлиять на среду их обитания, в том числе колющих орудий.
В соответствии с п. 29 «Правил рыболовства Волжско-Каспийского рыбохозяйственного бассейна», утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 18.11.2014 № 453 при любительском и спортивном рыболовстве запрещается применение колющих орудий добычи (вылова) (остроги и другие), за исключением любительского и спортивного рыболовства, осуществляемого с использованием специальных пистолетов и ружей для подводной охоты.
Согласно ч. 5 ст. 33 УК РФ, пособником признается лицо, содействовавшее совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения преступления либо устранением препятствий, а также лицо, заранее обещавшее скрыть преступника, средства или орудия совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путем, а равно лицо, заранее обещавшее приобрести или сбыть такие предметы.
Размещенная в сети Интернет по вышеуказанной ссылке информация является недопустимой к размещению в соответствии с законодательством РФ.
Согласно частям 1 и 6 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон № 149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Согласно пункту 5 статьи 15 Федерального закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Понятие информационно-телекоммуникационной сети дано в пункте 4 статьи 2 Федерального закона № 149-ФЗ, в соответствии с которой это технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
Таким образом, сеть «Интернет» является информационно-телекоммуникационной сетью.
В соответствии с пунктом 13 статьи 2 Федерального закона № 149-ФЗ сайтом в сети «Интернет» признается совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается через сеть «Интернет» по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет»; страница сайта в сети «Интернет» (далее также - интернет-страница) - часть сайта в сети «Интернет», доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в сети «Интернет».
Пунктом 1 статьи 9 Федерального закона № 149-ФЗ установлено, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Статьей 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», в который включаются, в том числе сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основанием для включения в реестр сведений, указанных в части 2 статьи 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ, является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Анализ содержания положений пункта 6 статьи 10 и пункта 1 статьи 9 Федерального закона № 149-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что информация, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность, являются информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Ограничение доступа к информации в том и другом случае требуется в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Из указанных правовых норм в их системной совокупности следует, что материализация информации, в том числе на сайтах в сети «Интернет», распространение которой влечет уголовную ответственность, недопустима.
Нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» подобной информации нарушает права Российской Федерации и права неопределенного круга лиц, в том числе право граждан на гарантированную Конституцией Российской Федерации жизнь в правовом государстве.
В соответствие со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации пресечение действии, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, является одним из способов защиты гражданских прав.
Указанное заявление подано прокурором в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, с целью включения в реестр сведении, указанных в части 2 статьи 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», для ограничения доступа к указанной информации как к незаконной.
Согласно пунктам 1, 4 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утв. постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 № 228 (далее - Положение), Роскомнадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи. Орган осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Анализируя представленные доказательства, суд с учетом положений приведенных правовых норм приходит к выводу, что заявление Уфимского транспортного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц о признании распространяемой в сети «Интернет» информации запрещенной в Российской Федерации является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Уфимского транспортного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц о признании распространяемой в сети «Интернет» информации запрещенной в Российской Федерации удовлетворить.
Признать запрещенной на всей территории Российской Федерации информацию, размещенную в свободном доступе в сети «Интернет» на интернет- страницах:
https://portall.zp.ua/video/rybalka-s-ostrogoy/id-MEO0DLWMRL0.html,
Возложить обязанность на Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций – оператора «Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», в течение 15 дней со дня вступления решения суда в законную силу внести в указанный реестр сведения об интернет-страницах, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РБ через Советский районный суд г. Уфы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Л.Ф. Гареева