Решение по делу № 2-984/2015 от 07.09.2015

    Дело

    Р Е Ш Е Н И Е

    Именем Российской Федерации

    <адрес>                                                                                                            ДД.ММ.ГГГГ

    <адрес> районный суд Амурской области в составе:

    председательствующего судьи                                                                                           Р.Н. Плотникова

    при секретаре                                                                                                                    Т.Ю. Колесниковой

        рассмотрел в открытом судебном заседании в <адрес> гражданское дело г. по иску ФИО1 к Государственному казенному учреждению Амурской области – Управление социальной защиты населения по <адрес> о возложении обязанности осуществить выплату компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору и взыскании судебных расходов,

    У С Т А Н О В И Л:

                   ФИО1 обратилась в <адрес> суд Амурской области с иском к Государственному казённому учреждению <адрес> – Управление социальной защиты населения по <адрес> (далее ГКУ АО – УСЗН по <адрес>), в котором просила возложить на ГКУ АО УСЗН по <адрес> обязанность по осуществлению ей выплаты компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ года , за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей, за счет средств областного бюджета, и судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты> рублей, обосновывая свои исковые требования следующим.

              ДД.ММ.ГГГГ между истицей и руководителем дополнительного офиса Благовещенского отделения ОАО «Сбербанк России» ФИО2, действующей на основании Устава, Положения о дополнительном офисе и доверенности от ДД.ММ.ГГГГ был заключен кредитный договор на инвестирование строительства объекта недвижимости: <адрес>, находящейся по адресу: <адрес>, на сумму <данные изъяты> руб.

                  В соответствии с Постановлением Правительства Амурской области № 26 от 25.01.2012 г. «Об утверждении Положения о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков», она имела право на ежемесячную компенсацию по уплате процентов по ипотечному кредиту.

                В соответствии с указанным Постановлением она обратилась в ГКУ АО-УСЗН по <адрес> с заявлением о компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору.

              С 01.01.2015 года постановление Правительства Амурской области от 25.01.2012 года № 20 утратило силу в связи с принятием постановления Правительства Амурской области от 29.12.2014 № 784. При этом п. 2 данного постановления установлено, что гражданам, по заявлениям которых в порядке, установленном постановлениями Правительства Амурской области, указанными в пункте 1 настоящего постановления, до 1 января 2015 года были приняты решения о предоставлении социальных выплат (дополнительных социальных выплат), указанные выплаты производятся в установленном данными постановлениями порядке.

              До ДД.ММ.ГГГГ года ГКУ АО УСЗН по <адрес> своевременно выплачивало ей компенсацию части расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту от ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ и по ДД.ММ.ГГГГ указанная компенсация была взыскана истицей через суд. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ компенсация продолжает ей не выплачиваться, в связи с чем, за УСЗН имеется задолженность по компенсации в общей сумме <данные изъяты> рублей, что подтверждается справкой ГКУ УСЗН по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Считает, что отсутствие достаточного финансирования не может являться основанием для нарушения сроков исполнения социальных обязательств, взятых на себя Российской Федерацией перед гражданами Российской Федерации.

              В ходе подготовки документов для обращения в суд, им были понесены судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины при подаче искового заявления в суд в сумме <данные изъяты> рублей.

             Согласно ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы.

           В возражениях на иск (входящий от ДД.ММ.ГГГГ), ответчик – ГКУ АО УСЗН по <адрес>, в лице начальника ФИО5 действующей на основании прав по должности и Устава, указал на то, что считают заявленные истцом требования незаконными и необоснованными и просят в их удовлетворении отказать.

           Механизм предоставления социальных выплат, указанных в исковом заявлении, установлен Положением о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, утвержденным постановлением Правительства Амурской области от 25.01.2012 г. № 26. Положение утверждено в целях реализации подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012-2013 годы» долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 23.09.2011 г. № 617, затем (в связи с признанием утратившим силу постановления Правительства Амурской области от 23.09.2011 г. № 617) – в целях реализации подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области», предусмотренной государственной программой Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 25.09.2013 г. № 446.

             Финансовое обеспечение реализации государственных программ в части расходных обязательств Амурской области осуществляется за счет бюджетных ассигнований областного бюджета.

             В рамках бюджетных правоотношений любая выплата гражданам может быть осуществлена только в виде бюджетных ассигнований на социальное обеспечение населения.

             Расходные обязательства на социальное обеспечение населения могут возникать в результате принятия публичных нормативных обязательств.

             К публичным нормативным обязательствам отнесены публичные обязательства перед физическим лицом, подлежащие исполнению в денежной форме в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный порядок его индексации.

        Согласно Законам Амурской области от 17.12.2012 № 123-ОЗ «Об областном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов» и от 16.12.2013 № 298 – ОЗ «Об областном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» расходы областного бюджета на компенсацию части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков не отнесены к подгруппе «публичные нормативные социальные выплаты гражданам».

           Утвержденные постановлениями Правительства Амурской области государственные программы не содержат размер публичного обязательства (и порядок его индексации) перед физическим лицом, подлежащий исполнению в денежной форме.

           Соответственно, указанные выше обязательства на социальное обеспечение населения возникли не в результате принятия публичных нормативных обязательств, и указанные обязательства подлежат исполнению в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на соответствующий год.

          Бюджетные ассигнования, то есть предельные объемы денежных средств, предусмотренные законами Амурской области об областном бюджете в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств были выделены в полном объеме министерствам социальной защиты населения Амурской области государственным казенным учреждениям Амурской области – управлениям социальной защиты населения по городским округам и муниципальным районам области.

             Пунктом 10 Положения установлено, что выплата компенсации, а также расходы на оплату банковских услуг по зачислению средств на счета граждан осуществляются за счет средств областного бюджета, предусмотренных министерству социальной защиты населения области на текущий год.

           В связи с тем, что запланированные бюджетные обязательства области по реализации программных мероприятий «Компенсация части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков» исполнены в 2013-2014 годах в полном объеме, правовые основания удовлетворения заявленных истицей требований отсутствуют.

           Кроме того, поскольку предоставление компенсации гражданам производится на основании решения о принятии расходов к компенсации в порядке очередности подачи заявления в ГКУ АО УСЗН по <адрес>, полагают, что в случае удовлетворения судом заявленных исковых требований, вынесенное судом решение будет затрагивать права иных граждан, которые обратились в ГКУ АО УСЗН по <адрес> раньше истца с заявлениями о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору.

           В 2015 году на выплаты компенсаций предусмотрено 40000,00 тыс. руб., которые в установленном порядке (по очередности подачи заявления) будут распределены между гражданами – получателями указанной меры социальной поддержки.

                  В отзыве на исковое заявление (входящий от ДД.ММ.ГГГГ), третье лицо – не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, выступающие на стороне ответчика Правительство Амурской области, в лице Представителя Правительства области ФИО4, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, указала, что механизм предоставления социальных выплат, указанных в исковом заявлении, установлен Положением о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по оплате процентов по ипотечным кредитам (займам) граждан, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, утверждённым постановлением Правительства Амурской области от 25.01.2012 г. № 26 (далее – Положение).

                  В соответствии с п.9 Положения, выплаты компенсации производятся ГКУ УСЗН в течение 5 рабочих дней после получения денежных средств от министерства социальной защиты населения Амурской области путём перечисления денежных средств на банковский счёт гражданина, открытый в банке или иной кредитной организации.

                 В ГКУ УСЗН средства от министерства социальной защиты населения Амурской области не поступали, то есть, правовое основание, с возникновением которого обусловлена выплата компенсации, не наступило. Т.о., при вынесении решения по существу необходимо учитывать применение нормы пункта 9 Положения, исключающей возможность выплаты соответствующей компенсации.

                  В соответствии с пунктом 8 Положения, предоставление компенсации гражданам производится на основании решения о принятии расходов к компенсации в порядке очередности подачи заявления в ГКУ УСЗН при условии соблюдения требований Положения. Т.о., в случае удовлетворения судом исковых требований истца, вынесенное судом решение будет затрагивать права иных граждан, которые обратились в ГКУ УСЗН раньше его с заявлениями о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору.

                  Пунктом 10 Положения установлено, что выплата компенсации, а также расходы на оплату банковских услуг по зачислению средств на счета граждан осуществляется за счёт средств областного бюджета, предусмотренных министерству социальной защиты населения области на текущий год.

                  В связи с тем, что запланированные бюджетные обязательства области по реализации программных мероприятий «Компенсация части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков» исполнены в 2013 – 2014 годах в полном объёме, правовые основания удовлетворения требований, отсутствуют.

                  Таким образом, обязательства перед гражданами будут выполняться в пределах средств областного бюджета, предусмотренных министерству социальной защиты населения области в текущем году.

                  В соответствии с Законом Амурской области от 10.12.2014 № 458-ОЗ «Об областном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» в 2015 году на выплаты компенсаций части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) граждан, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, по заявлениям которых приняты решения о принятии расходов к компенсации предусмотрено 40000,00 тыс. рублей в порядке очерёдности подачи заявления.

                  На основании изложенного считают, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

              Истица ФИО1 будучи надлежащим образом извещена о дате, времени и месте судебного заседания, в него не явилась, поступило заявление (входящий от ДД.ММ.ГГГГ), с просьбой рассмотреть данное гражданское дело без её участия в судебном заседании в связи с занятостью на работе.

              Ответчик - ГКУ АО УСЗН по <адрес>, будучи надлежащим образом извещен о дате, месте и времени судебного заседания своего представителя для участия в судебном заседании не направил, поступило заявление (входящий от ДД.ММ.ГГГГ) с просьбой рассмотреть данное гражданское дело без участия представителя в судебном заседании.

              Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, выступающее на стороне истца, ФИО3, будучи надлежащим образом извещён о дате, месте и времени судебного заседания, в него не явился, поступило заявление (входящий от ДД.ММ.ГГГГ), с просьбой рассмотреть данное гражданское дело без его участия в судебном заседании.

              Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, выступающее на стороне ответчика, Правительство Амурской области, будучи надлежащим образом извещено о дате, месте и времени судебного заседания своего представителя для участия в судебном заседании не направил, поступило заявление с просьбой рассмотреть данное гражданское дело без участия представителя в судебном заседании.

                  Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, выступающие на стороне ответчика: Министерство социальной защиты населения Амурской области, Министерство Финансов Амурской области, извещенные надлежащим образом о дате, месте и времени судебного заседания, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, сведений о причинах не явки суду не предоставили, как и изложенного в письменном виде мнения относительно заявленных исковых требований, об отложении рассмотрения дела не просили.

                  Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, рассмотрел дело в отсутствие истца, представителя ответчика, ФИО3, и представителей третьих лиц: Министерства социальной защиты населения Амурской области, Министерства финансов Амурской области, и Правительства Амурской области.

                  Изучив доводы искового заявления, приняв во внимание письменный отзыв ответчика на иск, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

              Как следует из материалов дела ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «Сбербанк России» с одной стороны и ФИО1, ФИО3 с другой стороны был заключен кредитный договор по условиям которого созаёмщикам был предоставлен кредит «Приобретение строящегося жилья» в сумме <данные изъяты> рублей на инвестирование строительства объекта недвижимости: <адрес>, находящейся по адресу<адрес>, на срок <данные изъяты> месяцев.

                 ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в ГКУ АО УСЗН по <адрес> с заявлением о компенсации ей за счет средств областного бюджета части расходов по уплате процентов по кредиту, предоставленному банком за ДД.ММ.ГГГГ года.

                 Решением ГКУ АО УСЗН по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, расходы по уплате процентов по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ , заключенному ФИО1 приняты к компенсации. При этом в ГКУ АО УСЗН по <адрес> от созаемщика ФИО3 поступило заявление об отказе в пользу ФИО1 от социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту, полученному гражданами на строительство или приобретение жилья.

                  С ДД.ММ.ГГГГ года до настоящее время выплата не осуществлялась.

    Решением <адрес> районного суда Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ, с ГКУ АО УСЗН по <адрес> в пользу ФИО1 была взыскана задолженность по компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года включительно в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.

                  Согласно справке ГКУ АО УСЗН по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. , сумма задолженности по компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору перед истцом, за период с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г. составляет: <данные изъяты> рублей.

                  Разрешая заявленные требования по существу, суд исходит из следующего.

              Как следует из представленных материалов, отношения сторон по оказанию государственной поддержки путем компенсации расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту возникли в 2012 году, в рамках долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012-2015 годы» в состав которой вошла подпрограмма «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012–2013 года», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 23 сентября 2011 г. № 617.

              Основной целью подпрограммы является обеспечение в 2012 - 2013 годах доступности жилья.

              В пункте 5 подпрограммы, предусматривающем механизм реализации подпрограммы установлено, что оказание государственной поддержки путем компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, производится государственными казенными учреждениями - управлениями социальной защиты населения по городским округам и муниципальным районам области в соответствии с Положением о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, утверждаемым постановлением Правительства Амурской области. С 1 января 2013 года право на компенсацию части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) имеют граждане, являющиеся работниками областных государственных или муниципальных учреждений области (по основному месту работы), государственными гражданскими служащими области или муниципальными служащими области, инвалидами I группы, и граждане, пострадавшие от действий (бездействия) застройщиков. За гражданами, которые до 1 января 2013 года в соответствии с Положением, указанным в настоящем абзаце, получали компенсацию части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) или представили документы для ее получения, сохраняется право на получение данной компенсации.

                  Постановлением Правительства Амурской области от 25 января 2012 г. № 26, в целях реализации подпрограммы "Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012 - 2013 годы" долгосрочной целевой программы "Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012 - 2015 годы", утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 23 сентября 2011 г. N 617, утверждено Положение о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков.

                  Настоящее Положение распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2012 г. и устанавливает условия и порядок предоставления социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам или займам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам или займам гражданам, пострадавшим от действия (бездействия) застройщиков (п.1).

                  Постановлением Правительства Амурской области от 24 октября 2013 года № 519 постановление Правительства Амурской области от 23 сентября 2011 года № 617 утратило силу с 1 января 2014 года.

                  Постановлением Правительства Амурской области от 25 сентября 2013 года № 446 утверждена государственная программа Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014 - 2020 годы», в рамках которой предусмотрена подпрограмма «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области». Государственная программа введена в действие с 1 января 2014 года.

                  В разделе 3 подпрограммы "Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области" указано, что с 1 января 2015 года завершается реализация мероприятий, связанных с предоставлением государственной поддержки гражданам, получившим кредиты (займы) на приобретение жилья. В связи с этим средства областного бюджета будут направляться гражданам, по заявлениям которых в установленном порядке до 1 января 2015 года были приняты соответствующие решения, в рамках следующих мероприятий: выплата компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, по заявлениям которых приняты решения о принятии расходов к компенсации.

              В ходе судебного разбирательства установлено, и подтверждено справкой о сумме задолженности, что решение о предоставлении ФИО1 социальных выплат было принято ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, истец соответствует условиям действия государственной программы, введенной с 1 января 2014 года, и вправе рассчитывать на получение социальных выплат, предусмотренных программными мероприятиями подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области» государственной программы Амурской области «Обеспечение доступными качественным жильем населения Амурской области на 2014 - 2020 годы».

              Материалами дела также подтверждается, что в период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года выплата, предусмотренная в качестве программных мероприятий указанной подпрограммы, истцу не осуществлялась. При этом ФИО1 в установленные законодательством сроки подтверждала свое намерение и право участвовать в подпрограммах, предоставляя необходимые документы (справки об отсутствии просроченной задолженности и пр.).

              Отсутствие выплаты денежных средств за указанный период обусловлено недостаточным финансированием программных мероприятий из бюджета Амурской области.     В соответствии с приложением № 8 Закона Амурской области от 16 декабря 2013 года № 298-ОЗ «Об областном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» финансовое обеспечение государственной поддержки путем компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков составило 40 000 тыс. рублей.

                  По информации, предоставленной ответчиком данные финансовые средства освоены в полном объеме.

                  Положение о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, устанавливающее условия и порядок предоставления указанных социальных выплат, утверждалось Постановлением Правительства Амурской области от 25 января 2012 года № 26 (с последующими изменениями).

                  Данное постановление с 01.01.2015 г. утратило силу в связи с принятием постановления Правительства Амурской области от 29.12.2014 г. № 784.

               Постановлением Правительства Амурской области от 29.12.2014 г. № 784 установлено, что гражданам, по заявлениям которых в порядке, установленном постановлениями Правительства Амурской области, в том числе от 25 января 2012 г. N 26, до 1 января 2015 года были приняты решения о предоставлении социальных выплат (дополнительных социальных выплат), указанные выплаты производятся в установленном данными постановлениями порядке.

              Поскольку, как следует из материалов дела, решение о предоставлении ФИО1 социальных выплат было принято ДД.ММ.ГГГГ, то есть до ДД.ММ.ГГГГ, то выплата ей должна производиться в порядке, установленном постановлением Правительства Амурской области от 25 января 2012 года № 26.

                  В соответствии с п. 1 Положения о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, утвержденного постановлением Правительства Амурской области от 25 января 2012 года № 26, данный нормативный документ устанавливает условия, и порядок предоставления социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков.

                  Согласно пункту 4 Положения компенсации подлежат фактические расходы граждан, понесенные за первые 36 (тридцать шесть) месяцев пользования ипотечным кредитом. Размер компенсации рассчитывается за каждый месяц по приведенной в данной норме формуле.

                  Исходя из пунктов 6 и 7 Положения, гражданин, претендующий на получение компенсации, обращается в государственное казенное учреждение - управление социальной защиты населения по городским округам и муниципальным районам области (далее - ГКУ УСЗН) по месту регистрации с заявлением о компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору по форме согласно приложению № 1 к настоящему Положению.

                  ГКУ УСЗН в течение 5 рабочих дней рассматривает заявление и принимает при первом обращении гражданина решение о принятии (отказе в принятии) расходов к компенсации по форме согласно приложениям № 3, 4 к настоящему Положению.

                  Согласно пунктам 8.1, 9 и 10 Положения предоставление компенсации гражданам и гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, производится на основании решения о принятии расходов к компенсации в порядке очередности подачи заявления в ГКУ УСЗН при условии соблюдения требований настоящего Положения.

        Выплаты компенсации производятся ГКУ УСЗН в течение 5 рабочих дней после получения денежных средств областного бюджета от Министерства социальной защиты населения Амурской области путем перечисления денежных средств на банковский счет гражданина (гражданина, пострадавшего от действий (бездействия) застройщика), открытый в банке или иной кредитной организации. Реквизиты банковского счета для перечисления средств указываются гражданином (гражданином, пострадавшим от действий (бездействия) застройщика) в заявлении.

                  Однако, в связи с тем, что истец обратился в суд с соответствующим иском, то его право на возмещение расходов по уплате процентов по ипотечному кредитному договору будет реализовано в судебном порядке.

              Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию правовым и социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, признает и гарантирует права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, устанавливает, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты и гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни инвалидности и в иных случаях, установленных законом (ст.ст. 1, 7, 17, 39).

      В силу приведенных конституционных положений и исходя из гуманистических начал социального государства, призванного, прежде всего, защищать права и свободы человека и гражданина, которые определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 2 и ст. 18 Конституции Российской Федерации), законодатель обязан создать такую систему социальной защиты, которая позволяла бы наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивала бы благоприятные, не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности (ч. 1ст. 21 Конституции Российской Федерации) условия для реализации своих прав теми, кто в силу возраста, состояния здоровья или по другим не зависящим от них причинам не может обеспечить надлежащий уровень материального благосостояния.

     Исходя из описания выше приведенных программ и подпрограмм, запланированные ими программные мероприятие направлены на поддержку и стимулирование граждан со средними и невысокими доходами.

      Как отмечено в долгосрочной целевой программе «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012-2015 годы», и последующих программах и подпрограммах, высокая по сравнению с доходами граждан стоимость жилья и постоянный рост цен на него делают для многих жителей области неразрешимой задачу приобретения и строительства нового жилья. Проблемы жилищной политики имеют не только экономический, но и социальный характер, непосредственно затрагивают жизненные интересы всего населения и каждой семьи в отдельности. Существующие сегодня предложение жилья и предложение ипотечных кредитов не соответствуют спросу населения.

      Таким образом, по своей правовой природе предусмотренная программная и подпрограммная государственная поддержка в виде компенсации части расходов по уплате по ипотечным кредитам (займам) представляет собой меру социальной защиты, право на введение которой, определение круга субъектов, на которые она распространяется, источника и порядка ее финансирования, а также ее изменения является дискрецией органов государственной власти Амурской области.

      Однако, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, в сфере социального регулирования должен соблюдаться принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной и правоприменительной политики, с тем, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (постановления от 16 декабря 1997 года № 20-П, от 24 мая 2001 года № 8-П, от 19 июня 2002 года № 11-П, от 23 апреля 2004 года № 9-П, Определение от 4 декабря 2003 года № 415-0 и др.).

      Применение данного принципа к официально установленным между гражданином и государством (и не подвергшимся к этому моменту каким - либо изменениям) отношениям по поводу оказания социальной поддержки означает недопустимость произвольного отказа государства от ранее принятых на себя социальных обязательств, в том числе по мотиву недостаточности финансовых средств.

      Указанная позиция согласуется и с прецедентной практикой Европейского Суда по правам человека, чье толкование понятия «имущество» (содержащегося в статьей 1 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод) предполагает распространение этого термина на обещанные гражданину со стороны государства меры социальной поддержки и социальные льготы, в том числе право на пенсию, выплаты и помощь в рамках системы социального обеспечения.

      Как указал Европейский Суд по правам человека, национальные органы не могут отказать в социальной помощи, пока она предусмотрена законодательством (решения по делу «Миллер против Австрии» (1974 год), по делу «Гайгузус против Австрии» (1996 год), по делу «Стек и другие против Великобритании» (2006 год).

      При толковании указанного принципа в решении по делу «Сук против Украины» (2011 год) Европейский Суд по правам человека подчеркнул, что отсутствие средств у государства не может быть основанием для несоблюдения своих социальных обязательств.

      Позицию недопустимости для власти какого-либо государства ссылаться на недостаток денежных средств как причину невыплаты признанного этой властью долга занял Европейский Суд по правам человека и в решении по делу «Бурдов против Российской Федерации» (2002 год).

      Российская Федерация как участник Конвенции о защите прав человека и основных свобод признает юрисдикцию Европейского Суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случае предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после вступления их в силу в отношении Российской Федерации.

      Как разъяснено в пункте 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации», применение судами Конвенции должно осуществляться с учетом практики Европейского Суда по правам человека во избежание любого нарушения Конвенции.

      Из положений статьи 46 Конвенции, статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней» следует, что правовые позиции Европейского Суда по правам человека, которые содержатся в его окончательных постановлениях, являются обязательными для судов.

     Принимая во внимание приведенные принципы и прецедентную практику Европейского Суда по правам человека, учитывая при этом, что истица ФИО1 в установленном порядке приобрела статус участника подпрограммы, предполагающей оказание мер социальной поддержки, сохранял указанный статус весь спорный период и была вправе рассчитывать на получение социальной выплаты, суд находит, что отсутствие достаточного финансирования не может стать препятствием к реализации предоставленного истцу права.

     Иное означало бы произвольный отказ государства от принятых социальных обязательств в условиях, когда признанное право и связанные с этим ожидания гражданина должны уважаться.

     С учетом указанных обстоятельств, и в связи с признанием права гражданина нарушенным, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования ФИО1 и возложить на ГКУ АО УСЗН по <адрес> обязанность осуществить ей выплату компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ, за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ года включительно, в сумме <данные изъяты> рублей, за счет средств областного бюджета.

                         Данный вывод суда (в части указания вида бюджета) судом основан на том, что в соответствии с положениями указанной подпрограммы, предоставление мер социальной поддержки гражданам, о которых идет речь в данном случае, является расходным обязательством Амурской области, выплаты компенсации производятся территориальными управлениями социальной защиты населения, за счет средств областного бюджета.

                  В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 ст.96 ГПК РФ.

                  Чеком ордером ОАО «Сбербанк России» от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается несение истцом судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 руб., которая подлежит возмещению с ответчика.

    На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

    РЕШИЛ:

              Исковые требования ФИО1, - удовлетворить.

              Возложить на Государственное казенное учреждение <адрес> - Управление социальной защиты населения по Ивановскому району обязанность осуществить ФИО1 выплату компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г. включительно, в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, за счет средств областного бюджета.

                  Взыскать с Государственного казенного учреждения - Управление социальной защиты населения по <адрес> в пользу ФИО1 судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты> рублей.

              Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Амурского областного суда через <адрес> районный суд в течение одного месяца со дня его оглашения.

        Судья

        Ивановского районного суда:                                                                                     Р.Н. Плотников

2-984/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Пендюр О.В.
Ответчики
Государственное казённое учреждение Амурской области - Управлениесоциальной защиты населения по Ивановскому району
Другие
Правительство Амурской области
Пендюр С.А.
Министерство финансов Амурской области
Министерство социальной защиты населения Амурской области
Суд
Ивановский районный суд Амурской области
Дело на странице суда
ivanovskiy.amr.sudrf.ru
07.09.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.09.2015Передача материалов судье
11.09.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.09.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.09.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.10.2015Судебное заседание
07.10.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.10.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее