Именем Российской Федерации
29 октября 2018 года
Кудымкарский городской суд Пермского края в составе:
судьи Калиной Е.Д.,
при секретаре Ладановой Е.В.,
с участием представителя административного истца Бабина А.В.,
представителя заинтересованного лица Долдиной Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кудымкар административное дело по административному исковому заявлению Администрации Юсьвинского муниципального района Пермского края к Отделу судебных приставов по г. Кудымкару, Юрлинскому и Юсьвинскому районам Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю, судебному приставу-исполнителю Отдела судебных приставов по г. Кудымкару, Юрлинскому и Юсьвинскому районам Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю Хорошевой О.С. об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
установил:
Администрация Юсьвинского муниципального района Пермского края обратилась в суд с административным иском к Отделу судебных приставов по г. Кудымкару, Юрлинскому и Юсьвинскому районам Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю (далее - ОСП по г. Кудымкару, Юрлинскому и Юсьвинским районам УФССП по Пермскому краю) об освобождении от уплаты исполнительского сбора. Заявленные требования мотивирует тем, что решением Кудымкарского городского суда Пермского края от 20.03.2018 года на Администрацию Юсьвинского муниципального района Пермского края возложена обязанность в срок до 01.07.2018 года обеспечить финансирование мероприятий по установке ограждения территории по всему периметру школы, приобретения и обеспечения установки охранной сигнализации, системы экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории) о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации. В отношении административного истца было возбуждено исполнительное производство, в ходе которого 10.10.2018 года судебным приставом-исполнителем с Администрации Юсьвинского муниципального района взыскан исполнительский сбор в размере 50000 рублей. Администрация указывает, что решение не было исполнено в установленный срок в связи с отсутствием в бюджете муниципального образования достаточных финансовых средств. В соответствии с распоряжением Администрации Юсьвинского муниципального района от 23.08.2018 года № 365-р «О внесении изменений в план-график мероприятий по оснащению объектов (территорий) образовательных организаций Юсьвинского муниципального района инженерно-техническими средствами и системами охраны на 2018-2021 годы» ремонт ограждений в МБОУ «Тиминская основная общеобразовательная школа» включен на 2019 год. Согласно решения Земского собрания Юсьвинского муниципального района от 18.09.2018 года № 333 «О внесении изменений в решение Земского собрания Юсьвинского муниципального района от 21.12.2017 года № 263 «О бюджете Юсьвинского муниципального района на 2018 год и на плановый период 2019-2020 годов» выделены денежные средства по подпрограмме «Приведение образовательных организаций в нормативное состояние», где на 2019 год заложена сумма 6534,8 тыс. рублей, на 2020 года – 6784,7 тыс. рублей. Кроме того полагают, что п. 15 Постановления Правительства РФ от 07.10.2017 года № 1235, предусматривающий то, что срок завершения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) не должен превышать 12 месяцев, является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора. Просит освободить ее от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя от 10.10.2018 года в размере 50000 рублей полностью.
Определением Кудымкарского городского суда Пермского края от 26.10.2018 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен судебный пристав-исполнитель ОСП по г. Кудымкару, Юрлинскому и Юсьвинским районам УФССП по Пермскому краю Хорошева О.С., в качестве заинтересованного лица Управление Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю.
В судебном заседании представитель административного истца Бабин А.В. на заявленных требованиях настаивал.
Представитель административного ответчика ОСП по г. Кудымкару, Юрлинскому и Юсьвинским районам УФССП по Пермскому краю, административный соответчик судебный пристав-исполнитель ОСП по г. Кудымкару, Юрлинскому и Юсьвинским районам УФССП по Пермскому краю Хорошева О.С., представитель заинтересованного лица УФССП по Пермскому краю в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены.
Заинтересованное лицо прокурор Юсьвинского района Долдина Н.В. с требованиями не согласилась.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии ч. 11 ст. 30 ФЗ от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона. При этом, в силу ч. 12 ст. 30 указанного Федерального закона, срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 112 ФЗ от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Исполнительский сбор устанавливается в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера с должника-организации – в размере пятидесяти тысяч рублей.
В силу ч. 7 названной статьи ФЗ от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
В Постановлении от 30.07.2001 года № 13-П Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил, что размер исполнительского сбора представляет собой лишь допустимый его максимум, верхнюю границу, и с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем.
Основания ответственности за нарушения обязательств установлены статьей 401 ГК РФ, согласно которой лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В судебном заседании установлено, что решением Кудымкарского городского суда Пермского края от 20.03.2018 года, принятым по иску прокурора Юсьвинского района в интересах неопределенного круга лиц, на Администрацию Юсьвинского муниципального района Пермского края возложена обязанность в срок до 01.07.2018 года обеспечить финансирование мероприятий МБОУ «Тиминская основная общеобразовательная школа» по приобретению и установке технических средств системы видеонаблюдения, ограждения территории по всему периметру школы, приобретения и обеспечения установки охранной сигнализации, системы экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации.
Решение вступило в законную силу 23.04.2018 года.
16.07.2018 года Кудымкарским городским судом Пермского края прокурору Юсьвинского района по гражданскому делу № 2-352/2018 на основании решения суда от 26.03.2018 года выдан исполнительный лист серия ФС № 021110354.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Кудымкару, Юрлинскому и Юсьвинскому районам УФССП по Пермскому краю от 01.08.2018 года в отношении Администрации Юсьвинского муниципального района возбуждено исполнительное производство № 55788/18/59001-ИП, должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
В судебном заседании установлено, что решение суда в установленный срок административным истцом исполнено не было в полном объеме.
Из ответа Администрации Юсьвинского муниципального района от 20.09.2018 года на требования судебного пристава-исполнителя следует, что согласно решения Земского собрания Юсьвинского муниципального района от 18.09.2018 года № 333 «О внесении изменений в решение Земского собрания Юсьвинского муниципального района от 21.12.2017 года № 263 «О бюджете Юсьвинского муниципального района на 2018 год и на плановый период 2019-2020 годов» выделены денежные средства по подпрограмме «Приведение образовательных организаций в нормативное состояние», где на 2019 год заложена сумма 6534,8 тыс. рублей, на 2020 года – 6784,7 тыс. рублей. После вступления решения Земского собрания Юсьвинского муниципального района в законную силу Администрацией Юсьвинского муниципального района будут направлены в суд заявления о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.
Из пояснений представителя административного истца следует, что 28.09.2018 года они обратились в суд о предоставлении отсрочки исполнения решения суда от 20.03.2018 года, определением суда предоставлена отсрочка до 01.04.2019 года.
В связи с неисполнением должником требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, 10.10.2018 года судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Кудымкару, Юрлинскому и Юсьвинскому районам УФССП по Пермскому краю Хорошевой О.С. вынесено постановление о взыскании с Администрации Юсьвинского муниципального района исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
Исполнительное производство на настоящее время не окончено.
Оценив данные обстоятельства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что доказательств, подтверждающих наличие оснований для освобождения административного истца от уплаты исполнительского сбора в соответствии с вышеуказанными нормами закона, суду не предоставлено.
Из материалов дела усматривается, что не смотря на то, что решение суда вступило в законную силу еще 23.04.2018 года, в установленный судом срок до 01.07.2018 года Администрацией Юсьвинского муниципального района не было предпринято достаточных и эффективных мер, направленных на исполнение решения суда в полном объеме. Отсутствие достаточных финансовых средств в бюджете муниципального образования не относится к числу обстоятельств, освобождающих должника от возложенной на него судом обязанности. Недостаточность средств бюджета относится к факторам экономического риска, которые должник должен был учитывать и своевременно принимать надлежащие меры к исполнению своих обязательств.
Меры к исполнению решения суда (внесение изменений в план-график мероприятий по оснащению объектов (территорий) образовательных организаций Юсьвинского муниципального района инженерно-техническими средствами и системами охраны, внесение изменений в бюджет) фактически были приняты Администрацией Юсьвинского муниципального района уже после 01.07.2018 года.
Ссылка административного истца на п. 15 Постановления Правительства РФ от 07.10.2017 года № 1235, предусматривающий то, что срок завершения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) не должен превышать 12 месяцев, основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора не является.
В связи с чем, с учетом длительного периода исполнения судебного акта, суд приходит к выводу, что указанные административным истцом обстоятельства не могут свидетельствовать об отсутствии его вины в неисполнении решения суда. Поэтому суд не усматривает оснований для освобождения Администрации Юсьвинского муниципального района от уплаты исполнительского сбора, взысканного на основании постановления судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Кудымкару, Юрлинскому и Юсьвинскому районам УФССП по Пермскому краю Хорошевой О.С. от 10.10.2018 года.
Руководствуясь ст.ст. 175–180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления Администрации Юсьвинского муниципального района Пермского края к Отделу судебных приставов по г. Кудымкару, Юрлинскому и Юсьвинскому районам Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю, судебному приставу-исполнителю Отдела судебных приставов по г. Кудымкару, Юрлинскому и Юсьвинскому районам Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю Хорошевой О.С. об освобождении от уплаты исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя от 10.10.2018 года по исполнительному производству № 55788/18/59001-ИП, отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кудымкарский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 29 октября 2018 года.
<данные изъяты>
Судья Е.Д. Калина