Гражданское дело № 2 - 1040/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 декабря 2018 года город Торжок
Торжокский городской суд Тверской области в составе
председательствующего судьи Морозовой И. С.
при секретарях судебного заседания: Павловой О. П., Кукушкиной Е. С.,
с участием истца – Елисеева С. А.,
представителя ответчика - Государственного учреждения – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Торжокском районе Тверской области (межрайонное) – Тиханиной Е. Ю., действующей на основании доверенности № 01 - 05/7545 от 04 июля 2017 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Елисеева С.А. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торжокском районе Тверской области (межрайонное) о признании незаконным отказа в установлении (выплате) пенсии № 164 от 06 августа 2018 года, включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов нахождения в командировках и периодов курсов повышения квалификации в льготном исчислении, обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения за её назначением,
у с т а н о в и л:
Елисеев С.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торжокском районе Тверской области (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии № 164 от 06 августа 2018 года, включении в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости периодов нахождения в командировках: с 13 января 2005 года по 14 января 2005 года и 23 ноября 2007 года, периодов нахождения на курсах повышения квалификации: с 17 ноября 2002 года по 30 ноября 2002 года, с 09 июня 2003 года по 23 июня 2003 года, с 29 сентября 2003 года по 31 октября 2003 года, с 27 октября 2008 года по 07 ноября 2008 года, с 27 ноября 2008 года по 20 декабря 2008 года, с 26 февраля 2013 года по 12 марта 2013 года, с 12 ноября 2013 года по 22 декабря 2013 года, с 13 марта 2018 года по 26 марта 2018 года, обязании ответчика назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с 04 июня 2018 года.
В обоснование заявленных требований указано следующее.
С 29 июля 1999 года по 17 августа 1999 года истец работал в должности врача-хирурга на 0,75 и 0,5 ставки поликлиники и в должности оперирующего врача-хирурга на 0,25 и 0,5 ставки МЧС № 139. С 18 августа 1999 года до настоящего времени работает в должности оперирующего врача-хирурга хирургического отделения стационара Осташковской центральной районной больницы на 1,0 ставку. 04 июня 2018 года обратился в Пенсионный фонд в городе Осташкове с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Решением от 06 августа 2018 года № 164 в назначении досрочной страховой пенсии по старости истцу отказано ввиду отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ, согласно расчету Пенсионного фонда специальный стаж составил 29 лет 4 месяца 1 день при требуемом специальном стаже 30 лет. Из стажа, дающего право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, были исключены периоды нахождения в командировках: с 13 января 2005 года по 14 января 2005 года и 23 ноября 2007 года, периодов нахождения на курсах повышения квалификации: с 17 ноября 2002 года по 30 ноября 2002 года, с 09 июня 2003 года по 23 июня 2003 года, с 29 сентября 2003 года по 31 октября 2003 года, с 27 октября 2008 года по 07 ноября 2008 года, с 27 ноября 2008 года по 20 декабря 2008 года, с 26 февраля 2013 года по 12 марта 2013 года, с 12 ноября 2013 года по 22 декабря 2013 года, с 13 марта 2018 года по 26 марта 2018 года.
Отказ Пенсионного фонда в назначении досрочной страховой пенсии по старости истец считает незаконным, необоснованным и нарушающим право на получение досрочной страховой пенсии по старости в силу п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Постановления Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, Постановления Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, Приказ Министерства здравоохранения РФ от 03 августа 2012 года № 66н, ст. 166, 167, 187 Трудового Кодекса РФ.
Поскольку в периоды прохождения курсов повышения квалификации и нахождения в командировках за заявителем сохранялась работа в должности и в учреждении, работа в которых включается в страховой стаж в льготном исчислении, следовательно, истец считает, что данные периоды также подлежат включению в страховой стаж в льготном исчислении. Таким образом, считает, что указанные периоды приравниваются к работе, во время исполнения которой работник направлялся на данные курсы и в командировку, следовательно, исчисление стажа в данный период времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность.
По мнению истца его страховой стаж на момент обращения в Фонд составлял 30 лет и 2 дня, в связи с чем Пенсионный фонд РФ неправомерно отказал в назначении пенсии.
При назначении досрочной страховой пенсии по старости просит руководствоваться нормами ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и статьями 166, 167 и 187 Трудового кодекса РФ.
Истец Елисеев С. А. в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования по основаниям, изложенным в иске, просил иск удовлетворить.
Представитель ответчика – Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Торжокском районе (межрайонное) Тиханина Е. Ю. в судебном заседании пояснила, что отказ Елисееву С. А. в установлении досрочной страховой пенсии по старости на льготных условиях считает законным и обоснованным по основаниям, изложенным в решении об отказе в установлении пенсии № 164 от 06.08.2018, так как у истца отсутствует необходимая продолжительность специального стажа. В периоды нахождения на курсах повышения квалификации и в командировках работником не выполняется работа, которая даёт право на досрочное назначение пенсии. Кроме того, периоды курсов повышения квалификации в числе прочих периодов, которые включаются в специальный стаж наравне с работой, Постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 2002 года не поименованы.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Тверской области «Осташковская центральная районная больница», будучи надлежаще извещённым о времени и месте судебного заседания, представителя для участия в нём не направило, об отложении судебного заседания не просило.
Руководствуясь положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, поскольку о времени и месте судебного заседания оно извещено надлежаще.
Выслушав истца и представителя ответчика, исследовав и оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение в случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Согласно статье 55 Конституции Российской Федерации права и свободы гражданина могут быть ограничены лишь федеральным законом и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 03 июня 2004 года № 11-П в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, развивается система социальных служб; каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 7; ст. 37, ч. 3; ст. 39, ч. 1).
Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со ст. 39 (ч. 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400 - ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400 - ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400 - ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьёй 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400 - ФЗ.
Пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно ч. 2 ст. 30 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В силу ч. 3 ст. 30 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (до января 2015 года), засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ»).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» установлено (п. 1 пп. «н»), что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее в тексте - Постановление от 29 октября 2002 года № 781);
список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно (далее в тексте - Постановление от 22 сентября 1999 года № 1066);
список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абз. 4, 5 п. 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно (далее в тексте - Постановление от 06 сентября 1991 года № 464);
перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01 января 1992 года (далее в тексте Постановление от 17 декабря 1959 года № 1397), а с 14 ноября 2002 года - в соответствии со Списками и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781.
Статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусматривалось, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с п. 1 Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464, право на пенсию за выслугу лет имели врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности. Данным Списком предусмотрена должность врача-хирурга, работа в которой засчитывается в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости как один год за год и шесть месяцев.
В списке должностей, работа которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066, указаны должности врачи-специалисты (кроме врачей-статистиков), в том числе врачи-руководители учреждений (их структурных подразделений), осуществляющие врачебную деятельность.
Пунктом 3 указанного постановления предусматривалось, что врачам и среднему медицинскому персоналу, работавшим в должностях в структурных подразделениях согласно Приложению, один год работы засчитывается за один год и 6 месяцев при условии занятости в соответствующих должностях в течение полного рабочего дня.
Списком должностей и учреждений, работа в которых считывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденным Постановлением № 781, предусмотрено, что соответствующим правом обладают лица, осуществлявшие свою деятельность в должности врача, в том числе, больниц, поликлиник и госпиталей всех наименований (пункты 1, 6, 9).
Исходя из подп. б пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ, утвержденных постановлением № 781, лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев. В таком же порядке в стаж работы засчитываются периоды работы в соответствующих должностях в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи), перечисленных в пунктах 1 - 3 перечня в организациях (структурных подразделениях), указанных в пункте 6 настоящих Правил.
В соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Пунктом 2 этой же статьи предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Судом установлено, что Елисеев С. А. 04 июня 2018 года обратился в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торжокском районе Тверской области (межрайонное) (далее - УПФР в Торжокском районе Тверской области (межрайонное)) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в связи с лечебной деятельностью.
Согласно записям в копии трудовой книжке Елисеева С. А. с 16 октября 1995 года по 20 июня 1997 года он работал в Городской больнице № 6 города Твери в должности массажиста физиотерапевтического отделения, с 01 сентября 1991 года по 26 июня 1997 года обучался на дневном отделении лечебного факультета Тверской государственной медицинской академии, с 01 сентября 1997 года по 28 июля 1998 года обучался в интернатуре на кафедре хирургических болезней № 1 в качестве врача-интерна, с 29 июля 1998 года принят временно на 0,25 ставки врача-хирурга стационара и 0,75 ставки врача-хирурга поликлиники Медико-санитарной части № 139, с 01 сентября 1998 года переведен на 0,5 ставки врача-хирурга стационара и 0,5 ставки врача-хирурга поликлиники Медико-санитарной части № 139, с 17 августа 1999 года уволен с работы переводом в Центральную районную больницу города Осташкова, с 18 августа 1999 года принят временно на должность врача-хирурга стационара МУ «Осташковская центральная районная больница» и с 29 августа 1999 года переведен на постоянную работу в данной должности, где и работает по настоящее время.
Решением заместителя руководителя территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации № 164 от 06 августа 2018 года в установлении досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400 - ФЗ «О страховых пенсиях» Елисееву С. А. отказано ввиду отсутствия необходимой продолжительности специального стажа.
В бесспорном порядке пенсионный орган зачел в льготный стаж истца следующие периоды работы, составившие общую продолжительность 29 лет 04 месяца 01 день:
- с 29 июля 1998 года по 17 августа 1999 года – в должности врача-хирурга на 0,75 и 0,5 ставки в поликлинике и в должности оперирующего врача-хирурга стационара на 0,25 и 0,5 ставки МСЧ № 139,
- с 18 августа 1999 года по 04 июня 2018 года – в должности оперирующего врача-хирурга хирургического отделения стационара Осташковской ЦРБ на 1,0 ставку.
В специальный стаж Елисеева С. А. не были включены, в том числе оспариваемые периоды нахождения в командировках: с 13 января 2005 года по 14 января 2005 года и 23 ноября 2007 года, периодов нахождения на курсах повышения квалификации: с 17 ноября 2002 года по 30 ноября 2002 года, с 09 июня 2003 года по 23 июня 2003 года, с 29 сентября 2003 года по 31 октября 2003 года, с 27 октября 2008 года по 07 ноября 2008 года, с 27 ноября 2008 года по 20 декабря 2008 года, с 26 февраля 2013 года по 12 марта 2013 года, с 12 ноября 2013 года по 22 декабря 2013 года, с 13 марта 2018 года по 26 марта 2018 года.
Указанные обстоятельства сторонами не оспаривалось.
Разрешая требования истца о включении в специальный стаж работы Елисеева С. А. периодов нахождения в командировке и на курсах повышения квалификации в льготном исчислении, суд приходит к следующему.
Из справки за 2018 год ГБУЗ «Осташковская ЦРБ» следует, что Елисеев С. А. во время командировок и курсов повышения квалификации ему начислялась средняя заработная плата и уплачивались страховые взносы.
Данное обстоятельство подтверждается соответствующими карточками-справками и расчетными листками ГБУЗ «Осташковская ЦРБ» и архивной справкой Архивного отдела Администрации Осташковского городского округа о начислении денежных средств Елисееву С. А. за спорные периоды работы.
Согласно справке № 87 от 04 июня 2018 года ГБУЗ «Осташковская ЦРБ» Елисеев С. А. находился в командировке с 13 января 2005 года по 14 января 2005 года (приказ № 1 от 05 января 2005 года) и 23 ноября 2007 года ((приказ № 138 от 22 ноября 2007 года), на курсах повышения квалификации с 17 ноября 2002 года по 30 ноября 2002 года (приказ № 35 от 16 ноября 2002 года), с 09 июня 2003 года по 23 июня 2003 года (приказ № 82 от 29 мая 2003 года), с 29 сентября 2003 года по 31 октября 2003 года (приказ № 88 от 28 сентября 2003 года), с 27 октября 2008 года по 07 ноября 2008 года (приказ № 86 от 23 октября 2008 года), с 27 ноября 2008 года по 20 декабря 2008 года (приказ № 94 от 27 ноября 2008 года), с 26 февраля 2013 года по 12 марта 2013 года (приказ № 23 от 18 февраля 2013 года), с 12 ноября 2013 года по 22 декабря 2013 года (приказ № 134 от 30 октября 2013 года), с 13 марта 2018 года по 26 марта 2018 года (приказ № 25 от 01 марта 2018 года).
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец Елисеев С. А. был зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования с 29 октября 1999 года, что следует из выписки из индивидуального лицевого счёта, спорные периоды трудовой деятельности имели место после регистрации в системе государственного пенсионного страхования.
Факт нахождения на курсах повышения квалификации истца Елисеева С. А. подтверждается сведениями о прохождении повышения квалификации № 150 от 15 февраля 2003 года в Санкт-Петербургском государственном медицинском университете по тематике «Лапароскопическая хирургия» с 23 декабря 2002 года по 15 февраля 2003 года; сведениями Тверской государственной медицинской академии о прохождении повышения квалификации в период с 09 по 23 июня 2003 года по тематике «Стационарная помощь и система работы больничного конвейера в условиях рыночных отношениях.
Также курсы повышения квалификации истца Елисеева С. А. имели место: в период с 22 сентября по 31 октября 2003 года – факультет повышения квалификации врачей ГОУ ВПО ТГМА по хирургии (свидетельство о повышении квалификации № 3085 от 2003 года); с 24 декабря по 29 декабря 2007 года и с 09 января по 15 января 2008 года – факультет последипломного образования, повышения квалификации и переподготовки специалистов ГО ВПО Тверской ГМА Росздрава по организации здравоохранения и общественному здоровью (свидетельство о краткосрочном повышении квалификации № 350 от 2008 года); с 27 октября 2008 года по 20 декабря 2008 года – ФПДО, ПК и ППС ГОУ ВПО Тверской ГМА Росздрава по хирургии (свидетельство № 826 от 2008 года); с 26 февраля 2013 года по 12 марта 2013 года – факультет последипломного образования ГБОУ ВПО Тверская ГМА Минздрава России по программе «Технология и оптимизация оказания населению первичной медико-санитарной помощи»» (удостоверение № 343 от 2013 года); с 12 ноября 2013 года по 21 декабря 2013 года – факультет последипломного образования ГБОУ ВПО Тверская ГМА Минздрава России по дополнительной профессиональной программе «Актуальные вопросы хирургических болезней и организация хирургической помощи» (удостоверение № 594 от 21 декабря 2013 года); с 13 марта 2018 года по 26 марта 2018 года – факультет дополнительного профессионального образования, интернатуры и ординатуры ФГБОУ ВО Тверской ГМУ Минздрава России по программе «Экспертиза временной нетрудоспособности и контроль качества медицинской помощи» (удостоверение № 2115 от 26 марта 2018 года).
Разрешая спор о зачете в специальный трудовой стаж периодов нахождения истца на курсах повышения квалификации, суд исходит из того, что повышение квалификации обуславливает возможность продолжения истцом трудовой деятельности, на время учебы за истцом сохранялся заработок и рабочее место.
В спорные периоды истец работал и работает в ГБУЗ «Осташковская ЦРБ» в качестве врача-хирурга.
Согласно решению ответчика периоды работы истца, предшествующие направлению его на курсы повышения квалификации, зачтены в специальный стаж в льготном исчислении.
В соответствии с действовавшими в спорные периоды: ст. 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-1, приказа Минздрава Российской Федерации от 09 августа 2001 года № 314 «О порядке получения квалификационных категорий», ст. ст. 69, 72, 79 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» повышение квалификации для медицинского работника является обязательным требованием и имеет целью выявить соответствие профессиональных знаний и их профессиональных навыков занимаемой должности. Медицинская организация обязана обеспечивать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации медицинских работников в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в страховой стаж включались периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 3 этого же Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии со статьями 167, 187 Трудового кодекса РФ в период нахождения на курсах повышения квалификации, в командировках за работником сохраняется место работы заработная плата и производятся страховые отчисления, что является безусловным основанием для включения спорных периодов в соответствующий стаж работы для назначения пенсии.
Исходя из приведенных норм, периоды нахождения в командировке и на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, за которую работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем они подлежат включению в специальный стаж для назначения страховой пенсии по старости.
Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.
С учетом изложенного, периоды нахождения на курсах повышения квалификации приравниваются к работе, во время исполнения которой работник направлялся на указанные курсы, соответственно исчисление стажа в данные периоды времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность.
Право лица на назначение досрочной страховой пенсии на льготных условиях не может быть поставлено в зависимость от периодического прохождения им, как работником, обучения на курсах повышения квалификации, которое является для него обязательным условием дальнейшей медицинской деятельности, исключение данных периодов (которые фактически носят вынужденный характер) из специального стажа приведет к ущемлению прав работника в сфере пенсионного обеспечения. В этой связи периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации должны быть включены судом в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии в связи с лечебной деятельностью в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность в льготном исчислении (год как год и 6 месяцев).
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года, утвержденного Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 7 и 14 июня 2006 года (вопрос 29), суд, рассматривая спор, возникший в связи с отказом в назначении трудовой пенсии по старости досрочно, проверяет обоснованность решения об отказе пенсионного органа в назначении гражданину трудовой пенсии по старости досрочно, а также выясняет, имеется ли у гражданина право на назначение такой пенсии. Поэтому если у истца возникло право на трудовую пенсию по старости в период рассмотрения дела судом, то суд не лишен возможности указать в решении на право истца на такую пенсию и на дату возникновения этого права.
Разрешая требование истца об обязании ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьёй 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400 - ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за ней, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
С учетом спорных периодов у истца имеется льготный стаж на момент обращения к ответчику, что дает право на назначение досрочной пенсии истцу с 04 июня 2018 года, как того просит истец, в связи с чем в соответствии с частью 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации принимает решение в пределах заявленных истцом требований.
Учитывая изложенное, иск Елисеева С. А. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торжокском районе Тверской области (межрайонное) в пределах заявленных требований подлежит удовлетворению в полном объёме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
иск Елисеева С.А. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торжокском районе Тверской области (межрайонное) о признании незаконным отказа в установлении (выплате) пенсии № 164 от 06 августа 2018 года, включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов нахождения в командировках и периодов курсов повышения квалификации в льготном исчислении, обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости с 04 июня 2018 года удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Торжокском районе Тверской области (межрайонное) включить Елисееву С.А. в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды нахождения в командировках:
с 13 января 2005 года по 14 января 2005 года,
23 ноября 2007 года,
и на курсах повышения квалификации в льготном исчислении (один год как год и 6 месяцев):
с 17 ноября 2002 года по 30 ноября 2002 года,
с 09 июня 2003 года по 23 июня 2003 года,
с 29 сентября 2003 года по 31 октября 2003 года,
с 27 октября 2008 года по 07 ноября 2008 года,
с 27 ноября 2008 года по 20 декабря 2008 года,
с 26 февраля 2013 года по 12 марта 2013 года,
с 12 ноября 2013 года по 22 декабря 2013 года,
с 13 марта 2018 года по 26 марта 2018 года.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торжокском районе Тверской области (межрайонное) назначить Елисееву С.А. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400 – ФЗ «О страховых пенсиях» с 04 июня 2018 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд посредством подачи апелляционной жалобы через Торжокский городской суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий И. С. Морозова
Решение принято в окончательной форме 31 декабря 2018 года.
Председательствующий И. С. Морозова