Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ года <адрес>, МО
Истринский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Захаровой Е.А.,
при секретаре ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ГУ - УПФ РФ № по <адрес> и <адрес> о досрочном назначении страховой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к ГУ - Управлению Пенсионного Фонда РФ № по <адрес> и <адрес> о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
В обоснование своих требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ решением ответчика № истице отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, ввиду отсутствия необходимого специального стажа работы в соответствующих учреждениях.
Так, ответчиком не засчитаны в специальный трудовой стаж следующие периоды: отпуск без сохранения заработной платы ДД.ММ.ГГГГ,
периоды обучения истицы на курсах повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периоды работы в Истринской ЦРБ старшим фельдшером-лаборантом с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г.
Считает, что ей необоснованно не были зачтены в льготный специальный стаж указанные периоды, в связи с чем, просит суд включить спорные периоды в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию по старости, и взыскать судебные расходы на оплату услуг представителя в размере <данные изъяты> рублей.
В судебное заседание истица ФИО1 не явилась, воспользовалась услугами представителя по доверенности ФИО6, которая в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме и просила суд их удовлетворить.
Представитель ответчика УПФ РФ № 27 по г. Москве и Московской области по доверенности ФИО7 возражал против удовлетворения заявленных требований, считая отказ законным.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, дав юридическую оценку собранным по делу доказательствам, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
На основании п.1 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу подп. 20 п.1, п. 2 ст. 30 Федерального закона РФ № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
На основании п. 1 ст. 11 указанного Федерального закона, в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с п.Н ч.1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются:
список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно;
списокпрофессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно.
В соответствии с ч.3 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
При этом и при исчислении периодов работы лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, согласно подпункту "в" пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 применяются:
Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.;
постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно;
Правила исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно.
Согласно позиции, изложенной в абз.3 п.19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", в соответствии с которым по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на досрочное установление трудовой пенсии по старости по нормам ФЗ N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
Согласно абз.7 п.14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях", Закон СССР от 15 мая 1990 года "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении N 81-О от 04 марта 2004 г., согласно которой право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не связывается с организационно-правовой формой и наименованием организации, в которой осуществляется лечебная деятельность. Решающее значение имеет вопрос о тождественности должностей и учреждений здравоохранения, с учетом работы в которых досрочно назначается пенсия и которые предусмотрены Постановлением Правительства N 781 от 29 октября 2002 г. и аналогичных должностей и учреждений (организаций), имевших ранее иные наименования, а также тождественность выполняемой работником лечебной и иной работы по охране здоровья населения, дающей право на пенсию.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Решением комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ в назначении пенсии ей было отказано ввиду отсутствия необходимого специального стажа работы в соответствующих учреждениях.
Из материалов дела установлено, что ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время осуществляет трудовую деятельность, связанную с охраной здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Как следует из Решения об отказе в установлении пенсии № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 не засчитаны в специальный стаж работы, не засчитаны следующие периоды: отпуск без сохранения заработной платы ДД.ММ.ГГГГ, периоды обучения истицы на курсах повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периоды работы в Истринской ЦРБ старшим фельдшером-лаборантом с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г.
Из представленной суду трудовой книжки ФИО1 усматривается, что с ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность старшим фельдшером лаборантом <данные изъяты>.
Разрешая требования истца о включении периода работы в <данные изъяты> старшим фельдшером-лаборантом с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. в специальный стаж суд приходит к выводу, что указанный период подлежит включению в специальный стаж, поскольку по волеизъявлениюзастрахованного лица к указанному периоду возможно применить не список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066,а список утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464.
Таким образом, изложенное выше свидетельствует об осуществлении ФИО1 в указанные выше периоды лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Разрешая требования истца о включении в специальный стаж периодов обучения на курсах по повышению квалификации с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., судом принимается следующее.
Как следует из уточняющей справки <данные изъяты>" ФИО1 была направлена на курсы повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ.; с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.
Из материалов дела следует, что на курсы повышения квалификации истица была направлена работодателем, с сохранением места работы, должности и заработной платы, работодателем производились пенсионные отчисления, в связи с чем, суд полагает, что спорные периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, подлежат включению в специальный трудовой стаж ФИО1, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Таким образом, поскольку на момент обращения к ответчику за назначением пенсии истица имела право на досрочное назначение страховой пенсии, суд обязывает ГУ - УПФ РФ № по <адрес> и <адрес> назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Период отпуск без сохранения заработной платы ДД.ММ.ГГГГ ( <данные изъяты>) не подлежит включению в специальный стаж, поскольку в данный период истец не работала, и не получала заработную плату, в связи с чем взносы в Пенсионный фонда работодателем не исчислялись.
Согласно п. 1 ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Суд, учитывая сложность спора, количество судебных заседаний с участием представителя, руководствуясь принципом разумности и справедливости, взыскивает с ответчика в пользу ФИО1 в счет расходов на оплату услуг представителя <данные изъяты> руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к ГУ - УПФ РФ № по <адрес> и <адрес> о досрочном назначении страховой пенсии по старости – удовлетворить частично.
Обязать УПФ РФ № по <адрес> и <адрес> включить периоды нахождения ФИО1 на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по подп. 20 п.1 ст. 30 Федерального закона РФ № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях».
Обязать УПФ РФ № по <адрес> и <адрес> включить работы ФИО1 старшим фельдшером – лаборантом <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по подп. 20 п.1 ст. 30 Федерального закона РФ № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях».
Обязать государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ № по <адрес> и <адрес> назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости подп. 20 п.1 ст. 30 Федерального закона РФ № 400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О страховых пенсиях» с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ № по <адрес> и <адрес> в пользу ФИО1 <данные изъяты> (<данные изъяты>) рублей в счет расходов на оплату услуг представителя.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в апелляционном порядке в Московский областной суд через Истринский городской суд.
Судья:
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.