Дело № 2-368/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Прилузский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Шишеловой Т.Л.
при секретаре Лихачевой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Объячево
06 ноября 2015 года гражданское дело по иску Васильевой Т.Н. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в Прилузском районе Республики Коми о признании решения незаконным, обязании включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов работы, прохождения курсов повышения квалификации и семинаров, отпусков по беременности и родам и отпусков по уходу за ребенком, обязании назначить досрочную трудовую пенсию по старости,
установил:
Васильева Т.Н. обратилась в суд к ГУ УПФР в Прилузском районе с иском о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости обязании включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, периодов работы, прохождения курсов повышения квалификации и семинары, отпусков по беременности и родам и отпусков по уходу за ребенком, обязании назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента возникновения права на нее. Заявленные требования мотивированы тем, что 25 марта 2015 года обратилась в УПФР в Прилузском районе за досрочным назначением трудовой пенсии по подп.20 п. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях». Решением УПФР № от 24 июня 2015 года в назначении пенсии ей было отказано в связи с отсутствием требуемого стажа по лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При этом, периоды работы в должности заведующей Спаспорубской врачебной амбулатории, нахождения в отпусках по беременности и родам и в отпусках по уходу за ребенком, а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации, семинаров исключены ответчиком из стажа работы Васильевой в связи с лечебной деятельностью, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Полагая действия ответчика необоснованными, просит признать решение ГУ УПФР незаконным и обязать ГУ УПФ РФ в Прилузском районе назначить льготную пенсию.
В судебном заседании заявленные требования были уточнены и дополнены истцом в порядке ст. 39 ГПК РФ. Просит суд обязать ответчика назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с момента возникновения права на нее, включив в льготный стаж:
- периоды работы в должности заведующей Спаспорубской врачебной амбулатории: с 15.10.1994г. по 20.02.1995г., с 20.02.1996г. по 18.04.1996г., с 01.09.1996г. по 09.08.2001г., с 11.08.2001г. по 01.02.2003г., с 23.02.03г. по 30.03.2003г., с 23.04.2003г. по 10.05.2003г., с 01.06.2003г. по 16.11.2003г., с 12.12.2003г. по 11.03.2004г.;
- периоды нахождения в отпуске по беременности и родам с 21.02.1995г. по 19.02.1996г.;
- периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 19.04.1996г. по 31.08.1996г.;
- периоды прохождения курсов повышения квалификации: с 14.04.1993г. по 25.06.1993г., с 02.02.2003г. по 22.02.2003г., с 31.03.2003г. по 22.04.2003г., с 11.05.2003г. по 31.05.2003г., с 17.11.2003г. по 11.12.2003г., с 12.11.2006г. по 25.11.2006г., с 27.09.2010г. по 26.10.2010г., с 03.12.2012г. по 11.12.2012г., с 29.03.2015г. по 26.04.2015г.;
- участие в семинарах, конференциях: с 15.03.1993г. по 20.03.1993г., с 02.04.2007г. по 03.04.2007г., с 25.04.2007г. по 27.04.2007г., с 11.02.2008г. по 13.02.2008г., 04.03.2009г., 05.06.2009г., 24.02.2010г., 24.02.2012г., с 15.11.2012г. по 16.11.2012г., с 12.11.2013г. по 17.11.2013г., с 10.11.2014г. по 11.11.2014г., с 18.05.2015г. по 20.05.2015г.
При этом расчет стажа, необходимого для досрочного назначения страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности просит произвести с учетом стажа работы, как в городе, так и в сельской местности (при наличии не менее 30 лет стажа). На удовлетворении уточненных исковых требований истец настаивает
Представитель ответчика исковые требования не признала на основании доводов, изложенных в письменном отзыве.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, обозрев подлинные пенсионное дело Васильевой Т.Н., суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).
В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400 – ФЗ «О страховых пенсиях» право на досрочную пенсию по старости независимо от возраста имеют лица, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно ч. 2 ст. 30 вышеуказанного Федерального закона, Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.07.2014г. № 665, при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.;
Судом установлено, что 25.03.2015 года Васильева Т.Н. обратилась в УПФР в Прилузском районе с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности. Решением УПФР № от 24.06.2015 года, ввиду отсутствия требуемого стажа работы в связи с лечебной деятельностью, в назначении досрочной трудовой пенсии по старости истцу отказано.
При решении вопроса об установлении Васильевой Т.Н. досрочной трудовой пенсии по старости были рассмотрены следующие документы: трудовая книжка истца серии № от 31.07.1990 года; справка о работе, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью от 03.12.2012г. №, выданная ГБУЗ РК «Коми РБ»; справка, уточняющая особый характер работы, выданная ГБУЗ РК «Прилузская ЦРБ» от 25.03.2015г. №; сведения из индивидуального лицевого счета застрахованного лица после 01.01.1997г.; акт проверки от 23.06.2015г.; постановление главы администрации Прилузского района от 15.08.1994г. № «О сокращении коечного фонда лечебно-профилактических учреждений Прилузского района; приказ от 12.03.2004г. № МУ по Прилузской ЦРБ; функционально-должностная инструкция заведующего врачебной амбулаторией
Документами, представленными истцом, подтвержден страховой стаж (по состоянию на 25 марта 2015 года) 24 года 07 месяцев 22 дня (календарно) или стаж работы в связи с лечебной деятельностью 17 лет 11 месяцев 06 дней (в льготном исчислении).
В специальный стаж не были включены периоды: работы в должности заведующей Спаспорубской врачебной амбулатории: с 15.10.1994г. по 20.02.1995г., с 20.02.1996г. по 18.04.1996г., с 01.09.1996г. по 09.08.2001г., с 11.08.2001г. по 01.02.2003г., с 23.02.03г. по 30.03.2003г., с 23.04.2003г. по 10.05.2003г., с 01.06.2003г. по 16.11.2003г., с 12.12.2003г. по 11.03.2004г.; отпуска по беременности и родам с 21.02.1995г. по 19.02.1996г.; отпуска по уходу за ребенком с 19.04.1996г. по 31.08.1996г.; курсов повышения квалификации: с 14.04.1993г. по 25.06.1993г., с 02.02.2003г. по 22.02.2003г., с 31.03.2003г. по 22.04.2003г., с 11.05.2003г. по 31.05.2003г., с 17.11.2003г. по 11.12.2003г., с 12.11.2006г. по 25.11.2006г., с 27.09.2010г. по 26.10.2010г., с 03.12.2012г. по 11.12.2012г., с 29.03.2015г. по 26.04.2015г.; семинаров, конференций: с 15.03.1993г. по 20.03.1993г., с 02.04.2007г. по 03.04.2007г., с 25.04.2007г. по 27.04.2007г., с 11.02.2008г. по 13.02.2008г., 04.03.2009г., 05.06.2009г., 24.02.2010г., 24.02.2012г., с 15.11.2012г. по 16.11.2012г., с 12.11.2013г. по 17.11.2013г., с 10.11.2014г. по 11.11.2014г., с 18.05.2015г. по 18.05.2015г., оспариваемые истцом.
Указанные периоды были исключены Управлением из стажа работы Васильевой в связи с лечебной деятельностью, поскольку наименование учреждения – врачебная амбулатория – не соответствует наименованию учреждения – амбулатория, указанному в Списке от 06.09.1991г.
Кроме того, периоды курсов повышения квалификации, семинаров, конференций, имевшие место до 1994 года и после 2006 года, были исключены ответчиком, поскольку в указанные периоды лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения истцом не осуществлялась.
При таких обстоятельствах, оценивая правовые позиции сторон, суд руководствуется следующим.
Согласно записям в трудовой книжке Васильевой Т.Н., в рассматриваемые периоды времени истец осуществляла трудовую деятельность:
- с 01.08.1990г. по 04.08.1992г. – в должности врача – интерна – терапевта ГБУЗ РК «Коми РБ»;
- с 05.08.1992г. по 04.01.1994г. – в должности врача - терапевта Спаспорубской участковой больницы;
- с 05.01.1994г. по 14.01.1994г. – в должности главного врача Спаспорубской участковой больницы
- с 15.10.1994г. по 11.03.2004г. - в должности заведующей Спаспорубской врачебной амбулатории;
- с 12.03.2004г. по 31.01.2006г. – в должности заведующей, врача общей практики Спаспорубской амбулатории МУ «Прилузская ЦРБ» МО «Прилузский район»;
- с 01.02.2006г. по н.вр. – в должности врача общей практики Спаспорубской амбулатории ГБУЗ «Прилузская ЦРБ».
В пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 года № 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона № 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
Для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утв. постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464.
В соответствии с указанным Списком, в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях врачей и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
В то же время, в соответствии со Списком от 22.09.1999г. № 1066 и Списком от 29.10.2001г. № 781, должности врачей – специалистов всех наименований (кроме врачей – статистиков), в т.ч. врачей – руководителей учреждений (их структурных подразделений), осуществляющих лечебную деятельность, отнесены к должностям, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения; однако в графе «наименование учреждений» поименованы больницы всех наименований, а также амбулатории.
Между тем, во исполнение постановления главы администрации Прилузского района от 15.08.1994г. № 468, Прилузской ЦРБ был утвержден план сокращения коечного фонда по лечебно-профилактическим учреждениям Прилузского района с 01 сентября по 15 октября 1994 года, согласно которого Спаспорубская участковая больница стала наименоваться Спаспорубской врачебной амбулаторией.
Приказом ГБУЗ РК «Прилузская ЦРБ» от 12.03.2004г. № 136, в соответствии с приказом Минздрава России от 03.06.2003г. № 229 «О единой номенклатуре государственных и муниципльных учреждений здравоохранения», приказа Минздрава РФ от 27.08.1999г. № 337, Спаспорубская врачебная амбулатория переименована в Спаспорубскую амбулаторию МУ «Прилузская ЦРБ» МО «Прилузский район»
При изложенных обстоятельствах, периоды работы Васильевой Т.Н., начиная с 15 октября 1994 года по 11 марта 2004 года, в должности заведующей Спаспорубской врачебной амбулатории исключены ответчиком из стажа работы истца, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости, в связи с тем, что наименование учреждения – врачебная амбулатория отсутствует в поименованных Списках.
Однако, суд не может согласиться с данным доводом ответчика, поскольку в рассматриваемые периоды времени истец работала в медицинском учреждении - Спаспорубской врачебной амбулатории, в должности, предусмотренной Списками, а указание "врачебная" в наименовании данного медицинского учреждения, лишь уточняет медицинский профиль этого учреждения.
Амбулатория организуется в установленном порядке, как правило, в сельских населенных пунктах, в рабочих поселках, в поселках городского типа, курортных поселках, на объектах строительства, осуществляемого вне населенных пунктов.
Амбулатория может быть самостоятельным учреждением или входить в состав больницы.
Таким образом, деятельность Спаспорубской врачебной амбулатории, где работала истец в оспариваемые периоды, была связана с лечебно-профилактической деятельностью по охране здоровья населения. Поэтому выполнение истицей должностных обязанностей заведующей Спаспорубской врачебной амбулатории свидетельствует об осуществлении Васильевой Т.Н. лечебной деятельности по охране здоровья населения, что дает ей право на включение этих периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
При этом суд находит несостоятельными и доводы ответчика о том, что указанные периоды должны быть исключены из стажа работы истца в связи с лечебной деятельностью, поскольку в рассматриваемые периоды времени истец работала в должности врача – руководителя и непосредственно врачебную деятельность не осуществляла, в связи со следующим.
В соответствии со ст. 38 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" (утв. ВС РФ 22.07.1993 № 5487-1) первичная медико-санитарная помощь является основным, доступным и бесплатным для каждого гражданина видом медицинского обслуживания и включает: лечение наиболее распространенных болезней, а также травм, отравлений и других неотложных состояний; проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, медицинской профилактики важнейших заболеваний; санитарно-гигиеническое образование; проведение мер по охране семьи, материнства, отцовства и детства, других мероприятий, связанных с оказанием медико-санитарной помощи гражданам по месту жительства.
Первичная медико-санитарная помощь обеспечивается учреждениями муниципальной системы здравоохранения и санитарно - эпидемиологической службы.
Из Положения об амбулатории (приложения № 50 к приказу Минздрава СССР от 23.09.1981 № 1000) следует, что амбулатория является лечебно-профилактическим учреждением, призванным осуществлять в районе своей деятельности: проведение широких профилактических мероприятий по предупреждению и снижению заболеваемости; раннее выявление больных, диспансеризацию здоровых и больных; оказание квалифицированной медицинской помощи населению.
Приказом Минздрава СССР от 26.09.1978г. № 900 (в ред. от 23.12.1986г.) "О штатных нормативах медицинского, фармацевтического персонала и работников кухонь центральных районных и районных больниц сельских районов, центральных районных поликлиник сельских районов, городских больниц и поликлиник (амбулаторий) городов и поселков городского типа с населением до 25 тыс. человек, участковых больниц, амбулаторий в сельской местности и фельдшерско-акушерских пунктов", утверждены штатные нормативы медицинского персонала амбулаторий, расположенных в сельской местности (Приложение N 3).
Согласно указанного Приложения № 3, должности врачей устанавливаются из расчета: врач – терапевт – 0,5 ставки на 1 000 человек взрослого населения, врач – педиатр – 1,25 ставки на 1000 человек детского населения и врач – стоматолог – 0,25 ставки на 1 000 человек взрослого населения.
Между тем, представленными суду штатными расписаниями Спаспорубской врачебной амбулатории за 1994 – 1998 годы установлено, что в амбулатории предусмотрены следующие должности: заведующий врачебной амбулаторией – 1 шт.ед., в примечании также указано врач со 100% нагрузкой; врач – стоматолог – 1 шт.ед.; медсестра стоматологического кабинета – 0,5 шт.ед.; фельдшер – 1 шт.ед.; акушерка – 1 шт.ед.; медсестра – 1шт.ед.; фельдшер – лаборант – 1 шт.ед.; медсестра физиокабинета – 0,25 шт.ед.
Штатными расписаниями Спаспорубской врачебной амбулатории за 1999 – 2002 годы предусмотрены следующие должности: заведующий врачебной амбулаторией – 1 шт.ед., в примечании также указано врач со 100% нагрузкой; врач – стоматолог – 1 шт.ед.; медсестра стоматологического кабинета – 0,5 шт.ед.; фельдшер – 1 шт.ед.; акушерка – 1 шт.ед.; медсестра – 1шт.ед.; фельдшер – лаборант – 0,5 шт.ед.; медсестра физиокабинета – 0,25 шт.ед.
В штатном расписании Спаспорубской врачебной амбулатории на 2003 год предусмотрены следующие должности: заведующий врачебной амбулаторией – врач терапевт участковый – 1 шт.ед., в примечании также указано врач со 100% нагрузкой; врач – стоматолог – 1 шт.ед.; медсестра стоматологического кабинета – 0,5 шт.ед.; фельдшер – 1 шт.ед.; акушерка – 1 шт.ед.; медсестра – 1шт.ед.; фельдшер – лаборант – 0,5 шт.ед.; медсестра физиокабинета – 0,25 шт.ед.
Из штатного расписания Спаспорубской амбулатории на 2004 год следует, что в амбулатории предусмотрены следующие должности: заведующий врачебной амбулаторией – врач общей практики (семейный врач) – 1 шт.ед., в примечании также указано врач со 100% нагрузкой; фельдшер – 1 шт.ед.; акушерка – 0,5 шт.ед.; медсестра – 1шт.ед.; фельдшер – лаборант – 0,5 шт.ед.; медсестра физиокабинета – 0,5 шт.ед.
Согласно тарификационным спискам ГБУЗ РК «Прилузская ЦРБ» за период с 15.10.1994 год по 11.03.2004 год в Спаспорубкой врачебной амбулатории протарифицированы: врач – стоматолог и заведующей амбулаторией по 1 шт.ед..
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что в оспариваемый истцом период времени отдельной должности врача – терапевта в Спаспорубской врачебной амбулатории предусмотрено не было.
В то же время, согласно вышеприведенных штатных расписаний на заведующего амбулаторией были также возложены обязанности врача со 100% нагрузкой.
Более того, из функционально-должностной инструкции заведующего врачебной амбулаторией, утв. главным врачом Прилузской ЦРБ 08.01.1992 года, копия которой имеется в материалах пенсионного дела Васильевой, следует, что на заведующего врачебной амбулаторией возлагаются обязанности: а) как заведующего врачебной амбулаторией, так и б) как участкового врача. При этом, к должностным обязанностям заведующего врачебной амбулаторией, как участкового врача, отнесены: в т.ч.: анализ заболеваемости с временной утратой трудоспособности населения участка. Выдача листков временной нетрудоспособности и утвержденных справок; обеспечение населения участка квалифицированной амбулаторной, неотложной и медицинской помощью на дому; оказание квалифицированной медицинской помощи детям; проведение регулярного и полного лечебно-профилактического обслуживания неорганизованных детей и детей в школах и ДДУ, проведение профилактики инфекционных заболеваний у детей и т.д.
Кроме того, суду представлена функционально-должностная инструкция заведующей Спаспорубской врачебной амбулаторией, утв. приказом Прилузской ЦРБ№ от 16.12.2003г., и подписанная Васильевой Т.Н., согласно которой заведующий врачебной амбулаторией наряду с обязанностями заведующего выполняет также обязанности участкового врача, аналогичные вышеизложенным.
Факт выполнения истцом лечебной работы в оспариваемый период подтверждается также представленными суду медицинскими картами амбулаторных больных, исследованными в ходе настоящего судебного заседания.
Согласно п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
С учетом указанных обстоятельств суд приходит к выводу о том, что в период с 15.10.1994г. по 11.03.2004г. Васильева Т.Н. работала в лечебном учреждении, осуществляла лечебную деятельность по охране здоровья населения в качестве заведующего врачебной амбулаторией – врача общей практики, а наименование должности истца в штатных расписаниях и в трудовой книжке указано неполно, то есть без указания должности – врач.
Действующая система пенсионного обеспечения установления для лиц, осуществляющих лечебную деятельность в учреждениях здравоохранения, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости, основанная на нормативных правовых актах, в их взаимосвязи и совокупности, направлена на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста.
Отсюда следует, что позиция ответчика при отказе во включении вышеуказанных периодов в стаж работы в связи с лечебной деятельностью, дающий истцу право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, противоречит принципам правовой определенности и равенства сторон.
Иное толкование следует расценивать как установление новых правил, ошибочное толкование пенсионного законодательства в свою пользу, что противоречит общему смыслу законности и правомерности применения тех или иных законодательных актов, нарушает справедливый баланс между рассматриваемыми интересами.
Отсюда, суд считает необходимым решение Управления в части исключения из стажа работы Васильевой, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов работы в должности заведующей Спаспорубской врачебной амбулатории: с 15.10.1994г. по 20.02.1995г., с 20.02.1996г. по 18.04.1996г., с 01.09.1996г. по 09.08.2001г., с 11.08.2001г. по 01.02.2003г., с 23.02.03г. по 30.03.2003г., с 23.04.2003г. по 10.05.2003г., с 01.06.2003г. по 16.11.2003г., с 12.12.2003г. по 11.03.2004г. отменить, включив данные периоды в стаж работы истца в связи с лечебной деятельностью, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Рассматривая заявленные истцом требования о включении в вышеуказанный стаж периода отпуска по беременности и родам, суд находит их подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11 июля 2002 г.
Материалами дела установлено, что в период с 21.02.1995г. по 19.02.1996г. истец находилась в отпуске по беременности и родам.
Согласно пункту 4 и 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11 июля 2002 года, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.
По трудовому законодательству, отпуск по беременности и родам не относится к ежегодным оплачиваемым отпускам. Основанием для его предоставления служит медицинское заключение о временной нетрудоспособности, а оплачивается он через пособие по государственному социальному страхованию в виде пособия по беременности и родам. Основанием для назначения пособия по беременности и родам является выданный в установленном порядке листок нетрудоспособности, который служит документом, подтверждающим временную нетрудоспособность.
Таким образом, учитывая изложенное, период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам следует рассматривать как период получения пособия по беременности и родам в период временной нетрудоспособности и включать его в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Данное положение содержится и в письме Минтруда России и ПФР № 7392-ЮЛ\ЛЧ-25-25/10067.
Следовательно, период отпуска по беременности и родам с 21.02.1995г. по 19.02.1996г. подлежат включению в стаж работы Васильевой Т.Н. в связи с лечебной деятельностью, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
В то же время оснований для включения в стаж работы в связи с лечебной деятельностью, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периода нахождения Васильевой Т.Н. в отпуске по уходу за ребенком с 19.04.1996г. по 31.08.1996г. суд не находит по нижеприведенным основаниям.
До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 года № 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства", которым внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года; при этом статья 71 Основ изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
С принятием Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.
Таким образом, исходя из смысла приведенных выше нормативных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьёй 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 6 октября 1992 года.
Следовательно, поскольку оспариваемый истцом период отпуска по уходу за ребенком с 19.04.1996г. по 31.08.1996г. имел место после 06 октября 1992 года, он не подлежит включению в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 30 Закона «О страховых пенсиях».
Рассматривая заявленные истцом требования о признании незаконным решения в части исключения из трудового стажа периодов нахождения на курсах повышения квалификации, обязании включить указанные периоды в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, суд руководствуется следующим.
В соответствии с пунктом 1 Инструкции Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 07 апреля 1988 года № 62 «О служебных командировках в пределах СССР» служебной командировкой признается поездка работника по распоряжению руководителя объединения, предприятия, учреждения, организации на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.
Служебные поездки работников, постоянная работа которых протекает в пути или носит разъездной либо подвижной характер, не считаются командировками.
В силу пункту 2 Инструкции направление работников объединений, предприятий, учреждений, организаций в командировку производятся руководителями этих объединений, предприятий, учреждений, организаций и оформляется выдачей командировочного удостоверения по форме согласно приложению.
По усмотрению руководителя объединения, предприятия, учреждения, организации направление работника в командировку, наряду с командировочным удостоверением, может оформляться приказом.
Согласно пункту 8 Инструкции на рабочих и служащих, находящихся в командировке, распространяется режим рабочего времени и времени отдыха тех объединений, предприятий, учреждений, организаций, в которые они командированы.
На основании пункта 9 Инструкции за командированным работником сохраняется место работы (должность) и средний заработок во время командировки, в том числе и за время нахождения в пути.
Из представленных суду приказов, копии которых имеются в материалах дела, следует, что в периоды с 14.04.1993г. по 25.06.1993г., с 02.02.2003г. по 22.02.2003г., с 31.03.2003г. по 22.04.2003г., с 11.05.2003г. по 31.05.2003г., с 17.11.2003г. по 11.12.2003г., с 12.11.2006г. по 25.11.2006г., с 27.09.2010г. по 26.10.2010г., с 03.12.2012г. по 11.12.2012г., с 29.03.2015г. по 26.04.2015г., Васильева Т.Н. по распоряжению работодателя находилась на курсах повышения квалификации.
При этом, согласно представленных лицевых счетов, в указанные периоды времени за ней сохранялось место работы; ей выплачивалась средняя заработная плата и командировочные расходы.
Согласно статье 112 КЗоТ РФ и статье 187 ТК РФ, в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.
Исходя из анализа совокупности вышеуказанных правовых норм, поскольку время нахождения на курсах повышения квалификации относится к рабочему времени истца, за время нахождения на курсах повышения квалификации последней производилась выплата заработной платы, с которой работодатель производил отчисление страховых взносов; истец имеет право на зачет оспариваемых периодов прохождения курсов повышения квалификации в специальный стаж, и соответственно, получения пенсии на законных основаниях. Эффективная и скоординированная схема государственных пенсий исключает правовую неопределенность, не дает основание ответчику трактовать те или иные правовые нормы по данным правоотношениям в свою пользу, и в конечном итоге, не должна ухудшать положение истца.
Указанный вывод основывается и на постановлениях Европейского Суда по правам человека (Булгакова против РФ, Праведная против РФ), согласно которым пенсионные выплаты по своему содержанию являются гражданскими правами по смыслу пункта 1 Статьи 6 Конвенции и лишение законного права получения указанных выплат представляет собой вмешательство в право заявителя на уважение его имущества по смыслу статьи 1 Протокола №1 к Конвенции.
Таким образом, по мнению суда, периоды нахождения Васильевой Т.Н на курсах повышения квалификации с 14.04.1993г. по 25.06.1993г., с 02.02.2003г. по 22.02.2003г., с 31.03.2003г. по 22.04.2003г., с 11.05.2003г. по 31.05.2003г., с 17.11.2003г. по 11.12.2003г., с 12.11.2006г. по 25.11.2006г., с 27.09.2010г. по 26.10.2010г., с 03.12.2012г. по 11.12.2012г., с 29.03.2015г. по 26.04.2015г. подлежат включению в стаж работы истца, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
По аналогичным основаниям суд находит подлежащими удовлетворению и заявленные истцом требования о включении в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периодов участие в семинарах, конференциях: с 15.03.1993г. по 20.03.1993г., с 02.04.2007г. по 03.04.2007г., с 25.04.2007г. по 27.04.2007г., с 11.02.2008г. по 13.02.2008г., 04.03.2009г., 05.06.2009г., 24.02.2010г., 24.02.2012г., с 15.11.2012г. по 16.11.2012г., с 12.11.2013г. по 17.11.2013г., с 10.11.2014г. по 11.11.2014г., с 18.05.2015г. по 20.05.2015г.
В то же время, на основании ст. 196 ГПК РФ, суд рассматривает дело в рамках заявленных требований. Истец просит суд расчет стажа, необходимого для досрочного назначения страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности просит произвести с учетом стажа работы, как в городе, так и в сельской местности, включив оспариваемые периоды в специальный стаж из расчета 1 год работы за 1 год и 3 месяца.
В пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012г. № 30 разъяснено, что периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, по общему правилу засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочную пенсию лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в календарном порядке (пункт 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781).
Вместе с тем в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 названных Правил, если работа осуществлялась как в городе, так и в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца). В таком случае досрочная трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее 30 лет стажа. Если работа имела место только в сельской местности и (или) в поселке городского типа, то вышеназванные Правила не предусматривают возможности применения льготного порядка исчисления таких периодов работы, поскольку в данном случае право на досрочную пенсию по старости связано со стажем меньшей продолжительности - не менее 25 лет.
Поскольку трудовую деятельность по охране здоровья населения Васильева Т.Н. осуществляла как в городе, так и в сельской местности, суд считает возможным применить к сложившимся правоотношениям подпункт "а" пункта 5 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781; обязав ответчика включить истцу в стаж работы в связи с лечебной деятельностью в льготном исчислении как 1 год за 1 год 3 месяца периоды:
- работы в должности заведующей Спаспорубской врачебной амбулатории: с 15.10.1994г. по 20.02.1995г., с 20.02.1996г. по 18.04.1996г., с 01.09.1996г. по 09.08.2001г., с 11.08.2001г. по 01.02.2003г., с 23.02.03г. по 30.03.2003г., с 23.04.2003г. по 10.05.2003г., с 01.06.2003г. по 16.11.2003г., с 12.12.2003г. по 11.03.2004г.;
- отпуска по беременности и родам с 21.02.1995г. по 19.02.1996г.;
- курсов повышения квалификации: с 14.04.1993г. по 25.06.1993г., с 02.02.2003г. по 22.02.2003г., с 31.03.2003г. по 22.04.2003г., с 11.05.2003г. по 31.05.2003г., с 17.11.2003г. по 11.12.2003г., с 12.11.2006г. по 25.11.2006г., с 27.09.2010г. по 26.10.2010г., с 03.12.2012г. по 11.12.2012г., с 29.03.2015г. по 26.04.2015г.;
- семинаров, конференций: с 15.03.1993г. по 20.03.1993г., с 02.04.2007г. по 03.04.2007г., с 25.04.2007г. по 27.04.2007г., с 11.02.2008г. по 13.02.2008г., 04.03.2009г., 05.06.2009г., 24.02.2010г., 24.02.2012г., с 15.11.2012г. по 16.11.2012г., с 12.11.2013г. по 17.11.2013г., с 10.11.2014г. по 11.11.2014г., с 18.05.2015г. по 20.05.2015г.
Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
С учётом включения в стаж лечебной деятельности перечисленных выше периодов, которые, по мнению суда, необоснованно исключены из стажа лечебной деятельности истца пенсионным органом, стаж лечебной деятельности Васильевой Т.Н. на момент её обращения за назначением пенсии (25.03.2015г.) составит 29 лет 08 мес. 20 дней; что не дает ей право на досрочное назначение страховой пенсии.
Однако, статья 22 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" гласит, что страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Пенсионные органы устанавливают наличие оснований для назначения пенсии у гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии за тот период, который предшествовал принятию ими решения об отказе в назначении трудовой пенсии.
В то же время, рассматривая спор, возникший в связи с отказом в назначении трудовой пенсии по старости, суд проверяет обоснованность решения об отказе пенсионного органа в назначении гражданину трудовой пенсии по старости досрочно, а также выясняет, имеется ли у гражданина право на назначение такой пенсии.
Если в период рассмотрения дела судом у истца возникло право на трудовую пенсию по старости, то суд вправе указать в решении на право истца на такую пенсию и дату возникновения этого права.
Из представленных суду документов следует, что при включении оспариваемых истцом периодов в стаж работы в связи с лечебной деятельностью, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Федерального Закона «О страховых пенсиях» возникло у Васильевой Т.Н 17.06.2015г.; в связи с чем суд полагает необходимым обязать ответчика назначить истцу досрочно страховую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности с момента возникновения такого права, т.е. с 17 июня 2015 года.
Отсюда, рассмотрев дело в пределах заявленных требований и по заявленным основаниям, применительно к обстоятельствам возникшего спора, положениям ст.56, 57 ГПК РФ, оценив относимость, допустимость и достоверность, а также достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Васильевой Т.Н. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Прилузском районе Республики Коми о признании решения незаконным, обязании включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов работы, прохождения курсов повышения квалификации и семинаров, отпуска по беременности и родам и отпуска по уходу за ребенком, обязании назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента возникновения права на нее – удовлетворить в части.
Признать незаконным и отменить решение Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Прилузском районе Республики Коми № от 24 июня 2015 года в части исключения из стажа работы Васильевой Т.Н. в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов:
- работы в должности заведующей Спаспорубской врачебной амбулатории: с 15.10.1994г. по 20.02.1995г., с 20.02.1996г. по 18.04.1996г., с 01.09.1996г. по 09.08.2001г., с 11.08.2001г. по 01.02.2003г., с 23.02.03г. по 30.03.2003г., с 23.04.2003г. по 10.05.2003г., с 01.06.2003г. по 16.11.2003г., с 12.12.2003г. по 11.03.2004г.;
- отпуска по беременности и родам с 21.02.1995г. по 19.02.1996г.;
- курсов повышения квалификации: с 14.04.1993г. по 25.06.1993г., с 02.02.2003г. по 22.02.2003г., с 31.03.2003г. по 22.04.2003г., с 11.05.2003г. по 31.05.2003г., с 17.11.2003г. по 11.12.2003г., с 12.11.2006г. по 25.11.2006г., с 27.09.2010г. по 26.10.2010г., с 03.12.2012г. по 11.12.2012г., с 29.03.2015г. по 26.04.2015г.;
- семинаров, конференций: с 15.03.1993г. по 20.03.1993г., с 02.04.2007г. по 03.04.2007г., с 25.04.2007г. по 27.04.2007г., с 11.02.2008г. по 13.02.2008г., 04.03.2009г., 05.06.2009г., 24.02.2010г., 24.02.2012г., с 15.11.2012г. по 16.11.2012г., с 12.11.2013г. по 17.11.2013г., с 10.11.2014г. по 11.11.2014г., с 18.05.2015г. по 20.05.2015г.
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Прилузском районе Республики Коми включить Васильевой Т.Н. в стаж работы в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в льготном исчислении (1 год за 1 год и 3 месяца) периоды:
- работы в должности заведующей Спаспорубской врачебной амбулатории: с 15.10.1994г. по 20.02.1995г., с 20.02.1996г. по 18.04.1996г., с 01.09.1996г. по 09.08.2001г., с 11.08.2001г. по 01.02.2003г., с 23.02.03г. по 30.03.2003г., с 23.04.2003г. по 10.05.2003г., с 01.06.2003г. по 16.11.2003г., с 12.12.2003г. по 11.03.2004г.;
- отпуска по беременности и родам с 21.02.1995г. по 19.02.1996г.;
- курсов повышения квалификации: с 14.04.1993г. по 25.06.1993г., с 02.02.2003г. по 22.02.2003г., с 31.03.2003г. по 22.04.2003г., с 11.05.2003г. по 31.05.2003г., с 17.11.2003г. по 11.12.2003г., с 12.11.2006г. по 25.11.2006г., с 27.09.2010г. по 26.10.2010г., с 03.12.2012г. по 11.12.2012г., с 29.03.2015г. по 26.04.2015г.;
- семинаров, конференций: с 15.03.1993г. по 20.03.1993г., с 02.04.2007г. по 03.04.2007г., с 25.04.2007г. по 27.04.2007г., с 11.02.2008г. по 13.02.2008г., 04.03.2009г., 05.06.2009г., 24.02.2010г., 24.02.2012г., с 15.11.2012г. по 16.11.2012г., с 12.11.2013г. по 17.11.2013г., с 10.11.2014г. по 11.11.2014г., с 18.05.2015г. по 20.05.2015г.
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Прилузском районе Республики Коми назначить Васильевой Т.Н. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400 – ФЗ «О страховых пенсиях», с момента возникновения права на нее, т.е. с 17 июня 2015 года.
В удовлетворении требований, заявленных к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Прилузском районе Республики Коми, о включении в стаж работы в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов отпусков по уходу за ребенком, Васильевой Т.Н. – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Прилузский районный суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий Т.Л.Шишелова
Мотивированное решение составлено 09 ноября 2015 года