Дело № 2-665(1)/2015
РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации15 мая 2015 года г.Вольск
Вольский районный суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Козловой С.В.,
при секретаре Нешиной Е.Ю.,
с участием представителей истца Вавилова М.В. и Шаропатого В.В., представителей ответчиков Мищенко А.Н. и Колесникова К.П., ответчика Емелина П.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вольске дело по иску Шерстнева М. А. к Карлову А. С., Администрации Вольского муниципального района, Комитету по управлению муниципальным имуществом и природными ресурсами администрации Вольского муниципального района, Емелину П. В. о признании недействительными схемы расположения земельного участка, постановления Администрации Вольского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы расположения земельного участка», постановления Администрации Вольского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении земельного участка на условиях аренды», договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ года,
установил:
Шерстнев М. А. обратился в суд с исковым заявлением к Карлову А. С. и Администрации Вольского муниципального района о признании недействительными схемы расположения земельного участка, постановления Администрации Вольского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы расположения земельного участка», постановления Администрации Вольского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении земельного участка на условиях аренды», договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ года, указывая, что он являюсь собственником жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>. По соседству с ним, в <адрес> проживает ответчик Карлов А.С.
ДД.ММ.ГГГГ истцом было подано заявление в Вольский отдел Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес> с просьбой провести проверку по факту самовольного захвата Карловым А.С. земельного участка, расположенного перед принадлежащим ему жилым домом, и законности возведения на нем кирпичного гаража. В ходе проведенной проверки был установлен факт незаконного захвата Карловым А.С. указанного земельного участка и незаконности возведения на нем кирпичного забора и гаража, в связи с чем, он был привлечен к административной ответственности и ему было выдано предписание об устранении допущенных нарушений.
ДД.ММ.ГГГГ истцу стало известно, что Карлов А.С. оформил самовольно захваченный им земельный участок на условиях договора аренды. Предпосылкой для оформления спорного земельного участка послужила недействительная схема расположения земельного участка на кадастровом плане, подготовленная кадастровым инженером Емелиным П.В., так как на указанном земельном участке не отражен самовольно возведенный ответчиком кирпичный гараж и забор. Данная схема была утверждена постановлением Администрации Вольского муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ и в последствии на основании постановления Администрации Вольского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № и договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ спорный земельный участок площадью 169 кв.м. был предоставлен Карлову А.С. в пользование на условиях договора аренды.
Истец считает, что предоставление застроенного земельного участка действующим законодательством не допустима. По его утверждению, он желал наряду с Карловым А.С. приобрести спорный земельный участок в пользование на условиях договора аренды, но не мог этого сделать, так как на этом земельном участке имелось самовольно возведенное строение, в связи с чем, он вынужден был ждать того времени, когда указанное самовольное строение (гараж) будет снесено.
В своем исковом заявлении истец просит суд вынести решением, которым признать недействительными схему расположения земельного участка на кадастровом плане, постановление Администрации Вольского муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы расположения земельного участка», постановление Администрации Вольского муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении земельного участка на условиях аренды» и договор аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ года, заключенный между Комитетом по управлению муниципальным имуществом и природными ресурсами администрации Вольского муниципального района и Карловым А.С.
В ходе судебного разбирательства, с согласия сторон, к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены Комитет по управлению муниципальным имуществом и природными ресурсами администрации Вольского муниципального района и Емелин П. В..
В судебное заседание истец Шерстнев М.А. не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, его интересы на основании доверенности представляли Вавилов М.В. и Шаропатый В.В., который заявленные доверителем требования поддержали и дали пояснения, аналогичные изложенным в иске.
Ответчик Карлов А.С. в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, его интересы на основании ордера представлял адвокат Мищенко А.Н., который предъявленные к доверителю требования не признал и пояснил, что права истца на получение спорного земельного участка никто не нарушал, поскольку Шерстнев М.А. имел возможность наряду с Карловым А.С. подать заявление в Администрацию Вольского муниципального района о предоставлении ему этого участка на условиях договора аренды либо в собственность и участвовать вместе с ответчиком в торгах, однако этого не сделал.
Представитель ответчиков - Администрации Вольского муниципального района и Комитета по управлению муниципальным имуществом и природными ресурсами администрации Вольского муниципального района, действующий на основании доверенностей Колесников К.П., требования истца не признал и пояснил, что спорный земельный участок был предоставлен ответчику Карлову А.С. на общих основаниях. Он обратился с соответствующим заявлением в Администрацию Вольского муниципального района, которое было рассмотрено, и Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации ВМР указанная информация была опубликована в муниципальной газете «Вольский деловой вестник». В течение 30 дней Комитет по управлению муниципальным имуществом ожидал заявления от других граждан, желающих взять данный земельный участок в аренду. Истец такого желания не изъявил и заявление не подал, поэтому его права не нарушены.
Ответчик Емелин П.В. исковые требования Шерстнева М.А. не признал и пояснил, что при проведении кадастровых работ по формированию спорного земельного участка им в Росреестре уточнялись сведения о наличии на вышеуказанном земельном участке каких-либо строений. По данным Росреестра на данном земельном участке никаких объектов недвижимости не имелось. Схема расположения земельного участка отображает лишь правильность место положения участка и его поворотные точки. Если бы на земельном участке имелись строения, право на которые зарегистрировано в Росреестре, то эти строения были бы отображены на схеме.
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы настоящего дела, административных материалов, суд приходит к следующему.
Исходя из положений ст. 29 Земельного кодекса РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона РФ от 25.10.2001 года «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в редакции от 23.07.2013 года), распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Таким образом, Комитет по управлению муниципальным имуществом и природными ресурсами администрации Вольского муниципального района является структурным подразделением администрации Вольского муниципального района и уполномоченным органом на распоряжение земельными участками муниципального образования <адрес>.
В соответствии с ч. 1, 4, 7 и 11 ст. 30 Земельного кодекса РФ (в редакции действующей на момент возникновения спорных правоотношений), предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов (п.1).
Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- проведение работ по формированию земельного участка:
выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости"), работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (далее - кадастровые работы), осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка;
определение разрешенного использования земельного участка;
определение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - плата за подключение (технологическое присоединение));
принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
3) проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;
4) подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов) является основанием:
1) государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования при предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование;
2) заключения договора купли-продажи и государственной регистрации права собственности покупателя на земельный участок при предоставлении земельного участка в собственность;
3) заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду.
Предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а также в случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства или земельных участков из состава земель лесного фонда либо гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства.
В силу ч. 1, 3 ст. 30.1 ЗК РФ, земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта.
Предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.
В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанными гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.
В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.
Согласно ч. 1, 2, 5 ст. 31 ЗК РФ, гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Из материалов дела видно, что ДД.ММ.ГГГГ Карлов А.С. обратился в Администрацию Вольского муниципального района с заявлением о предоставлении земельного участка предполагаемой площадью 200 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> для индивидуального жилищного строительства (л.д.34).
Из составленного листа согласования соответствующих организаций по определению земельного участка для индивидуального жилищного строительства на территории Вольского муниципального района от 18.12.2013г.(л.д.36-37) следует, что на указанном земельном участке строений не имеется.
ДД.ММ.ГГГГ Карлов А.С. обратился в Администрацию Вольского муниципального района с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: <адрес> (л.д.38). К которому приложил схему расположения земельного участка на кадастровом плане, подготовленную кадастровым инженером Емелиным П.В. от ДД.ММ.ГГГГ г., из которой следует, что спорный земельный участок является свободным от застройки (л.д.39).
Постановлением Администрации Вольского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № вышеуказанная схема расположения земельного участка на кадастровом плане была утверждена с присвоением земельному участку площадью 169 кв.м. адреса: <адрес>.
В последующем, в соответствии с Федеральным законом РФ от 24.07.2007 года № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" указанный земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет за №.
ДД.ММ.ГГГГ в газете «Деловой вестник» № (521) Комитетом по управлению муниципальным имуществом и природными ресурсами администрации Вольского муниципального района было опубликовано сообщение о предстоящем предоставлении гражданам на праве аренды земельного участка по адресу: <адрес>, общей площадью 169 кв.м., для индивидуального жилищного строительства. Срок принятия от заинтересованных лиц заявлений указан 30 дней со дня публикации сообщения (л.д.44).
ДД.ММ.ГГГГ Карлов А.С. обратился в Администрацию ВМР с заявлением о предоставлении ему данного земельного участка на праве аренды сроком на 49 лет (л.д.43).
ДД.ММ.ГГГГ председателем Комитета по управлению муниципальным имуществом и природными ресурсами администрации ВМР было издано распоряжение № (л.д.45), согласно которому было решено предоставить спорный земельный участок без проведения аукционных торгов, так как поступило только одно заявление.
Постановлением Администрации Вольского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.46), земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> кадастровый номер №, общей площадью 169 кв.м., для индивидуального жилищного строительства в долгосрочную аренду сроком на 49 лет.
На основании данного постановления ДД.ММ.ГГГГ между Комитетом по управлению муниципальным имуществом и природными ресурсами администрации ВМР и Карловым А.С. был заключен договор аренды вышеуказанного земельного участка № (л.д.47-51).
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что процедура предоставления Карлову А.С. спорного земельного участка в аренду ответчиками была соблюдена полностью. При этом, истец Шерстнев М.А. имел возможность воспользоваться своим правом на получения данного земельного участка по договору аренды, для чего ему необходимо было обратиться с соответствующим заявлением в Администрацию Вольского муниципального района и принять участие вместе с ответчиком Карловым А.С. в торгах. Однако истец этого не сделал, в связи с чем, суд полагает, что его права ответчиками нарушены не были, поэтому не имеет правового значения то обстоятельство, что на момент составления схемы расположения земельного участка на нем располагалось самовольное строение.
При таких обстоятельствах, суд считает заявленные Шерстневым М.А. исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. 195-198 ГПК РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ № ░░ ░░.░░.░░░░ «░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ № ░░ ░░.░░.░░░░ «░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░», ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░