Дело № 2-11009/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Смирнова А.Г.,
при секретаре Хайдаровой С.К.,
с участием прокурора Загидулиной Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 9 декабря 2014 года гражданское дело по заявлению прокурора г. Сыктывкара в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Коми «Коми республиканский наркологический диспансер» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности осуществить постановку на профилактический учет несовершеннолетних, замеченных в немедицинском потреблении наркотических средств, психоактивных веществ, иных средств, влекущих одурманивание,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Сыктывкара обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к ГБУЗ РК «КРНД» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности осуществить постановку на профилактический учет несовершеннолетних, замеченных в немедицинском потреблении наркотических средств, психоактивных веществ, иных средств, влекущих одурманивание.
Ответчик ГБУЗ РК «КРНД» представил письменный отзыв на иск, указав, что профилактическому наблюдению подлежат лица, имеющие диагнозы наркологических расстройств с вредными последствиями (злоупотребления). Постановка диагноза и решение вопросов о взятии под наблюдение осуществляется комиссией, на добровольном согласии граждан, законных представителей.
В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования.
Ответчик явку представителя в судебное заседание не обеспечил.
Заслушав объяснения прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями ст. 41 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", профилактика - комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания.
Приоритет профилактики в сфере охраны здоровья относится к основным принципам охраны здоровья (ст. 4 закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ).
В соответствии со ст. 12 Закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ, приоритет профилактики в сфере охраны здоровья обеспечивается путем: 1) разработки и реализации программ формирования здорового образа жизни, в том числе программ снижения потребления алкоголя и табака, предупреждения и борьбы с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ; 2) осуществления санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий; 3) осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе предупреждению социально значимых заболеваний и борьбе с ними; 4) проведения профилактических и иных медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения в соответствии с законодательством Российской Федерации; 5) осуществления мероприятий по сохранению жизни и здоровья граждан в процессе их обучения и трудовой деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 46 Закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ, профилактика является частью диспансерного наблюдения.
Приказом Минздрава СССР от 12.09.1988 N 704 утверждена Инструкция о порядке диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств без клинических проявлений заболевания.
В соответствии с положениями раздела 2 вышеуказанной Инструкции, целью профилактического наблюдения является предупреждение развития у лиц группы риска хронического алкоголизма, наркомании и токсикомании. За время профилактического наблюдения лица группы риска получают необходимую медицинскую помощь, способствующую прекращению пьянства и употребления наркотических и других одурманивающих средств. Срок профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств, - 1 год.
Порядок постановки на учет в наркологических учреждениях (подразделениях) лиц с немедицинским потреблением наркотических и других одурманивающих средств изложен в Приказе Минздрава СССР и МВД СССР от 20.05.1988 N 402/109, утвердившем Инструкцию о порядке выявления и учета лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических или других средств, влекущих одурманивание, оформления и направления на принудительное лечение больных наркоманией.
В соответствии с п. 5.4 указанной Инструкции, установление диагноза или факта потребления наркотических или других средств, влекущих одурманивание, и решение вопроса о постановке на учет врачом-наркологом зависят от всей совокупности данных обследования и имеющихся объективных материалов; при этом отсутствие наркотических (одурманивающих) веществ в организме не момент освидетельствования при наличии других достаточно обоснованных сведений не может служить основанием для непостановки на учет.
Решением Верховного Суда РФ от 19.11.2012 N АКПИ12-1306 заявление о признании недействующими приказа Министерства здравоохранения СССР от 12 сентября 1988 г. N 704 "О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями" и утвержденной этим приказом Инструкции о порядке диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств без клинических проявлений заболевания, оставлено без удовлетворения.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от ** ** ** решение Верховного Суда Российской Федерации от ** ** ** г. оставлено без изменения.
Указанным решением, абзац первый раздела 1 Инструкции, которым определен круг лиц, подлежащих диспансерному учету и динамическому наблюдению в амбулаторных наркологических учреждениях, и абзац третий раздела 1 Инструкции, предусматривающий, что за лицами, обратившимися за наркологической помощью самостоятельно или по направлению различных общественных организаций, лечебно-профилактических учреждений, предприятий и организаций, органов внутренних дел, у которых злоупотребление алкоголем, наркотическими и другими одурманивающими средствами не сопровождается клиническими проявлениями заболевания ("группа риска"), организуется профилактическое наблюдение, признаны судом не противоречащими Закону Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан на ее оказании" и Федеральному закону "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят органы управления здравоохранением.
В силу положений ст. 5 закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ, органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних, употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе.
Согласно положений ст. 18 закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ, органы управления здравоохранением в пределах своей компетенции организуют круглосуточный прием несовершеннолетних, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, для оказания им медицинской помощи при наличии показаний медицинского характера; выявление, учет, обследование при наличии показаний медицинского характера и лечение несовершеннолетних, употребляющих алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, наркотические средства, психотропные или одурманивающие вещества, а также осуществление других входящих в их компетенцию мер по профилактике алкоголизма, незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ несовершеннолетними, наркомании и токсикомании несовершеннолетних и связанных с этим нарушений в их поведении, в том числе проведение профилактических медицинских осмотров обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования.
Проведенной проверкой установлено, что в ГБУЗ РК за 9 месяцев ** ** ** года 34 несовершеннолетних с интоксикацией психоактивными веществами было госпитализировано в отделение неотложной наркологической помощи, где было оказано стационарное лечение; 29 несовершеннолетних и родителей обращались в кабинет профилактики за консультацией; на профилактическом учете с зависимостью от курительных смесей, ПАВ, наркотических средств состоит только 1 подросток.
Таким образом, установлено, что ГБУЗ РК «КРНД» не приняты меры по постановке на профилактический учет несовершеннолетних, замеченных в немедицинском потреблении наркотических средств, психоактивных веществ, иных средств, влекущих одурманивание, в связи с чем, суд находит исковое заявление прокурора г. Сыктывкара подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным бездействие Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Коми «Коми республиканский наркологический диспансер» по неосуществлению мер по постановке на профилактический учет несовершеннолетних, замеченных в немедицинском потреблении наркотических средств, психоактивных веществ, иных средств, влекущих одурманивание.
Обязать Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Коми «Коми республиканский наркологический диспансер» осуществить постановку на профилактический учет несовершеннолетних, замеченных в немедицинском потреблении наркотических средств, психоактивных веществ, иных средств, влекущих одурманивание.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Сыктывкарский городской суд Республики Коми.
Председательствующий