Решение по делу № 33-907/2017 (33-17580/2016;) от 26.12.2016

Судья Коневских О.В.

Дело № 33-907-2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего Опалевой Т.П.,

судей Хасановой В.С., Казанцевой Е.С.,

при секретаре Семченко И.Г.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 25 января 2017 г. гражданское дело по апелляционной жалобе Молотова А.Б. на решение Свердловского районного суда г. Перми от 07 ноября 2016 г.

Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Опалевой Т.П., объяснения истца Молотова А.Б., судебная коллегия

у с т а н о в и л а :

Молотов А.Б. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Пермское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (далее Фонд), с учетом уточненных исковых требований просил признать незаконными действия Фонда по определению номера очереди и невыдаче путевки на санаторно-курортное лечение в течение 2014, 2015, 2016 годов, просил обязать Фонд обеспечить его путевкой на санаторно-курортное лечение, взыскать с Фонда компенсацию морального вреда в размере ** рублей.

В судебном заседании истец на иске настаивал.

Представитель ответчика с иском не согласилась.

Решением Свердловского районного суда г. Перми от 07.11.2016 г. в удовлетворении иска Молотову А.Б. было отказано.

В апелляционной жалобе истец Молотов А.Б. просит отменить решение суда первой инстанции, указывая на то, что санаторно-курортная путевка должна предоставляться инвалиду ежегодно, он подал заявление о предоставлении путевки в 2014г., однако до настоящего времени путевка ему не выдана. Истец считает, что предоставление путевки на санаторно-курортное лечение в порядке очередности исходя из даты подачи заявления на предоставление путевки действующим законодательством не предусмотрено. Недостаток бюджетного финансирования не должен влиять на право инвалидов получать санаторно-курортное лечение ежегодно.

Истец просит отменить решение суда первой инстанции и вынести новое решение об удовлетворении исковых требований.

Судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы.

Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что Молотов А.Б. является инвалидом ** группы.

23.01.2014 года Молотов А.Б. обратился в Пермское региональное отделение Фонда социального страхования РФ с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение за 2014 год, представив справку формы № 070/у-04.

До настоящего времени путевка на санаторно-курортное лечение Молотову А.Б. не предоставлена. По состоянию на 29.09.2016 г. его номер в очереди на получение санаторно-курортного лечения - **. В 2016 г. объем выделенных средств позволил обеспечить санаторно-курортным лечением инвалидов, обратившихся с заявлением до 01.11.2013 г.

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют указанные в ней категории граждан, в том числе инвалиды. В состав набора социальных услуг включается согласно п. 1.1 ч. 1 ст. 6.2 названного Федерального закона предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год (ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).

В силу ч. 5 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует, в том числе предоставление гражданам при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение (далее - Порядок).

Заявление о предоставлении путевки, к которому должны быть приложены все необходимые документы, в том числе справка по форме N 070/у-04, подается гражданином в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение (далее - органы социальной защиты населения), по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган (п. 3.7 Порядка). Территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации и органы социальной защиты населения, а также уполномоченные органы не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину (в том числе в электронном виде, если заявление было представлено в форме электронного документа) о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера (п. 3.8 Порядка). Санаторно-курортные путевки должны быть выданы не позднее чем за 18 дней до даты заезда в санаторно-курортное учреждение (п. 3.9 Порядка).

Частью 3 ст. 6.5 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ предусмотрено, что порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п.п. 1, 4, 19-21 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 864, финансовое обеспечение по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (в него входит предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение) является расходным обязательством Российской Федерации. Финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение и проездом на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, осуществляется за счет денежных средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, которые направляются в виде межбюджетных трансфертов Фонду социального страхования Российской Федерации. Фонд социального страхования Российской Федерации распределяет указанные денежные средства по территориальным отделениям Фонда на основании представленных ими бюджетных заявок и перечисляет их санаторно-курортным учреждениям в соответствии с заключенными с ними договорами.

В целях обеспечения реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг, социальных доплат к пенсии, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на ежемесячные денежные выплаты и предоставление социальных услуг, осуществляется ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (ч. 1 ст. 6.4 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).

Объем необходимого финансирования для исполнения требований Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ, в том числе в части обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение, определяется заблаговременно до принятия федерального закона о федеральном бюджете на новый финансовый год исходя из норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по санаторно-курортному лечению, ежегодно утверждаемого Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, и численности граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, по состоянию на 1 октября года, предшествующего очередному году, в котором указанные граждане будут иметь право на получение набора социальных услуг (п. 2 Методики расчета объема средств, предусмотренных на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1294).

Путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются территориальными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации за счет и в рамках выделенных бюджетных денежных средств в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Таким образом, из содержания приведенных нормативных положений, регулирующих отношения по предоставлению отдельным категориям граждан меры социальной поддержки в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, следует, что не исключается установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, что согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями ст. 17 Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение имеют в равной степени все указанные в ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ категории граждан, внеочередное или первоочередное обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение кого-либо из этих категорий граждан данный Закон не предусматривает.

Суд правильно указал в решении, что положение ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ о том, что периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год, само по себе не регулирует порядок и не устанавливает сроки предоставления им путевок на санаторно-курортное лечение. Если гражданин в установленном порядке обратился в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, подтвердив свое право на ее получение, но в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной и гражданин сохраняет за собой право на ее предоставление.

На основании изложенного, во внимание должно быть принято не только право Молотова А.Б. на получение путевки на санаторно-курортное лечение, но и права иных граждан-получателей набора социальных услуг, состоящих на учете для получения путевок на санаторно-курортное лечение в Пермском региональном отделении Фонда социального страхования РФ, заявления которых о предоставлении путевки были зарегистрированы ранее обращения Молотова А.Б.

Право Молотова А.Б. на санаторно-курортное лечение не может быть реализовано за счет нарушения прав иных граждан, также нуждающихся в государственной социальной помощи. Удовлетворение иска Молотова А.Б. и предъявление исполнительного листа к исполнению повлечет первоочередное предоставление путевки на санаторно-курортное лечение Молотову А.Б., в то время как обеспечение путевкой иных граждан, подавших заявление ранее него, будет отсрочено, что нарушает принцип социальной справедливости.

Исходя из правовой позиции Верховного Суда РФ, приведенной в Определении Верховного Суда РФ от 16.05.2016 г. № 8-КГ16-4, Молотов А.Б. не имеет права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение без учета установленной в регионе очередности.

Согласно ст.151 Гражданского кодекса РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

С учетом того, что вины Фонда в непредоставлении Молотову А.Б. путевки на санаторно-курортное лечение не имеется, право на получение санаторно-курортного лечения за счет бюджетных средств является имущественным правом, истец не представил обоснований того, какие его неимущественные права нарушены Фондом, то оснований для взыскания в его пользу компенсации морального вреда не имеется.

Таким образом, при разбирательстве дела судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, представленным доказательствам и доводам сторон дана надлежащая оценка. Решение суда основано на нормах закона, подлежащих применению, нарушения норм процессуального права судом не допущено, поэтому обжалуемое решение следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

Решение Свердловского районного суда г. Перми от 07 ноября 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Молотова А.Б. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:


33-907/2017 (33-17580/2016;)

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Молотов А.Б.
Ответчики
Пермское региональное отделение Фонд социального страхования РФ
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Опалева Татьяна Петровна
25.01.2017Судебное заседание
30.01.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.02.2017Передано в экспедицию
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее