Дело № 12-730/15
Р Е Ш Е Н И Е
19 июня 2015 года г.Сыктывкар
Судья Сыктывкарского городского суда Республики Коми Милюшене А.П., с участием представителя администратвиного орагана Сорокина А.В. (по доверенности), с участием защитников ООО «Прайм-Клининг» - Коюшева М.А. и Дубровского Ф.В. (по доверенности), рассмотрев жалобу защитника юридического лица Дубровского Ф.В. на постановление заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Коми Курбанова В.В. от ** ** ** г. №... о привлечении к административной ответственности ООО «Прайм-Клининг», ... за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.42 КоАП РФ,
у с т а н о в и л :
Постановлением заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Коми Курбанова В.В. от ** ** ** г. №... ООО «Прайм-Клининг» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.42 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере ....
Не согласившись с постановлением, защитник ООО «Прайм-Клининг» Дубровский Ф.В. обратился в суд с жалобой, указав на отсутствие вины в совершении вменяемого правонарушения.
При рассмотрении дела защитники ООО «Прайм-Клининг» Дубровский Ф.В. и Коюшев М.А. на доводах жалобы не настаивали, просили снизить назначенное наказание в связи с тяжелым материальным положением юридического лица.
Представитель административного органа Сорокин А.В. считает вынесенное постановление в части квалификации содеянного законным и обсонованным, в части назначенного наказания не возражает против снижера размера наказания.
Изучив доводы жалобы, выслушав явившихся, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.
В соответствии с п. 8) ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов суд обязан проверить законность и обоснованность вынесенного постановления в полном объеме, не ограничиваясь доводами заявителя.
Согласно протоколу об административном правонарушении №... от ** ** ** г. при проведении в период с ** ** ** г. по ** ** ** г. внеплановой выездной проверки в отношении ООО «Прайм-Клининг» установлено, что использование зоны санитарной охраны источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения с нарушением ограничений, установленных санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а именно:
Использование зоны (территория – земельный участок) в пределах второго и третьего пояса зоны санитарной охраны источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения ... района г.Сыктывкара (водозабор и насосная станция с забором воды из р. ..., расположенный адресу: ...) осуществляется с нарушением ограничений, установленных санитарными правилами и нормами.
На земельном участке прибрежной полосы р. ..., в конце ул. ..., являющимся в соответствии с проектом зон санитарной охраны источника водоснабжения хозяйственно-питьевого водопровода МО «...» и имеющим санитарно- эпидемиологическое заключение №...
Вторым поясом ЗСО (зоны санитарной охраны), допущено размещение снежных отвалов на площади около ... м2, объёмом около ... м2, в количестве четырех. Отвалы складированы также, частично на поверхности льда реки и земельном участке прибрежной полосы большегрузной техникой в отвалах снега имеются множественные вкрапления песка, остатки, не поддающиеся дифференцированию, желтого цвета снега.Снежные отвалы обусловливают опасность химического загрязнения вод.
Указанное является нарушением требований п. 4.1.3. СанПин 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод», п. 4.3. СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», п. 3.2.2.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», ст. 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» №52-ФЗ от 30.03.1999г.
Согласно ч. 2 ст. 8.42 КоАП РФ использование зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения с нарушением ограничений, установленных санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ).
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
На основании ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, при этом лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу ст. 8. Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно положениям ст. 2 указанного Закона санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе, посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Согласно положениям ст. 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.
При этом согласно ст. 3 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее – санитарное законодательство) состоит из указанного Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения определяются СанПиН 2.1.4.1110-02, соблюдение которых является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно положениям п.п. 1.4 и 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
При этом ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно - защитной полосой. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно - защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
Согласно п. 3.2.2.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 запрещено размещение складов горюче - смазочных материалов, ядохимикатов и минеральных удобрений, накопителей промстоков, шламохранилищ и других объектов, обусловливающих опасность химического загрязнения подземных вод. Размещение таких объектов допускается в пределах третьего пояса ЗСО только при использовании защищенных подземных вод, при условии выполнения специальных мероприятий по защите водоносного горизонта от загрязнения при наличии санитарно - эпидемиологического заключения центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора, выданного с учетом заключения органов геологического контроля.
Согласно п. 4.1.3. СанПин 2.1.5.980-00 не допускается сбрасывать в водные объекты, на поверхность ледяного покрова и водосборную территорию пульпу, снег, кубовые осадки и другие отходы и мусор, формирующиеся на территории населенных мест и производственных площадок.
Согласно п. 4.3. СанПиН 2.1.7.1322-03 размещение объекта складирования не допускается:
- на территории I, II и III поясов зон санитарной охраны водоисточников и минеральных источников;
- во всех поясах зоны санитарной охраны курортов;
- в зонах массового загородного отдыха населения и на территории лечебно-оздоровительных учреждений;
- рекреационных зонах;
- в местах выклинивания водоносных горизонтов;
- в границах установленных водоохранных зон открытых водоемов.
Нарушение указанных норм квалифицируется по ч. 2 ст. 8.42 КоАП РФ.
Изложенные в протоколе об административном нарушении доводы о выявленных нарушениях требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения подтверждаются актом проверки №... от ** ** ** г., объяснением А.Ю., объяснением Ж. ООО «Прайм-Клининг».
Таким образом, факт совершения ООО «Прайм-Клининг» административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.42 КоАП РФ, подтверждается материалами дела.
В бездействии ООО «Прайм-Клининг» имеется состав правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.42 КоАП РФ.
Вместе с тем имеются основания для изменения постановления должностного органа в части назначенного ООО «Прайм-Клининг» наказания.
В силу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ определяет, что при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В соответствии с п. 3.2, п. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
При таких обстоятельствах назначенное ООО «Прайм-Клининг» административное наказание в виде административного штрафа в сумме ... рублей, предусмотренном санкцией части 2 статьи 8.42 КоАП РФ, не соответствует характеру совершенного заявителем административного правонарушения, может повлечь избыточное ограничение прав юридического лица и с учетом конкретных обстоятельств дела, имущественного положения юридического лица подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией данной статьи, но до размера не менее половины минимального размера.
С учетом изложенного, оспариваемое постановление подлежит изменению путем снижения назначенного ООО «Прайм-Клининг» наказания в виде административного штрафа.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
р е ш и л :
Постановление заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Коми Курбанова В.В. от ** ** ** г. №... о привлечении ООО «Прайм-Клининг» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.42 КоАП РФ изменить: размер назначенного ООО «Прайм-Клининг» административного наказания в виде административного штрафа снизить с ... рублей до ... рублей.
В остальной части указанное постановление о привлечении к административной ответственности ООО «Прайм-Клининг» по ч. 2 ст. 8.42 КоАП РФ оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный суд Республики Коми в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения, путем подачи жалобы через Сыктывкарский городской суд Республики Коми.
Судья А.П. Милюшене