Решение по делу № 33-131/2017 (33-8184/2016;) от 09.12.2016

Дело № 33-131/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Тюмень 11 января 2017 года

Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:

председательствующего Колосковой С.Е.
судей Левиной Н.В., Ревякина А.В.
при секретаре Венцеле А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Плотниковой Т.В. на решение Центрального районного суда города Тюмени от 23 сентября 2016 года, которым постановлено:

«В удовлетворении иска a16 Т.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Тюмени Тюменской области о признании незаконным отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости, о включении периодов работы в стаж, дающих право на досрочное назначение пенсии, о назначении пенсии, отказать».

Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Ревякина А.В., объяснения истца, просившего об удовлетворении апелляционной жалобы, объяснения представителя ответчика ГУ-Управление пенсионного фонда РФ в г. Тюмени Тюменской области Поповой А.С., не согласившейся с доводами апелляционной жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

a17 обратилась в суд с иском с учетом уточнений к ответчику Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Тюмени Тюменской области о признании незаконным решения от 04 мая 2016 года <.......> об отказе в назначении страховой пенсии по старости a18 в соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», возложении обязанности на ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости на основании п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» с момента её официального обращения с заявлением в УПФР (ГУ) в г. Тюмени Тюменской области, т.е. с 27.04.2016 года. Также просила взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере <.......> рублей, судебные расходы на оплату услуг представителя в размере <.......> рублей, расходы по уплате государственной пошлины в размере <.......> рублей, расходы за оформление нотариальной доверенности в размере <.......> рублей. Исковые требования мотивированы тем, что с 2001 по 2011 годы она работала в должности бортпроводника ОАО «Авиакомпания «Ютэйр», количество налета часов в составе экипажа воздушного судна с 2001 по 2011 годы в качестве бортпроводника составило 7 913 часов 22 минуты, что приравнивается к специальному стажу 31 год. Полагает, что данный стаж, позволяет назначить ей страховую пенсию в соответствии с п.п. 13 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».

В ходе производства по делу в качестве соответчика привлечено ПАО «Авиакомпания «Ютэйр».

Истица a19 в судебное заседание суда первой инстанции не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Представитель истицы Сайфитдинов Р.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Тюмени Тюменской области Лоскот Л.В. в судебном заседании исковые требования не признала, указав, что должность бортпроводника не входит в летный состав экипажа. Согласно п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на досрочное назначение пенсии имеют только члены экипажа воздушного судна. Поэтому требования a20. просила оставить без удовлетворения.

Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласна истица a21 В апелляционной жалобе она просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме. Указывает, что пенсионное законодательство, не определяя перечня должностей летного состава гражданской авиации, относит к лицам, приобретающим право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, всех членов экипажей воздушных судов и летательных аппаратов независимо от того, в какой должности они работают, тем самым устанавливая самостоятельное правовое регулирование в области пенсионного обеспечения. Указывает, что бортпроводники относятся к кабинному экипажу и в совокупности с летным экипажем образуют экипаж воздушного судна, поэтому имеют право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях». С учетом положений Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсий работникам авиации летного, инжненрно-технического состава, а также службы управления воздушным движением, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 04 сентября 1991 года № 459, срок выслуги a22 составил 33 года.

В представленных суду апелляционной инстанции возражениях на апелляционную жалобу, представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Тюмени Тюменской области Манева А.Н., просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Истица a23 в заседание суда апелляционной инстанции не явилась. Учитывая, что о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы она была извещена надлежащим образом, ходатайства об отложении рассмотрения жалобы не заявлены, доказательства уважительности причин неявки в заседание суда апелляционной инстанции не представлены, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие указанного лица.

Проверив материалы дела в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Как следует из материалов дела и установлено судом, в период с 03.01.2001 года по 22.11.2011 года a24 работала в должности бортпроводника в ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр».

27 апреля 2016 года a25 <.......> года рождения, обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 13 1. 1 ст. 30 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Тюмени <.......> от 04 мая 2016 года истцу было отказано в назначении страховой пенсии по старости. В качестве основания для отказа указано на то, что на дату обращения с заявлением о назначении пенсии к ответчику, истица не достигла 45-летнего возраста и не имела определенного законом 15-летнего страхового стажа. Стаж истицы на соответствующих видах работ по пп. 1 п. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 года № 400-Ф3 составил 10 лет 08 месяцев 22 дня.

Согласно ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях», вступившего в силу с 01.01.2015 года, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Согласно подпункту 13 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действовавшего до 01 января 2015 года, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 этого Закона, мужчинам, проработавшим не менее 25 лет, и женщинам, проработавшим не менее 20 лет в летном составе гражданской авиации, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья - мужчинам, проработавшим не менее 20 лет, и женщинам, проработавшим не менее 15 лет в указанном составе гражданской авиации.

Аналогичное правовое регулирование по назначению пенсии работникам летного состава гражданской авиации закреплено в пункте 13 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившего в силу с 01 января 2015 года.

Пунктом 2 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ определено, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 названной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Такие же положения содержатся в части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Правительством Российской Федерации в рамках предоставленного ему полномочия 18 июля 2002 года принято Постановление № 537 «О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

С 01 января 2015 года также вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».

В соответствии с указанными постановлениями Правительства Российской Федерации при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым, в частности, на работах с вредными условиями труда, применяется Список № 1, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10; в летном составе гражданской авиации применяется Список должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года № 340-I «О государственных пенсиях в РСФСР», утверждённый Постановлением Совета Министров РСФСР от 04 сентября 1991 года № 459.

Статьей 79 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-I «О государственных пенсиях в Российской Федерации», утратившего силу с 01 января 2002 года в связи с введением в действие Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», было определено, что пенсия в связи с работой в летном и летно-испытательном составе устанавливается: мужчинам при выслуге не менее 25 лет, женщинам - не менее 20 лет; при оставлении летной работы по состоянию здоровья - мужчинам при выслуге не менее 20 лет, женщинам - не менее 15 лет. Пенсия в связи с работой по управлению воздушным движением устанавливается: мужчинам - по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет, из них не менее 12 лет 6 месяцев работы по непосредственному управлению полетами воздушных судов; женщинам - по достижении 50 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет, из них не менее 10 лет работы по непосредственному управлению полетами воздушных судов. Пенсия в связи с работой в инженерно-техническом составе по обслуживанию воздушных судов устанавливается: мужчинам - по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже работы в гражданской авиации не менее 25 лет, из них не менее 20 лет по непосредственному обслуживанию воздушных судов; женщинам - по достижении 50 лет и при общем трудовом стаже работы в гражданской авиации не менее 20 лет, из них не менее 15 лет по непосредственному обслуживанию воздушных судов.

Списком должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 04 сентября 1991 года № 459, предусмотрен исчерпывающий перечень должностей, дающих право на досрочное назначение пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации. К ним отнесены члены экипажей воздушных судов и других летательных аппаратов; летно-инструкторский состав; командно-летный состав: руководители (их заместители), инспекторы и другие специалисты по летной службе (летной работе) министерств, ведомств, управлений, объединений, предприятий, учреждений, организаций и их структурных подразделений, имеющие действующее летное свидетельство и участвующие в полетах в составе экипажа воздушного судна или другого летательного аппарата; парашютисты всех наименований, спасатели, а также десантники-пожарные всех наименований, инструкторы авиапожарной службы, руководители парашютных (парашютно-спасательных, поисково-спасательных) подразделений, работники внештатных и штатных парашютно-десантных групп, совершающие прыжки с парашютом или спуски (подъемы) на специальных спусковых (подъемных) устройствах с вертолетов, находящихся в режиме висения на высоте не менее 10 метров.

Согласно пункту 1 статьи 56 Воздушного кодекса Российской Федерации экипаж пилотируемого воздушного суда состоит из летного экипажа (командира, других лиц летного состава) и кабинного экипажа (бортоператоров и бортпроводников).

Пунктом 2.3.3 Наставления по производству полетов в гражданской авиации СССР, утвержденного Министерством гражданской авиации СССР 08 апреля 1985 года № 77 (действовал с 01 декабря 1985 года и утратил силу с 09 ноября 2009 года в связи с изданием приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 06 ноября 2009 года № 198), к летному составу экипажа были отнесены лица, имеющие действующее свидетельство летного состава, а также подготовку и опыт, необходимые для управления воздушным судном данного типа или его оборудованием: пилоты, штурманы, бортинженеры, бортмеханики, бортрадисты, летчики-наблюдатели, а также бортоператоры, выполняющие специальные работы. К обслуживающему персоналу экипажа отнесены бортпроводники, бортоператоры транспортных самолетов и другие специалисты, перечень которых определяется Министерством гражданской авиации.

Пунктом 3.1 Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 17 июля 2008 года № 108 (утратил силу в связи с изданием приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 31 июля 2009 года № 128), было определено, что экипаж воздушного судна состоит из летного экипажа (командира, других лиц летного состава) и кабинного экипажа (бортоператоров и бортпроводников).

Пунктом 21 Федеральных авиационных правил производства полетов государственной авиации, утвержденных приказом Министра обороны Российской Федерации от 24 сентября 2004 года № 275, к летному составу отнесены летчики, штурманы, курсанты (слушатели) летных учебных заведений и другие должностные лица, имеющие соответствующую специальность, годные по медицинскому заключению к летной работе и выполняющие функциональные обязанности в полете в составе экипажа в соответствии с руководством по летной эксплуатации воздушного судна.

Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по подпункту 13 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ (пункту 13 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях») из числа работников гражданской авиации имеют только отдельные категории таких работников, к числу которых относятся работники летного состава экипажа воздушного судна. Бортпроводники не входят в летный состав экипажа воздушного судна, относятся к кабинному экипажу, и их пенсионное обеспечение осуществляется в соответствии с правилами подпункта 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ (с 01 января 2015 года - пункта 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»), со Списком № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 (раздел «Транспорт», подраздел 3 «Гражданская авиация», позиция 12003000-11217).

Такое разделение правовых оснований досрочного назначения трудовой пенсии по старости между бортпроводниками и лицами, входящими в летный экипаж воздушного судна, связано с тем, что их функциональные обязанности различны по своей специфике и характеру, психофизиологические нагрузки, испытываемые ими во время полета, не идентичны.

Доводы апелляционной жалобы о том, что пенсионное законодательство относит к лицам, приобретшим право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, всех членов экипажей воздушных судов и летательных аппаратов независимо от того, на какой должности они работают, основаны на ошибочном толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.

Ссылка в апелляционной жалобе на Постановление Совета Министров РСФСР от 04 сентября 1991 года № 459 в обоснование довода о наличии у a26 права на досрочное назначение страховой пенсии по старости как работнику летного состава гражданской авиации несостоятельна, поскольку данным нормативным правовым актом определен перечень должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию по подпункту 13 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ (с 1 января 2015 года. - пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»), к которым a27 работавшая в должности бортпроводника, не относится.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 19 марта 2009 года № 260-О-О указал, что Список должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 79 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 года № 459, применяется при досрочном назначении работникам летного состава гражданской авиации трудовой пенсии по старости согласно пп. 13 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пп. «з» п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 года № 537). При этом, определение перечня должностей работников летного состава гражданской авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (досрочную пенсию по старости), осуществляется Правительством Российской Федерации на основе дифференцированной оценки их профессиональной деятельности, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, влияющими на утрату профессиональной трудоспособности; при этом учитываются и различия в характере их работы, в функциональных обязанностях лиц, работающих на разных должностях. Подобная дифференциация сама по себе не может расцениваться как нарушающая принцип равенства всех перед законом либо ограничивающая право граждан на пенсионное обеспечение. Разделение пунктом 1 статьи 56 Воздушного кодекса Российской Федерации экипажа воздушного судна на летный и кабинный не изменило правовой статус бортпроводников и бортоператоров, которые в соответствии со статьей 22 Воздушного кодекса СССР относились к обслуживающему персоналу и в летный состав не входили.

Поскольку на момент обращения к ответчику с заявлением о назначении пенсии у a28 отсутствовала необходимая продолжительность специального стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях», равно как отсутствовали основания для досрочного назначения истице страховой пенсии в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 названного закона ввиду недостижения возраста, указанного в данном пункте с учётом ст. 8 данного Закона, суд первой инстанции правомерно постановил решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют установленным по делу обстоятельствам, нормы материального и процессуального права применены верно, в связи с чем решение суда является законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы, как основанные на неправильном толковании норм материального права, не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Центрального районного суда города Тюмени от 23 сентября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истицы a29 - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи коллегии

33-131/2017 (33-8184/2016;)

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Плотникова Татьяна Владимировна
Ответчики
ПАО ""Авиокомпания Ютейр"
Управление Пенсионного фонда РФ в г.Тюмени Тюменской области
Другие
Сайфитдинов Ренат Юсупович
Суд
Тюменский областной суд
Судья
Ревякин Александр Викторович
11.01.2017Судебное заседание
24.01.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.01.2017Передано в экспедицию
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее