Решение по делу № 2а-251/2018 ~ М-259/2018 от 20.11.2018

Дело № 2а-2-251/2018

Решение

Именем Российской Федерации

06 декабря 2018 года    село Балтай

    Саратовской области

Базарно-Карабулакский районный суд Саратовской области в составе председательствующего судьи Верейкина А.А.,

при секретаре Торгашовой Е.И.,

с участием: представителя административного истца – помощника прокурора Балтайского района Саратовской области Лукьянова А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Балтайский района Саратовской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа села Барнуковка Балтайского муниципального района Саратовской области о признании незаконным бездействие, возложении обязанности по установке информационной мнемосхемы и тактильной направляющей полосы,

установил:

прокурор Балтайского района Саратовской области обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа села Барнуковка Балтайского муниципального района Саратовской области (далее по тексту – МБОУ СОШ с. Барнуковка) о признании незаконным бездействие, возложении обязанности по установке информационной мнемосхемы и тактильной направляющей полосы.

Требования обоснованы тем, что прокуратурой проведен анализ состояния законности в части соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов, по результатам проведения которого выявлены нарушения. Для акцентирования внимания людей с недостатками зрения на необходимой информации следует активно использовать тактильные, световые указатели, табло и пиктограммы, а также контрастное цветовое решение элементов интерьера. В здании МБОУ СОШ с. Барнуковка в нарушение требований законодательства, отсутствует информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании. Юридические и должностные лица за уклонение от исполнения требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур несут ответственность в соответствии с законодательством РФ. МБОУ СОШ с. Барнуковка от исполнения требований действующего законодательства о доступности для инвалидов инженерной и социальной инфраструктур уклоняется. Здание школы является социальным учреждением. При входе в указанное здание массового посещения для инвалидов по зрению не установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей, которая должна размещаться с правой стороны по ходу движения на удалении от 3 до 5 метров, а также на основных путях движения отсутствует тактильная направляющая полоса с высотой рисунка не более 0,025 метра. Отсутствие при входе в МБОУ СОШ с. Барнуковка специальных приспособлений, облегчающих доступ инвалидов по зрению, нарушает права неопределенного круга лиц. Кроме того, в адрес директора МБОУ СОШ с. Барнуковка внесено представление об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов, по результатам рассмотрения которого должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности. Вместе с тем мер, направленных на их фактическое устранение до настоящего времени не предпринято. Таким образом, отсутствие специальных приспособлений, облегчающих доступ инвалидов по зрению в административно-управленческое учреждение, ограничивает их право на участие в гражданских правоотношениях, а также защиту их прав.

На основании изложенного, административный истец просит признать незаконным в отношении неопределенного круга лиц бездействие, выразившееся в не обеспечении при входе в здание специальных приспособлений, облегчающих доступ инвалидов по зрению; обязать установить при входе в указанное здание информационную мнемосхему (тактильная схема движения), а также на основных путях движения установить тактильную направляющую полосу.

В судебном заседании помощник прокурора Балтайского района Саратовской области поддержал административные исковые требования в полном объеме, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил заявление с просьбой рассмотреть дело без его участия, заявленные требования признает в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица – администрации Балтайского муниципального района Саратовской области просит рассмотреть дело без его участия.

Явка указанных лиц для данной категории дел обязательной не является, поэтому суд счел возможным рассмотреть дело без их участия.

Заслушав представителя административного истца, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу и по следующим основаниям.

Согласно статье 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии со статьями 9, 11 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных прав.

Исходя из вышеназванных положений закона сторона по делу, самостоятельно определяет характер правоотношений, и если считает, какое-либо его право нарушено, то определяет способ его защиты в соответствии со статьёй 12 ГК РФ, а суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных прав.

В силу положений статьи 123 Конституции РФ и статей 14, 62 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, лица, участвующие в деле, должны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Статья 46 Конституции РФ и глава 22 КАС РФ предусматривают возможность оспаривания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего и рассмотрение административного дела по предъявленному административному исковому заявлению, если гражданин, организация, иные лица полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Балтайского района Саратовской области проведен анализ состояния законности в части соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов, выразившееся в не обеспечении при входе в здание, расположенного по адресу: <адрес>, специальных приспособлений, облегчающих доступ инвалидов по зрению.

В ходе указанной проверки в деятельности учреждения выявлены нарушения законодательства.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 24.1 1.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Согласно положениям вышеназванных норм закона к объектам социальной инфраструктуры отнесены здания, сооружения, их комплексы и входящие в их состав помещения многоквартирных домов (жилые помещения), учреждений социального, медицинского, бытового, культурно-зрелищного, торгового, кредитно-финансового, гостиничного, туристического, санаторно-курортного назначения, пассажирского обслуживания населения, общего и профессионального образования, воспитания, отдыха, туризма, физкультуры и спорта, трудовой деятельности, предназначенные для предоставления услуг связи и информационных услуг, административного назначения, иных учреждений и организаций, связанных с обеспечением жизнедеятельности и обслуживанием населения, а также участки и элементы застройки территорий указанных учреждений и пути движения пешеходов.

Согласно пункту 7.4.3 СП 59.13330.2012 «Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденном Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 № 605, для акцентирования внимания людей с недостатками зрения на необходимой информации следует активно использовать тактильные, световые указатели, табло и пиктограммы, а также контрастное цветовое решение элементов интерьера.

Пунктом 7.1.8 названного Свода правил предусмотрено, что при входах в здания массового посещения (вокзалы всех видов транспорта, учреждения социального назначения, торговые предприятия, административно- управленческие учреждения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению должна быть установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей. Она должна размещаться с правой стороны по ходу движения на удалении от 3 до 5 метров. На основных путях движения следует предусмотреть тактильную направляющую полосу с высотой рисунка не более 0,025 метров.

По данному факту прокуратурой Балтайского района Саратовской области в адрес директора школы вносилось представление об устранении выявленных нарушений закона. Однако до настоящего времени нарушения указанные в представлении не устранены, должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности. Бездействие МБОУ СОШ с. Барнуковка влечет нарушение прав инвалидов по зрению, проживающих на территории муниципального образования, круг которых определить невозможно.

Таким образом, представленными прокурором доказательствами подтверждается ненадлежащее исполнение административным ответчиком возложенной на него обязанности. Указанные обстоятельства представителем административного ответчика не оспаривались.

Согласно статье 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

При указанных обстоятельствах, суд находит доводы административного истца убедительными, требования прокурора Балтайского района Саратовской области подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

признать незаконным бездействие муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа села Барнуковка Балтайского муниципального района Саратовской области в отношении неопределенного круга лиц, выразившееся в не обеспечении при входе в здание, расположенного по адресу: <адрес> <адрес>, специальных приспособлений, облегчающих доступ инвалидов по зрению.

Возложить на муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Барнуковка Балтайского муниципального района Саратовской области обязанность установить при входе в указанное здание информационную мнемосхему (тактильная схема движения), а также на основных путях движения - тактильную направляющую полосу в соответствии с требованиями СП 59.13330.2012 «Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденном Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 № 605, не позднее одного года со дня вступления решения суда в законную силу.

Апелляционная жалоба, представление прокурора на решение суда могут быть поданы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Саратовский областной суд через Базарно-Карабулакский районный суд Саратовской области (412630, Саратовская область, Балтайский район, село Балтай, улица Ленина, дом № 86).

Председательствующий    А.А. Верейкин

2а-251/2018 ~ М-259/2018

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Балтайского района Саратовской области
Ответчики
МБОУ СОШ с.Барнуковка
Другие
администрация Балтайского МР
Суд
Базарно-Карабулакский районный суд
Судья
Верейкин Андрей Анатольевич
20.11.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
20.11.2018[Адм.] Передача материалов судье
21.11.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
21.11.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.11.2018[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
29.11.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.12.2018[Адм.] Судебное заседание
06.12.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.12.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее