Копия
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дело № 25GV0004-01-2019-000072-18
30 декабря 2019 года гор. Петропавловск-Камчатский
35 гарнизонный военный суд составе председательствующего Сорокиной С.В., при секретаре судебного заседания Шкляревской О.С., с участием административного истца Астахова <...>., представляющего в суде также интересы несовершеннолетней АЯА как заинтересованного лица на стороне административного истца, представителя административного истца адвоката Хлабыстина <...>., представляющего также интересы заинтересованного лица на стороне административного истца – АКА., и представителя административных ответчиков начальников ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ» и 3 отдела ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны РФ МСА, в открытом судебном заседании, рассмотрев административное дело № 2а-58/2019, по административному иску бывшего военнослужащего войсковой части № <...> Астахова <...> об оспаривании решения начальника 3 отдела ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны РФ от 17 января 2019 года № 09-19/17 об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в качестве членов семьи Астахова <...> его детей АКА и АЯА.,
установил:
Астахов <...>. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором, с учетом уточнения требований просил признать незаконными решение начальника 3 отдела ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее - начальник 3 отдела) от 17 января 2019 года № 09-19/17, которым отказано в принятии членов семьи Астахова – дочерей АКА. и АЯА на учет лиц, нуждающихся в обеспечении совместно с военнослужащим жилым помещением по договору социального найма, просил возложить на должностное лицо обязанность повторно рассмотреть вопрос о принятии на названный учет детей Астахова.
Обосновывая заявленные требования, административный истец, выступая также в интересах несовершеннолетней АЯА., в судебном заседании привел доводы о том, что имеет право на обеспечение жилым помещением за счет средств Министерства обороны РФ составом семьи с учетом дочерей К, ДД.ММ.ГГГГ рождения и Я, ДД.ММ.ГГГГ рождения. Фактическое временное проживание дочерей в другом населенном пункте не свидетельствует об утрате ими статуса членов семьи военнослужащего, в связи с чем Астахов просит суд возложить на должностное лицо обязанность рассмотреть вопрос принятия детей совместно с ним на соответствующий учет лиц, нуждающихся в получении жилого помещения.
Представитель административного истца, выступая также в интересах АЕА., в судебном заседании поддержал заявленные требования и привел доводы о том, что право Астахова на принятие на учет н в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением за счет средств федерального органа исполнительной власти ответчиком реализовано. Вместе с тем право административного истца на принятие на учет составом семьи с учетом дочерей нарушено и подлежит восстановлению. Поскольку дочери административного истца, имеющие постоянную регистрацию по месту жительства в служебной квартире отца <адрес> временно выехали для обучения в ином населенном пункте и не утратили право пользования служебным жилым помещением, не утратили статус членов семьи военнослужащего, они должны состоять на учете нуждающихся в получении жилого помещения совместно с отцом-военнослужащим.
Административные ответчики и заинтересованные лица на стороне административного истца АЯА и АКА. извещены судом о дате и времени рассмотрения иска, в суд не явились.
Представитель начальника ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ» и начальника 3 отдела этого управления М заявленные Астаховым требования не признал и просил отказать в их удовлетворении, при этом указал, что фактически дочери Астахова проживают в ином населенном пункте вместе с матерью, фактически выехали с занимаемой жилой площади и претендовать на обеспечение за счет средств Министерства обороны РФ жилым помещением совместно с отцом не вправе.
Выслушав объяснения административного истца и его представителя, представителя административных ответчиков, исследовав представленные доказательства в их совокупности, военный суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов учетного дела Астахова в ФКГУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации <...> Астахов, заключивший первый контракт о прохождении военной службы в ДД.ММ.ГГГГ, досрочно уволенный с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющий общую продолжительность военной службы свыше <...>, 11 июля 2017 года обратился в 3 отдел названного ФГКУ с заявлением о принятии составом семьи 3 человека (с учетом дочерей К и Я) на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения по договору социального найма. Решением начальника 3 отдела от 17 января 2019 года № 09-19/17 Астахов принят на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма как одиноко проживающий военнослужащий.
В обоснование отказа в принятии на учет в качестве нуждающихся в получении жилого помещения совместно с военнослужащим членов семьи должностным лицом указано раздельное проживание военнослужащего и детей.
Как видно из исследованных в судебном заседании доказательств 4 августа 2004 года у Астахова и ГАГ родилась дочь Я.
В марте 2007 года Астахов заключил брак с ААГ(Г), имевшей от предыдущего брака дочь ГКС, ДД.ММ.ГГГГ рождения, которая в ДД.ММ.ГГГГ удочерена Астаховым.
Из представленных сведений о зарегистрированных правах Г(А) АГ на недвижимое имущество видно, что в ее собственности находились следующие жилые помещения:
- в период с 15 апреля 2004 года по 20 октября 2014 года - квартира общей площадью 29, 8 кв. м., расположенная по <адрес> – приобретена до вступления в брак с Астаховым.
- в период с 28 сентября 2011 года по 19 января 2012 года – ? доли жилого помещения общей площадью 44,2 кв.м., расположенного по адресу: г. Вилючинск, ул. Победы, д. 23, кв. 29 – получено в порядке наследования.
- в период с 25 марта 2014 года по 27 июля 2016 года – приобретенная в период брака с Астаховым квартира общей площадью 61,2 кв. м., расположенная по <адрес>, которая с письменного согласия Астахова отчуждена А 4 июля 2016 года.
Из договора найма служебного жилого помещения от 12 августа 2013 года № 252 и поквартирной карточки на жилое помещение следует, что Астахову в период прохождения им военной службы на состав семьи 4 человека предоставлено служебное жилое помещение, расположенное по <адрес> в которое он с членами семьи вселился установленным порядком. По указанному адресу с 11 августа 2016 года зарегистрирована дочь АЯ, а с 22 июня 2017 года АК.
Как следует из свидетельства о расторжении брака 7 октября 2014 года брак между Астаховым и ААГ прекращен на основании решения мирового судьи судебного участка № 25 города Вилючинска Камчатского края.
Из вступившего в законную силу решения Кировского районного суда г. Новосибирска следует, что в удовлетворении исковых требований Астахова о признании имущества совместно нажитым и взыскании денежных средств отказано, встречный иск ААГ о признании имущества личной собственностью удовлетворен, жилое помещение, расположенное по <адрес>, признано личной собственностью ААГ.
Из справок заместителя директора Новосибирского колледжа печати и информационных технологий от 13 апреля 2017 года № 231 и директора средней общеобразовательной школы № 91 города Новосибирска от 5 октября того же года № 137 следует, что дочери административного истца в связи с обучением в образовательных учреждениях временно находятся в городе Новосибирске Новосибирской области.
Как усматривается из заверенного нотариусом согласия от 2 июля 2018 года, дочери административного истца после окончания обучения в учебных заведениях изъявили желание проживать со своим отцом.
Как предусмотрено ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (далее - Закон), государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 Закона.
Военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным ст. 51 ЖК РФ.
Как установлено п. 1 и 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, а также являющиеся таковыми, но обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Как указано в п. 2 и 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и в случае, если не истек срок, предусмотренный ст. 53 указанного Кодекса.
Статьей 53 ЖК РФ определено, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на такой учет не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
К действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, в частности относится отчуждение имеющегося в собственности граждан и членов их семей жилого помещения или частей жилого помещения.
В силу ч. 1 и 2 ст. 34 СК РФ, имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью. К имуществу, нажитому супругами во время брака (общему имуществу супругов), относятся доходы каждого из супругов от трудовой деятельности, предпринимательской деятельности и результатов интеллектуальной деятельности, полученные ими пенсии, пособия, а также иные денежные выплаты, не имеющие специального целевого назначения (суммы материальной помощи, суммы, выплаченные в возмещение ущерба в связи с утратой трудоспособности вследствие увечья либо иного повреждения здоровья, и другие). Общим имуществом супругов являются также приобретенные за счет общих доходов супругов недвижимые вещи, любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства.
При этом в силу ч. 1 и 3 ст. 38 СК РФ раздел общего имущества супругов может быть произведен как в период брака, так и после его расторжения. В случае спора раздел общего имущества супругов производятся в судебном порядке.
Как указано в ч. 2 ст. 64 КАС РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
В силу разъяснений, содержащихся в пп. 4 п. 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 5 ноября 1998 года № 15 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака», не является общим совместным имущество, приобретенное хотя и во время брака, но на личные средства одного из супругов, о чем также прямо сказано в ч. 2 ст. 34 СК РФ, в соответствии с которой общим имуществом супругов являются только имущество, приобретенное за счет общих доходов супругов.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что жилое помещение, приобретенное бывшей супругой административного истца в период брака с ним, и которое в последующем было ею продано, к совместной собственного супругов не относится, в связи с чем отчуждение бывшей супругой Астахова этой квартиры не может учитываться при решении вопроса о принятии административного истца на жилищный учет.
Довод представителя административного ответчика о том, что дочери административного истца не относятся к членам его семьи, не основан на действующем законодательстве, исходя из следующего.
В соответствии с ч. 5 ст. 2 Закона к членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются социальные гарантии и компенсации, в том числе относятся: несовершеннолетние дети, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.
Вместе с тем в п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» разъяснено, что судам при решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, следует руководствоваться нормами ЖК РФ и СК РФ.
Согласно ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении дети данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Из ч. 1 ст. 69 ЖК РФ следует, что к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя.
Как указано в ч. 5 ст. 100 ЖК РФ, к пользованию служебными жилыми помещениями, по договорам найма таких помещений, применяются правила, предусмотренные ч. 2-4 ст. 31 ЖК РФ, определяющие права членов семьи собственника жилого помещения.
В судебном заседании установлено, что дочери административного истца проживают совместно с ним и вселены в занимаемое им жилое помещение в качестве членов его семьи, в представленном должностным лицом жилищном деле имеется справка командира воинской части о том, что в личном деле административного истца его дочери значатся как члены его семьи, что также подтверждается послужным списком административного истца, исходя из чего вывод начальника 3 отдела об отсутствии оснований для признания дочерей административного истца членами его семьи является ошибочным.
Не влияет на такой вывод и отсутствие в настоящее время дочерей административного истца по месту жительства своего отца, поскольку это отсутствие является временным, связанным с обучением в учебных заведениях, что не свидетельствует об утрате ими статуса члена семьи административного истца.
При этом согласно правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 32 постановления от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», одним из критериев, свидетельствующих о временном отсутствии нанимателя жилого помещения или члена его семьи по месту жительства, не влекущим изменение жилищных прав, является в том числе выезд на обучение.
В связи с изложенным военный суд приходит к выводу о том, что члены семьи административного истца вправе состоять на жилищной учете совместно с ним.
Доводы представителя административных ответчиков о том, что регистрация дочерей Астахова в жилом помещении по месту прохождения военнослужащим службы носит фиктивный характер, не подтверждается исследованными судом доказательствами. Так, из сообщений Управлений по вопросам миграции Камчатского края усматривается, что АК и Я до 2016 года были зарегистрированы по месту жительства в жилых помещениях, принадлежащих на праве собственности их матери, а в связи с отчуждением ею данных жилых помещений зарегистрировались по месту жительства отца. В городе Новосибирске дочери Астахова имели регистрацию по месту пребывания по <адрес> в период с 15 июля 2016 года по 15 июля 2019 года. Таким образом, дети Астахова имеют постоянную регистрацию по месту жительства своего отца и в силу положений ст. 15 Закона имеют право на обеспечение совместно с отцом-военнослужащим жилыми помещениями за счет средств федерального органа исполнительной власти.
Принимая решение о восстановлении нарушенного права военнослужащего, военный суд исходит из того, что суд не вправе возлагать на административного ответчика обязанность принять административного истца с членами его семьи на жилищный учет, поскольку исходя из требований ст. 227 КАС РФ и принципа разделения властей, закрепленного в ст. 10 Конституции Российской Федерации, суды не вправе вмешиваться в полномочия Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющего исполнительную власть Российской Федерации, и предписывать ему совершать те или иные действия, принимать какие-либо решения. В этой связи суд полагает необходимым возложить на административного ответчика обязанность по повторному рассмотрению вопроса о принятии членов семьи административного истца совместно с военнослужащим на учет лиц, нуждающихся в обеспечении жилым помещением по договору социального найма, исходя из сформулированной в настоящем решении правовой позиции.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180 и 227 КАС РФ, военный суд
решил:
Административный иск Астахова <...> об оспаривании решения начальника 3 отдела ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ от 17 января 2019 года № 09-19/17, в части отказа в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях в избранном месте жительства в качестве членов семьи Астахова его детей – АКА и АЯА удовлетворить.
Признать незаконным решение начальника 3 отдела ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ от 17 января 2019 года № 09-19/17 в части отказа в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях в избранном месте жительства в качестве членов семьи Астахова его детей – АК и АЯ.
Обязать начальника 3 отдела ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ в десятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление Астахова <...> от 11 июля 2017 года (вх. № 5579), о принятии детей Астахова <...> – АК, ДД.ММ.ГГГГ рождения, и АЯ, ДД.ММ.ГГГГ рождения, на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тихоокеанский флотский военный суд через 35 гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий по делу С.В. Сорокина
Копия верна.
Председательствующий по делу С.В. Сорокина
Секретарь судебного заседания О.С. Шкляревская