Решение принято в окончательной
форме 07 мая 2015 года
Дело № 2-3024/2015
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
05 мая 2015 года город Мурманск
Октябрьский районный суд города Мурманска
в составе председательствующего Киселевой Е.А.
при секретаре Зяблицевой К.С.,
с участием помощника прокурора Крапивина А.В.,
представителя ответчика Маляр М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского административного округа г. Мурманска в интересах муниципального образования город Мурманск к Комитету имущественных отношений города Мурманска о понуждении обратиться в <адрес> с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества – транзитной сети холодного водоснабжения от <адрес> до <адрес> в городе Мурманске,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ленинского административного округа г. Мурманска обратился в интересах муниципального образования город Мурманск в суд с иском к Комитету имущественных отношений города Мурманска о понуждении обратиться в <адрес> с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества – транзитной сети холодного водоснабжения от <адрес> до <адрес> в городе Мурманске.
В обоснование иска указано, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о государственной и муниципальной собственности.
В ходе проверки выявлен факт бездействия КИО г. Мурманска в результате непринятия мер, направленных на признание и регистрацию права муниципальной собственности на бесхозяйный объект – транзитной сети холодного водоснабжения от <адрес> до <адрес> в городе Мурманске.
С учетом изложенного, просит обязать КИО г. Мурманска обратиться в <адрес> с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного указанного объекта недвижимого имущества в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Помощник прокурора в судебном заседании поддержал заявленные требования.
Представитель ответчика КИО г. Мурманска в судебном заседании указал, что транзитная сеть холодного водоснабжения от <адрес> до <адрес> в городе Мурманске в реестре муниципального имущества города Мурманска не учитывается, право собственности за муниципальным образованием город Мурманск на указанный объект не зарегистрировано.
До настоящего времени информация о выявлении указанного объекта недвижимого имущества в Комитет не поступала. Для постановки на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества объект должен быть поставлен на кадастровый учет в ГКН. Отсутствие объекта недвижимости в ГКН является основанием для отказа в принятии его на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества. При постановке на учет в ГКН необходимо предоставить технический план сооружения, который изготавливает кадастровый инженер. Для размещения муниципального заказа на выполнение работ по изготовлению технического плана на объект недвижимого имущества Комитет должен предоставить кадастровому инженеру, осуществляющему техническую инвентаризацию, технические параметры, схему расположения объекта, кадастровый план территории, на котором расположен объект. Таким образом, факт бездействия КИО, выраженный в непринятии мер, направленных на регистрацию права муниципальной собственности на указный объект, отсутствует. Просил решить вопрос на усмотрение суда.
Представитель третьего лица администрации города Мурманска, извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель третьего лица Управление Росреестра России по <адрес>, извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился. В представленном суду отзыве указал, что в ЕГРП отсутствуют записи о зарегистрированных правах и ограничениях на указанный объект. Порядок приема на учет установлен Положением о принятии бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 580. Просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Суд определил рассмотреть дело в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд удовлетворяет исковые требования.
В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации. Муниципальных образований.
Согласно статье 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
При этом вопросы, касающиеся принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, регулируются Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее по тексту –Положение), согласно пунктов 4-5 которого, на учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.
Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.
Согласно пунктам 3, 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа: организация в границах городского округа электро,- тепло,- газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
В соответствии с частью 4 статьи 50 Федерального закона № 131-ФЗ, в собственности городских округов могут находиться все виды имущества, перечисленные в ч. 2, 3 настоящей статьи, в том числе, имущество, предназначенное для электро-, тепло,- газо,- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Согласно статье 215 Гражданского кодекса Российской Федерации, имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
При этом от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления.
Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями или учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (статья 294, 296 Гражданского кодекса РФ).
Судом установлено, что прокуратурой <адрес> города Мурманска проведена проверка исполнения законодательства о государственной и муниципальной собственности, в ходе которой было установлено непринятие Комитетом имущественных отношений города Мурманска мер, направленных на признание и регистрацию права муниципальной собственности на бесхозяйный объект - транзитной сети холодного водоснабжения от <адрес> до <адрес> в городе Мурманске.
Из материалов проверки следует, что сведения о регистрации права в отношении транзитной сети холодного водоснабжения, протяженностью 30 погонных метров <адрес> до <адрес> в городе Мурманске в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют, что подтверждается выпиской Управления Росреестра по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно сведениям ООО «Севжилсервис» от ДД.ММ.ГГГГ, от <адрес> до <адрес> в городе Мурманске находится бесхозяйная транзитная сеть холодного водоснабжения, протяженностью 30 погонных метров.
Из сообщения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в хозяйственном ведении ГОУП «Мурманскводоканал» указанный участок транзитного водопровода не состоит.
Таким образом, до настоящего времени правовой статус участка сети холодного водоснабжения, протяженностью 30 погонных метров <адрес> до <адрес> в городе Мурманске не определен, документы, подтверждающие чье-либо право на него, отсутствуют.
С учетом изложенного, указанный объект недвижимого имущества относится к бесхозяйному имуществу.
При этом бездействие Комитета имущественных отношений г. Мурманска выразившееся в непринятии мер, направленных на признание права муниципальной собственности на указанный объект, влечет его ненадлежащее техническое обслуживание, что создает предпосылки для нарушения гарантированных ст. 42 Конституции РФ прав граждан на благоприятные условия для жизни.
Принимая во внимание положения вышеприведенных нормативно-правовых актов и установленные по делу обстоятельства, суд считает, что требования прокурора подлежат удовлетворению.
Доказательств, свидетельствующих об обратном суду в порядке статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
При определении срока, в течение которого ответчик обязан совершить предписываемые действия, суд руководствуется статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, перечня необходимых действий, направленных на регистрацию права муниципальной собственности на указный объект, и признает разумным заявленный прокурором срок устранения нарушения в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ленинского административного округа г. Мурманска в интересах муниципального образования город Мурманск к Комитету имущественных отношений города Мурманска о понуждении обратиться в <адрес> с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества – удовлетворить.
Обязать Комитет имущественных отношений города Мурманска обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества – транзитной сети холодного водоснабжения от <адрес> до <адрес> в городе Мурманске в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий_________________