Дело № 2а-589/2017
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«13» сентября 2017 года р.п. Средняя Ахтуба
Среднеахтубинский районный суд Волгоградской области в составе:
председательствующего судьи Соломенцевой Е.А.,
при секретаре Кожевниковой Е.А.,
с участием заместителя прокурора Среднеахтубинского района Кадетовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Среднеахтубинского района Волгоградской области к администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области о признании решения органа местного самоуправления незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Среднеахтубинского района Волгоградской области в интересах муниципального образования, в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области с требованием признать решение органа местного самоуправления – администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области, изложенное в заключении о возможности изменения вида разрешенного использования земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №, подписанное начальником отдела архитектуры и градостроительства администрации Среднеахтубинского района ФИО3, согласно которому определена категория земельного участка с кадастровым номером № с «земли сельскохозяйственного назначения» на «земли населенных пунктов», с вида разрешенного использования «для производства сельхозпродукции» на «для ведения личного подсобного хозяйства» незаконным и обязать филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области внести в кадастр недвижимости необходимые сведения об изменении категории и вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>
Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица было привлечено Управление Росреестра по Волгоградской области.
Судом по собственной инициативе был поставлен на обсуждение вопрос о прекращении данного административного дела.
Административный истец возражал против прекращения производства по делу.
Представитель административного ответчика – администрации Среднеахтубинского района Волгоградской области, представители заинтересованных лиц – ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области, Управление Росреестра по Волгоградской области, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали.
Выслушав мнение прокурора Кадетовой А.В., исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
СтатьяHYPERLINK "consultantplus://offline/ref=B9B9D0423D08498638531F65844831130E5E4C02497EE076ED816473B42BD26912FC79B1D8B18024h9VFG" 218 КАС РФ, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Предмет регулирования КАС РФ определен в ст. 1, согласно ч. 1 которой настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
Согласно разъяснениям, данным в п. 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", по смыслу ч. 4 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и ч. 1 ст. 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также с учетом того, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации), споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
Заявленные требования прокурор мотивировал тем, что в ходе проведенной прокуратурой проверки было установлено, что по договору купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4, действующей в интересах ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 (продавец), ФИО9 (покупателю) был продан земельный участок, общей площадью 120700 кв.м. с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, относящийся к категории – земли сельскохозяйственного назначения и имеющий вид разрешенного использования – для производства сельхозпродукции. Впоследствии вышеуказанный земельный участок был разделен на 98 земельных участков, в том числе на земельный участок с кадастровым номером № (<адрес>), который был включен в границы городского поселения р.п. Средняя Ахтуба согласно решению Думы г.п. р.п. Средняя Ахтуба от ДД.ММ.ГГГГ. № Об утверждении генерального плана городского поселения р.п. Средняя Ахтуба. При этом, по информации администрации Среднеахтубинского района земельный участок, находящийся по адресу: <адрес>, расположен в зоне застройки коллективными садоводствами (Ж-5), где в соответствии с положениями Правил землепользования и землеустройства г.п. р.п. Средняя Ахтуба, утвержденными решением Думы г.п. р.п. Средняя Ахтуба от ДД.ММ.ГГГГ. №, не предусмотрено строительство индивидуальных жилых домов на земельных участках. Вместе с тем, ДД.ММ.ГГГГ. начальником отдела архитектуры и градостроительства администрации Среднеахтубинского района было выдано заключение о возможности изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № с «земли сельскохозяйственного назначения» на «земли населенных пунктов», с вида разрешенного использования «для производства сельхозпродукции» на «для ведения личного подсобного хозяйства», на основании которого в кадастр недвижимости были внесены соответствующие сведения о земельном участке.
Таким образом, заявленные прокурором требования направлены на изменения сведений о земельном участке с кадастровым номером №, имеющего статус «архивный», в отношении которого в Государственный кадастр недвижимости внесена запись о снятии с учета. Вместе с тем, как следует из представленных материалов, и указано прокурором в иске, данный земельный участок был разделен на 98 земельных участков, о которых также были внесены сведения в ГКН (ЕГРН) и которые имеют статус «актуальные». Соответственно, внесение в реестр недвижимости сведений об изменении категории и вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №, приведет к необходимости внесения изменений в сведения о земельных участках, образованных из вышеназванного земельного участка (98 земельных участков), чем непосредственно будут затронуты права собственников данных земельных участков на использование их в соответствии с установленным целевым назначением и видом разрешенного использования.
При изложенных обстоятельствах, с учетом вышеприведенного разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 N 36 требования прокурора, изложенные в настоящем административном исковом заявлении суд считает не подлежащими рассмотрению в порядке административного судопроизводства, так как данные требования вытекают не из публичных правоотношений, а носят гражданско-правовой характер, защищаемый в порядке гражданского судопроизводства, поскольку затрагивает права лиц, не привлеченных к участию в административном деле на владение и пользование принадлежащим им имуществом.
С учетом того, что требования носят материально-правовой характер, данный спор подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ ) если иное не установлено настоящим Кодексом, суд прекращает производство по административному делу в случае если административное дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке административного судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 128 настоящего Кодекса.
Согласно п.1 ч.1 ст.128 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если административное исковое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку это заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке, в том числе судом в порядке гражданского или уголовного судопроизводства, либо арбитражным судом в порядке, предусмотренном арбитражным процессуальным законодательством.
Таким образом, производство по административному исковому заявлению прокурора Среднеахтубинского района, поданное в интересах муниципального образования, в защиту интересов неопределенного круга лиц, подлежит прекращению.
Административный истец от уплаты государственной пошлины при подаче административного искового заявления освобожден, судебные расходы по делу понесены не были.
На основании изложенного, и руководствуясь п.1 ч.1 ст.194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
производство по административному исковому заявлению прокурора Среднеахтубинского района Волгоградской области к администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области о признании решения органа местного самоуправления незаконным, - прекратить.
На определение суда может быть подана частная жалоба в Волгоградский областной суд через Среднеахтубинский районный суд Волгоградской области в течение 15 дней со дня его вынесения.
Судья: /подпись/ Е.А. Соломенцева
Копия верна:
Судья: Е.А. Соломенцева
Секретарь: О.О. Татаринова