ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 января 2019 г. по делу № 33-80/2019 (33-9062/2019)
город Хабаровск
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Пестовой Н.В.
судей Сенотрусовой И.В., Серёгиной А.А.
при секретаре Вигуль А.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства финансов Российской Федерации на решение Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре от 04 октября 2018 года по иску Шахматова В.А. к министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда, причиненного незаконным привлечением к уголовной ответственности.
Заслушав доклад судьи Пестовой Н.В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Шахматов В.А. обратился в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда, причиненного незаконным привлечением к уголовной ответственности.
В обоснование исковых требований указал, что 24.06.2016 г. в отношении него было возбуждено уголовное дело в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 119 УК РФ. Приговором мирового судьи от 24.05.2018 г. истец оправдан по предъявленному обвинению. Апелляционным постановлением от 12.07.2018 г. указанный приговор оставлен без изменения. С 2013 года истец страдает ишемической болезнью сердца, в связи с привлечением к уголовной ответственности состояние его здоровья ухудшилось. Истец вынужден был обратиться за медицинской помощью. В связи с незаконным привлечением к уголовной ответственности ему причинен моральный вред.
Просит суд взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме 100 000 рублей.
Решением Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре от 04 октября 2018 года исковые требования удовлетворены.
С Министерства финансов Российской Федерации в пользу Шахматова В.А. взыскана денежная компенсация морального вреда в размере 100 000 рублей.
Оспаривая законность и обоснованность принятого судом решения, представитель Министерства финансов РФ в апелляционной жалобе просит его отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, полагая определенную судом сумму компенсации морального вреда необоснованно завышенной, не отвечающей принципам разумности и справедливости, размер компенсации должен доказываться истцом наряду с иными обстоятельствами, равно как и причинно-следственная связь между ранее имеющимся заболеванием и действиями сотрудников правоохранительных органов, факт причинения физических страданий истцом не доказан. В отношении истца не применялась мера пресечения в виде заключение под стражу, что является значительным обстоятельством при определении размера компенсации морального вреда.
В письменных возражениях на доводы жалобы истец просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Считает решение суда законным, обоснованным. На протяжении длительного времени с июня 2016 года по июль 2018 года истец находился в стрессовом состоянии из-за действий сотрудников правоохранительных органов. Свои страдания истец оценил в 100 000 рублей, которые, по его мнению, являются незначительной суммой.
В заседание суда апелляционной инстанции стороны по делу не явились, о явке извещались по правилам ст.113 ГПК РФ, сведений об уважительности причин своей неявки суду апелляционной инстанции не представили, просьб об отложении слушания дела не заявляли.
Судебная коллегия, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ и разъяснениями, содержащимися в п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2012 г. № 13 «О применении судами норм Гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», признает причины неявки неуважительными и считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Проверив материалы дела и обжалуемое решение в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, гражданин имеет право требовать возмещения морального вреда.
Разрешая данное дело, суд обоснованно исходил из общих правил возмещения вреда и норм ст. ст. 1070, 1100 Гражданского кодекса РФ, согласно которым вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, избрания меры пресечения, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме, независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.
Компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности.
При разрешении спора судом установлено и подтверждается материалами дела, что 24.06.2016 г. органом дознания УМВД России по г.Комсомольску-на-Амуре в отношении Шахматова В.А. возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч.1 ст. 119 УК РФ.
11.07.2016 г. Шахматовым В.А. дано обязательство о явке по вызовам дознавателя, следователя, прокурора или в суд, а в случае перемены места жительства и (или) регистрации незамедлительно сообщать указанным лицам.
25.01.2017 г. Шахматову В.А. предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 119 УК РФ, мера пресечения Шахматову В.А. не избиралась.
24.05.2018 г. мировым судьей судебного района «Центральный округ г.Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края» судебный участок № 31 в отношении Шахматова В.А. вынесен оправдательный приговор, который апелляционным постановлением Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре от 12.07.2018 г. оставлен без изменения.
Шахматов В.А. оправдан по предъявленному обвинению в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 119 УК РФ на основании п.3 ч.2 ст. 302 УПК РФ, за отсутствием в его действиях состава преступления, за Шахматовым В.А. признано право на реабилитацию и обращения в суд с требованием о возмещении имущественного и морального вреда.
Проанализировав обстоятельства дела, суд обоснованно пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения предъявленного иска о взыскании компенсации морального вреда, поскольку обстоятельства, на которых основаны его требования, нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства. При этом все изложенные в решении суда выводы достаточно подробно мотивированы и основываются на исследованных в судебном заседании доказательствах, которым суд дал надлежащую, отвечающую правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ и правильную по существу правовую оценку. Выводу суда соответствуют установленным судом фактам и закону (ст. ст. 151, 1070, 1100 Гражданского кодекса РФ), а поданная апелляционная жалоба не позволяет признать их ошибочными.
Оценив имеющиеся доказательства в совокупности с объяснениями сторон и иными заслуживающими внимания обстоятельствами, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что Шахматов В.А. имеет право на компенсацию морального вреда в соответствии с положениями п. 1 ст. 1070 Гражданского кодекса РФ, так как был незаконно и необоснованно подвергнут уголовному преследованию по ч.1 ст. 119 Уголовного кодекса РФ.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что факт нарушения личных неимущественных прав истца нашел подтверждение в судебном заседании, поскольку незаконное уголовное преследование по ч. 1 ст.119 Уголовного кодекса РФ и совершение в отношении истца процессуальных действий, свидетельствует о нарушении его личных неимущественных прав, таких как, право не быть привлеченным к уголовной ответственности за преступления, которых он не совершал.
Поскольку судом установлен факт нарушения прав истца, который подвергался уголовному преследованию за совершение преступления, которого он не совершал, тем самым, истцу причинен моральный вред, судебная коллегия признает обоснованными выводы суда о наличии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Довод, изложенный в апелляционной жалобе, относительно недоказанности причинения нравственных страданий истцу в результате незаконного уголовного преследования являлся предметом проверки в суде первой инстанции, обоснованно признан несостоятельным, поскольку не опровергает факт нарушения личных неимущественных прав Шахматова В.А.
Кроме того, факт причинения морального вреда в результате незаконного возбуждения уголовного дела в отношении истца в доказывании не нуждается, ввиду того, что указанные обстоятельства не могли не вызвать у истца физических и нравственных страданий.
Так, п. 1 ст. 1070 Гражданского кодекса РФ, по его конституционно-правовому смыслу, означает, что вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу подлежит возмещению за счет казны в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, относительно снижения размера компенсации морального вреда, так как взысканная судом сумма компенсации, необоснованно завышена, с учетом того, что размер компенсации должен доказываться истцом наряду с иными обстоятельствами, равно как и причинно-следственная связь между ранее имеющимся у истца заболеванием и действиями правоохранительных органов, а также нравственными и физическими страданиями истца, судебной коллегией признаны не состоятельными, поскольку при определении размера компенсации морального вреда, суд обоснованно исходил из фактических обстоятельств дела, личности истца, его индивидуальных особенностей, характера причиненных нравственных страданий, связанных с незаконным уголовным преследованием, длительность незаконного уголовного преследования, нарушения личных неимущественных прав истца, и исходя из требований разумности и справедливости. Также суд учел, что истец представил доказательства ухудшения его состояния здоровья в период, когда он подвергался незаконному уголовному преследованию.
Определенный судом размер компенсации морального вреда в сумме 100 000 рублей, по мнению судебной коллегии, соответствует требованиям разумности и справедливости, характеру перенесенных нравственных страданий, индивидуальным особенностям истца. Оснований для его изменения не усматривается, доводы апелляционной жалобы удовлетворению не подлежат.
Таким образом, суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, выводы суда не противоречат материалам дела, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения. Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены судебная коллегия не усматривает в связи с чем, оно подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░-░░-░░░░░ ░░ 04 ░░░░░░░ 2018 ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░
░.░. ░░░░░░░░