САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
Рег. № 33а-22483/2016 |
Судья: Николаева Е.В. |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург «05» декабря 2016 года
Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего |
Стаховой Т.М. |
судей |
Бутковой Н.А., Ивановой Ю.В. |
при секретаре |
Задирако Ю.О. |
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-3122/2016 по апелляционной жалобе представителя Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу на решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 27 июля 2016 года, принятое по административному исковому заявлению представителя Нотариальной палаты Санкт-Петербурга к Главному управлению Министерства Юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу о признании незаконным отказ в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы Нотариальной палаты Санкт-Петербурга.
Заслушав доклад судьи Стаховой Т.М., объяснения представителей административного истца –Шварца М.З., Купцова И.А., Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Представители Нотариальной палаты Санкт-Петербурга обратились в суд с административным исковым заявлением, в котором просили признать незаконным решение Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу от 25 декабря 2015 года об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы Нотариальной палаты Санкт-Петербурга.
В обоснование административного иска представители Нотариальной палаты Санкт-Петербурга ссылались на то обстоятельство, что требования к организационно-правовой форме и наименованию нотариальной палаты установлены специальными нормами права - Основами законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденными постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 11 февраля 1993 года № 4462-1, согласно которых полное наименование нотариальных палат не включает такие слова как ассоциация (союз). Следовательно, п.7 и п.8 ст. 3 Федерального закона от 05 мая 2014 года № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», а также подп.3 п.3 ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации не распространяются на нотариальные палаты. В связи с этим отказ в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы Нотариальной палаты Санкт-Петербурга, со ссылкой на неисполнение Нотариальной палатой Санкт-Петербурга вышеназванных требований Федерального закона и Гражданского кодекса Российской Федерации, представители административного истца считают необоснованным.
В качестве мер по восстановлению нарушенного права просили суд возложить на Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу обязанность принять решение о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы Нотариальной палаты Санкт-Петербурга заявлением от 14 декабря 2015 года, зарегистрированным за номером №....
Решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 27 июля 2016 года административный иск удовлетворен. Суд признал незаконным решение Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу от 25 декабря 2015 года об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы Нотариальной палаты Санкт-Петербурга. Обязал Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации в течение 14 рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть документы, представленные Нотариальной палатой Санкт-Петербурга 14 декабря 2015 года, о чем сообщить в суд в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу. Также суд взыскал с Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербурга в пользу Нотариальной палаты Санкт-Петербурга судебные расходы в сумме 2000 рублей, понесенные на уплату государственной пошлины при подаче административного иска.
В апелляционной жалобе представитель Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу просил отменить решение, ссылаясь на неправильное толкование и применение судом норм материального права.
В суде апелляционной инстанции представители административного истца, каждый в отдельности, возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда.
Представитель административного ответчика Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу в суд не явился, доказательств уважительности причин неявки и (или) ходатайство об отложении судебного разбирательства, не представил.
В соответствии с ч. 6 ст. 226, ч.1 ст. 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС Российской Федерации) неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Судебная коллегия, выслушав объяснения представителей административного истца, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующим выводам.
При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что некоммерческая организация «Нотариальная палата Санкт-Петербурга» создана 05 мая 1993 года. Устав в первоначальной редакции зарегистрирован Управлением юстиции мэрии Санкт-Петербурга 19 мая 1993 года, регистрационный номер №... (п.1.2 Устава некоммерческой организации «Нотариальная палата Санкт-Петербурга»).
Согласно п.1.3 Устава, полное официальное наименование Палаты на русском языке – Некоммерческая организация «Нотариальная палата Санкт-Петербурга». Сокращенное наименование Палаты – НПСПб. Палата имеет исключительное право на использование своего наименования.
Решением общего собрания членов Нотариальной палаты Санкт-Петербурга от 23 сентября 2015 года утверждена новая редакция Устава Нотариальной палаты Санкт-Петербурга, а также определено подготовить и направить новую регистрацию Устава на регистрацию в Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу (Л.д.78-79).
Заявление представителя Нотариальной палаты Санкт-Петербурга и иные документы для государственной регистрации новой редакции Устава Нотариальной палаты Санкт-Петербурга приняты Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу 14 декабря 2015 года.
25 декабря 2015 года главным специалистом-экспертом Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербурга <...> составлено заключение об отказе в регистрации новой редакции Устава Нотариальной палаты Санкт-Петербурга на основании подп. 1 п.1 ст. 23.1 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
Распоряжением заместителя начальника Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу <...> от 25 декабря 2015 года № 3814 отказано в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы Нотариальной палате Санкт-Петербурга (Л.д.133).
Уведомлением №... от 25 декабря 2015 года за подписью заместителя начальника Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации <...> представитель Нотариальной палаты Санкт-Петербурга <...> извещен об отказе в государственной регистрации новой редакции Устава Палаты в связи с непредставлением на государственную регистрацию документов об изменении наименования юридического лица в соответствие с положениями Федерального закона от 05 мая 2014 года № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».
Согласно п.1 ст.23 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации, осуществляется в том же порядке и в те же сроки, что и государственная регистрация некоммерческой организации.
В соответствии с подп.1 п.1 ст. 23.1 названного Федерального закона в государственной регистрации некоммерческой организации может быть отказано, если учредительные и иные представленные для государственной регистрации документы некоммерческой организации противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации.
Федеральным законом от 05 мая 2014 года № 99-ФЗ, вступившим в силу 01 сентября 2014 года, внесены изменения в главу 4 Гражданского кодекса Российской Федерации о правовом регулировании юридических лиц.
Приведенным законом подп. 3 п.3 ст.50 Гражданского кодекса Российской Федерации изложен в следующей редакции: юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах:
- ассоциаций (союзов), к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные и адвокатские палаты.
Пунктом 7 ст.3 Федерального закона от 05 мая 2014 года № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» установлено, что учредительные документы, а также наименования юридических лиц, созданных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат приведению в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц. Изменение наименования юридического лица в связи с приведением его в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее наименование. Учредительные документы таких юридических лиц до приведения их в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) действуют в части, не противоречащей указанным нормам.
Согласно подп.5 п.8 ст.3 Федерального закона от 05 мая 2014 года № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» со дня вступления в силу настоящего Федерального закона к созданным до дня его вступления в силу юридическим лицам соответственно применяются нормы главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона):
- к некоммерческим партнерствам, объединениям работодателей, объединениям профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленным, нотариальным и адвокатским палатам - об ассоциациях (союзах) (статьи 123.8 - 123.11).
Из новой редакции Устава Палаты следует и представителями Нотариальной палаты Санкт-Петербурга не оспаривается, что наименование Палаты на момент обращения в регистрирующий орган не приведено в соответствии с Федеральным законом № 99-ФЗ от 05 мая 2014 года и подп.3 п.3 ст.50 Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции приведенного закона, поскольку не содержит указания на такую организационно-правовую форму некоммерческой организации, как ассоциация или союз.
Приняв во внимание, что Нотариальная палата Санкт-Петербурга обратилась в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации изменений в учредительные документы 14 декабря 2015 года, то есть после вступления в силу вышеприведенного Федерального закона № 99-ФЗ от 05 мая 2014 года, и при первом изменении учредительных документов наименование юридического лица заявителем не приведено в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (подп.3 п.3 ст.50 Гражданского кодекса Российской Федерации), то должностные лица Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу сделали правильный о том, что представленные в регистрирующий орган документы не могут рассматриваться как надлежащим образом оформленные и содержащие достоверные сведения. В связи с этим решение регистрирующего органа от 25 декабря 2015 года об отказе в государственной регистрации изменений в учредительные документы Нотариальной палаты Санкт-Петербурга является обоснованным и законным, поскольку принято в соответствии с положениями п.1 ст.23 и под.1 п.1 ст.23.1 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
Приведенные в административном иске доводы о том, что статус нотариальных палат, требования к их наименованию регулируется нормами специального закона - Основами законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденными постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 11 февраля 1993 года № 4462-1, согласно которого полное наименование нотариальных палат не включает такие слова как ассоциация (союз), судом апелляционной инстанции отклоняются исходя из прямого указания в п.7 ст.3 Федерального закона от 05 мая 2014 года № 99-ФЗ на необходимость приведения наименования юридических лиц в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Более того, особенности гражданско-правового положения некоммерческих организаций отдельных организационно-правовых форм, видов и типов установлены Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
Так, согласно ч.2 и ч.3 ст.1 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» настоящий Федеральный закон применяется по отношению ко всем некоммерческим организациям, созданным или создаваемым на территории Российской Федерации, постольку, поскольку иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами. Настоящий Федеральный закон не распространяется на потребительские кооперативы, товарищества собственников жилья, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан.
Исчерпывающий перечень форм некоммерческих организаций приведен в главе II названного Федерального закона, при этом палата (или нотариальная палата) не указана в законе в качестве самостоятельной формы некоммерческой организации, на которую не распространяются положения Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
Основы законодательства Российской Федерации о нотариате содержат значительный перечень вопросов о статусе нотариуса, устанавливают определенные профессиональные и иные требования к нотариусам, определяют порядок совершения нотариальных действий, при этом не содержат норм, свидетельствующих о нераспространении положений Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» на нотариальные палаты.
С учетом изложенного, требования к форме некоммерческой организации, ее наименованию, установленные Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательны для нотариальной палаты. В связи с этим наименование некоммерческой организации в форме ассоциации (союза), к которым подп.3 п.3 ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации отнесены нотариальные палаты, должно содержать указание на основной предмет деятельности членов этой ассоциации (союза) с включением слов «ассоциация» или «союз».
Таким образом, разрешая административное дело и признавая незаконным решение Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу от 25 декабря 2015 года, суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права, что повлекло принятие судом незаконного решения, которое подлежит отмене, а административный иск – оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь п.2 ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 27 июля 2016 года отменить.
В удовлетворении административного иска представителя Нотариальной палаты Санкт-Петербурга – отказать.
Председательствующий:
Судьи: