Мировой судья Домнин Е.С. ДЕЛО №11-2/14/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
пгт. Афанасьево 11 апреля 2018 года
Омутнинский районный суд Кировской области в составе:
председательствующего судьи Макаровой И.Л.,
при секретаре Быданцевой Т.А.,
с участием заместителя прокурора Афанасьевского района Кировской области Лузгарева С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу министерства финансов Кировской области на решение мирового судьи судебного участка №2 Омутнинского судебного района Кировской области от 27.02.2018 по делу по иску прокурора Афанасьевского района Кировской области в интересах Порубовой Г.Н. к министерству финансов Кировской области и КОГКУСЗ «Управление социальной защиты населения в Афанасьевском районе» о взыскании затрат, понесенных медицинским работником на оплату коммунальных услуг,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Афанасьевского района в интересах Порубовой Г.Н. обратился к мировому судье с вышеозначенным иском, в обоснование которого указал, что истица Порубова Г.Н. проживает в <адрес изъят>. С <дата изъята> по настоящее время истица работает в КОГБУЗ «Афанасьевская центральная районная больница». В соответствии с ч. 2 ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан Порубова Г.Н. пользовалась правом на бесплатное предоставление квартиры с освещением и отоплением до <дата изъята> включительно. С <дата изъята> предоставление ей жилищно-коммунальных льгот обслуживающими организациями было прекращено. В соответствии с Законом Кировской области от 03.11.2004 № 267-ЗО за период с <дата изъята> по <дата изъята> ей была начислена компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 22 608 руб. За период с <дата изъята> по <дата изъята> Порубова Г.Н. с учетом предельных сумм, подлежащих выплате за отопление, за счет своих средств оплатила коммунальные услуги по отоплению – 22 015 руб. 65 коп. и освещению – 23 503 руб. 45 коп., а всего 45 519 руб. 10 коп. За счет личных средств истица заплатила 22 911 руб. 10 коп., которые ей не компенсированы. Прокурор просил обязать ответчиков компенсировать Порубовой Г.Н. расходы по оплате коммунальных услуг за вышеуказанный период времени в размере 22 911 руб. 10 коп.
Решением мирового судьи от 27.02.2018 исковые требования прокурора были удовлетворены частично. С министерства финансов Кировской области за счет казны субъекта Российской Федерации «Кировская область» в пользу Порубовой Г.Н. взысканы расходы по оплате коммунальных услуг за отопление и освещение в размере 22 604 руб. 70 коп. за период с <дата изъята> по <дата изъята>; в удовлетворении остальной части исковых требований отказано, в связи с истечением срока исковой давности; в удовлетворении исковых требований к КОГКУСЗ «Управление социальной защиты населения в Афанасьевском районе» было отказано.
<дата изъята> ответчиком министерством финансов Кировской области подана апелляционная жалоба на вышеуказанное решение мирового судьи, в которой он указывает на несогласие с выводами суда, считая решение необоснованным. Просит решение мирового судьи отменить, в удовлетворении исковых требований прокурора, выступившего в интересах Порубовой Г.Н., отказать в полном объеме, и принять по делу новое решение. В обоснование жалобы ответчиком приведены те же доводы, что и в возражениях на исковое заявление. (л.д. 84-85)
От прокурора Афанасьевского района Кировской области поступили письменные возражения на апелляционную жалобу ответчика, согласно которым прокурор просит решение мирового судьи от 27.02.2018 оставить без изменения, а жалобу министерства финансов Кировской области – без удовлетворения. (л.д. 88-89)
От соответчика КОГКУСЗ «Управление социальной защиты населения в Афанасьевском районе» поступил письменный отзыв, согласно которому в удовлетворении исковых требований, предъявляемых к настоящему ответчику, просят отказать. Также сообщают, что Порубова Г.Н. состоит на учете в данном учреждении как получатель мер социальной поддержки по льготной категории «сельский специалист». За период с <дата изъята> по <дата изъята> ей выплачена частичная компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячной денежной выплаты в размере 22 608 руб.. Члены семьи, зарегистрированные совместно с истицей, на учете в учреждении не состоят и мерами социальной поддержки не пользуются. Учреждение не может выступать ответчиком по заявленным прокурором требованиям, так как не является главным распорядителем бюджетных средств, необходимых для обеспечения мер социальной поддержки. (л.д. 96)
В судебное заседание истица Порубова Г.Н. и представители ответчиков, министерства финансов Кировской области и КОГКУСЗ «Управление социальной защиты населения в Афанасьевском районе» не явились, о месте и времени рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом (л.д. 94, 95, 97). Представлены письменные ходатайства о рассмотрении жалобы без их участия. (л.д. 85, 96, 98)
Прокурор просил решение мирового судьи от 27.02.2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу министерства финансов Кировской области без удовлетворения.
Выслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 327 ГПК РФ суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции, с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ.
Согласно ст.ст. 328, 329 ГПК РФ решение суда первой инстанции может быть оставлено без изменения, апелляционная жалоба или представление – без удовлетворения. Постановление суда апелляционной инстанции выносится в форме апелляционного определения, которое вступает в законную силу со дня его принятия.
В силу ч. 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 №5487-1, в редакции, действовавшей до 01.01.2005, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей, имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
Указанная норма права утратила силу в связи с принятием Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 22.08.2004 №122-ФЗ).
В то же время, п. 50 ст. 35 Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ дополнил ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 №5487-1 частями 4, 5, 6 следующего содержания: «Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления».
Таким образом, предоставление жилищно-коммунальных льгот обслуживающими организациями с 01.01.2005 было прекращено.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, содержащейся в абзаце 3 пункта 3 определения от 12.07.2006 №375-О, п. 50 ст. 35 Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ передал решение вопросов социальной поддержки медицинских работников тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения. Так, согласно ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан (в редакции данного Федерального закона) меры социальной поддержки медицинских работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются их органами государственной власти. Уровень правового регулирования мер социальной поддержки работающих в ней и проживающих в той же местности медицинских работников определяется в зависимости от принадлежности расположенной в сельской местности организации здравоохранения.
В соответствии с ч. 1 ст. 153 Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005 года право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно преамбуле Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ данный закон принимается в целях защиты прав и свобод граждан РФ на основе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, оптимизации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, а также с учетом закрепленных Конституцией РФ и федеральными законами вопросов местного значения.
В соответствии с п. 2.3 Определения Конституционного Суда РФ от 04.12.2007 № 965-О-П, ч. 1 ст. 153 Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ призвана обеспечить достижение заложенных в преамбуле данного Федерального закона целей, а также сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения и других обстоятельств, не может рассматриваться как не допускающая реализацию возникшего у заявителей до 1 января 2005 года права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг. Таким образом, из смысла ст. 153 Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ следует, что изменение механизма предоставления социальных гарантий не должно вести к отмене этих гарантий или существенному снижению ранее достигнутого уровня их предоставления.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Порубова Г.Н. с <дата изъята> переведена из Афанасьевских детских яслей в Афанасьевскую ЦРБ на должность <данные изъяты>, где трудится по настоящее время <данные изъяты>, что подтверждается копией ее трудовой книжки. (л.д. 9)
Согласно копии паспорта и справке, выданной администрацией <адрес изъят>, Порубова Г.Н. с <дата изъята> зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес изъят>. (л.д. 8, 10)
В соответствии с пп. «б» п. 3 ст. 8 Закона Кировской области от 02.12.2005 № 387-ЗО «Об административно-территориальном устройстве Кировской области» и пунктом 2.1 Реестра административно-территориальных единиц и населенных пунктов Кировской области, утвержденного Законом Кировской области от 04.12.2007 № 203-ЗО <адрес изъят> относится к поселку городского типа.
Согласно справке КОГБУЗ «Афанасьевская ЦРБ» от <дата изъята> в соответствии с ч. 2 ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан (в редакции, действовавшей до 01.01.2005) Порубова Г.Н. действительно пользовалась правом на бесплатное предоставление квартиры с освещением и отоплением до <дата изъята> включительно. (л.д. 16)
Факт предоставления Порубовой Г.Н. льгот до <дата изъята> подтверждается первичной бухгалтерской документацией за <дата изъята>, а именно: копиями платежных ведомостей за <дата изъята> и <дата изъята>. (л.д. 11-15, 63-66)
Кроме того, факт пользования Порубовой Г.Н. льготами до <дата изъята> установлен решением мирового судьи судебного участка №2 Омутнинского судебного района Кировской области от 03.03.2015 по делу №2-28/2015, вступившим в законную силу <дата изъята>, согласно которому в пользу Порубовой Г.Н. взысканы расходы на оплату коммунальных услуг за период с <дата изъята> по <дата изъята>. (л.д. 50-55, 56-62)
Мировой судья, оценив доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, пришел к верному выводу о том, что до <дата изъята> Порубова Г.Н. пользовалась правом на бесплатное предоставление квартиры с отоплением и освещением.
Сославшись на нормы, содержащиеся в Федеральном законе от 22.08.2004 № 122-ФЗ, в том числе на ст. 153, мировой судья обоснованно пришел к выводу о том, что право на получение льготы по оплате коммунальных услуг сохраняется за истицей и проживающими с нею членами ее семьи и <дата изъята>.
Вышеуказанное жилое помещение, в котором зарегистрирована и проживает истица, принадлежит ей на праве частной собственности (л.д. 30), которое отапливается печным отоплением.
Из представленных платежных документов следует, что за период <дата изъята>-<дата изъята> годы Порубовой Г.Н. оплачены коммунальные услуги за теплоснабжение 34 508 руб., в том числе в <дата изъята> – 11 250 руб. (л.д. 17-20), в <дата изъята> – 11 250 руб. (л.д. 21-24), в <дата изъята> – 12 008 руб. (л.д. 25-28)
Решением суда первой инстанции верно определены предельные суммы, подлежащие выплате Порубовой Г.Н. в счет компенсации коммунальных услуг за отопление:
<дата изъята> – 7 292 руб. 25 коп. (0,3 куб.м. (норма потребления топлива на 1 кв.м. общей площади, установленная решением Афанасьевской районной Думы от <дата изъята> №***) х *** кв.м. (общая площадь квартиры истицы) х 520 руб. (цена на твердое топливо, реализуемого населению на территории Афанасьевского района Кировской области с <дата изъята> по <дата изъята>) х 530 руб. (цена на твердое топливо, реализуемого населению на территории Афанасьевского района Кировской области с <дата изъята> по <дата изъята>);
<дата изъята> – 7 361 руб. 70 коп. (0,3 куб.м. (норма потребления топлива на 1 кв.м. общей площади, установленная решением Афанасьевской районной Думы от <дата изъята> №***) х *** кв.м. (общая площадь квартиры истицы) х 530 руб. (цена на твердое топливо, реализуемого населению на территории Афанасьевского района Кировской области с <дата изъята> по <дата изъята>);
<дата изъята> – 7 361 руб. 70 коп. (0,3 куб.м. (норма потребления топлива на 1 кв.м. общей площади, установленная решением Афанасьевской районной Думы от <дата изъята> №***) х *** кв.м. (общая площадь квартиры истицы) х 530 руб. (цена на твердое топливо, реализуемого населению на территории Афанасьевского района Кировской области в <дата изъята>).
Представленные Порубовой Г.Н. к возмещению документы за отопление за период <дата изъята>-<дата изъята> годы в сумме 34 508 руб. явно превышают предельную сумму, установленную нормативными актами субъекта РФ, поэтому, мировой судья принял к расчету денежную сумму в пределах установленной законом в размере 22 015 руб. 65 коп. (7 292,25 руб. + 7 361,70 руб. + 7 361,70 руб.)
Согласно выписке из лицевого счета за услуги по электроэнергии за период <дата изъята>-<дата изъята> годы Порубовой Г.Н. уплачено 23 503 руб. 45 коп. (л.д. 31)
Таким образом, общие расходы истицы по отоплению и освещению за период с <дата изъята> по <дата изъята> составили 45 519 руб. 10 коп. (22 015 руб. 65 коп. + 23 503 руб. 45 коп.)
По данным КОГКУСЗ «Управление социальной защиты населения в Афанасьевском районе» от <дата изъята> Порубова Г.Н. является получателем мер социальной поддержки в соответствии с федеральным и региональным законодательством как отдельная категория специалистов, работающих и вышедших на пенсию, проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа Кировской области. Частичная компенсация коммунальных услуг, произведенная Порубовой Г.Н. за период с <дата изъята> по <дата изъята>, составляет 22 608 руб. (л.д. 32)
С учетом полученных мер социальной поддержки за жилищно-коммунальные услуги разница между затраченными Порубовой Г.Н. денежными средствами на оплату коммунальных услуг и выплаченной ей компенсацией составляет 22 911 руб. 10 коп. (45 519 руб. 10 коп. – 22 608 руб.)
Мировой судья обоснованно удовлетворил ходатайство ответчика Министерства финансов Кировской области о пропуске истцом срока исковой давности в части требований о взыскании денежных средств за период с <дата изъята> по <дата изъята> и применив положения ст.ст. 195-196 ГК РФ взыскал с министерства финансов Кировской области в пользу Порубовой Г.Н. расходы по оплате коммунальных услуг за период с <дата изъята> по <дата изъята> в размере 22 604 руб. 70 коп.
Доводы министерства финансов Кировской области о том, что обязательства со стороны ответчика выполнены в полном объеме, так как истцу ежемесячно выплачивалась частичная компенсация расходов за теплоснабжение и электроснабжение за счет средств областного бюджета, суд также признает несостоятельными. Ежемесячная денежная выплата, установленная Законом Кировской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа Кировской области» от 03.11.2004 №267-ЗО, не является денежной заменой льготе, установленной ч. 2 ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993 №5487-1, это дополнительная мера социальной поддержки медицинских работников сельской местности, установленная на региональном уровне.
Как следует из трудовой книжки Порубовой Г.Н., с <дата изъята> медицинское учреждение МБЛПУ «Афанасьевская ЦРБ» переименовано в КОГБУЗ «Афанасьевская ЦРБ». (л.д. 9 оборот)
На основании распоряжения Правительства Кировской области от 01.12.2011 №376 с <дата изъята> из собственности муниципального образования «Афанасьевский муниципальный район Кировской области» в собственность Кировской области принято учреждение здравоохранения – МБЛПУ «Афанасьевская ЦРБ».
Таким образом, КОГБУЗ «Афанасьевская ЦРБ» с указанного времени является областным бюджетным учреждением, т.е. находится в ведении субъекта Российской Федерации.
Согласно Постановлению Правительства Кировской области от 24.06.2015 №44/316 «Об утверждении Положения о министерстве финансов Кировской области» министерство финансов Кировской области является органом исполнительной власти Кировской области межотраслевой компетенции, обеспечивающим осуществление единой государственной политики, методологического сопровождения и нормативного правового регулирования в финансово-бюджетной и налоговой сферах, в сфере регулирования контрактной системы закупок для обеспечения государственных нужд Кировской области и координирующим деятельность иных органов исполнительной власти Кировской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Кировской области в указанных сферах, а также осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере и контролю в сфере закупок.
В связи с тем, что в Кировской области отсутствует закон, положения которого устанавливали бы меры социальной поддержки медицинским работникам организаций здравоохранения (находящихся в ведении субъектов РФ), проживающих и работающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, пользовавшихся льготами до 01.01.2005, меры социальной поддержки Порубовой Г.Н. с <дата изъята> до <дата изъята> должны были устанавливаться органами местного самоуправления, а начиная с <дата изъята> – органами государственной власти субъекта РФ «Кировская область».
Поскольку с <дата изъята> медицинское учреждение, где трудится Порубова Г.Н., передано в собственность Кировской области, расходы по оплате коммунальных услуг за отопление и освещение подлежат взысканию с министерства финансов Кировской области за счет казны субъекта Российской Федерации «Кировская область».
Гражданско-правовая ответственность ответчика – министерства финансов Кировской области и отсутствие ответственности КОГКУСЗ «Управление социальной защиты населения в Афанасьевском районе» по данному делу мировым судьей распределена также обоснованно.
С учетом вышеизложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение мирового судьи следует признать законным и обоснованным. При рассмотрении дела мировой судья верно разрешил спор в соответствии нормами материального и процессуального права, в связи с чем, оснований для отмены или изменения его решения и удовлетворения апелляционной жалобы министерства финансов Кировской области не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования мировым судьей и опровергли выводы судебного решения первой инстанций. Заявителем не приводится никаких новых данных, опровергающих выводы мирового судьи и нуждающихся в дополнительной проверке.
Руководствуясь ст.ст. 327-329 ГПК РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №2 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 27 ░░░░░░░ 2018 ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░