дело № 2-570/2015
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
село Кослан 8 октября 2015 года
Удорский районный суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Фищева Д.А.,
при секретаре Мовзер И.А.,
с участием:
истца Бутырева А.А.,
представителя ответчика ГУ УПФР в Удорском районе Захаренковой Р.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Бутырева А.А. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Удорском районе о признании права на включение периодов службы в рядах Вооруженных Сил СССР, учебы на курсах повышения квалификации, нахождения в командировках в стаж педагогической деятельности в учреждениях для детей, признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,
установил:
Бутырев А.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Удорском районе (далее ГУ УПФР в Удорском районе) о признании права на включение периодов службы в рядах Вооруженных Сил СССР, учебы на курсах повышения квалификации, нахождения в командировках в стаж педагогической деятельности в учреждениях для детей, признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. В обоснование заявленных требований истец указал, что при достижении 25 лет стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей подал в пенсионный орган по месту жительства заявление о досрочном назначении трудовой пенсии по старости. Ответчик в удовлетворении заявления отказал, исключив из специального трудового стажа период срочной службы в Вооруженных Силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периоды учебы на курсах повышения квалификации, нахождения в служебных командировках. Считая решение ответчика необоснованным, истец просил суд признать за ним право на включение спорных периодов в специальный трудовой стаж, и признать за ним право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости со дня обращения в ГУ УПФР в Удорском районе, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец заявленные требования и доводы в их обоснование полностью поддержал.
Представитель ответчика ГУ УПФР в Удорском районе Захаренкова Р.Н., действующая по доверенности, с иском не согласилась. Суду пояснила, что периоды службы истца в армии, обучения на курсах повышения квалификации и командировок не связаны с образовательной деятельностью, поэтому не подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. На этом основании представитель ответчика просила суд оставить иск без удовлетворения.
Выслушав доводы сторон, исследовав письменные материалы дела, изучив отказное пенсионное дело №, суд пришел к следующему.
Согласно письменным материалам дела, Бутырев А.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в рядах Вооруженных Сил СССР; с ДД.ММ.ГГГГ работал учителем Пысской СОШ, тренером – преподавателем ДЮСШ Удорского РОНО, с ДД.ММ.ГГГГ по настощее время работает тренером – преподавателем МУ ДОД «ДЮСШ» с Кослан.
С заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости истец обратился в ГУ УПФР в Удорском районе ДД.ММ.ГГГГ.
Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № в назначении пенсии Бутырев А.А. отказано в связи с отсутствием требуемого стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей.
Комиссией по оценке пенсионных прав граждан установлено, что истец на дату обращения имеет страховой стаж - 30 лет 5 месяцев 7 дней, стаж педагогической деятельности в учреждениях для детей – 16 лет 4 месяца 2 дня.
Согласно протоколу заседания комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № из стажа педагогической деятельности истца, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, исключены следующие спорные периоды:
- ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - служба в рядах Вооруженных Сил СССР;
- с ДД.ММ.ГГГГ – работа тренером-преподавателем Косланской ДЮСШ;
- с ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с 16 по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с 08 по ДД.ММ.ГГГГ - нахождение в командировках;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – учеба на курсах повышения квалификации.
В силу части 1 статьи 4 Гражданского кодекса РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 этого же закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В целом аналогичные нормы содержал действовавший до 01.01.2015 Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который подлежит применению при разрешении заявленных в иске требований.
Пункт 1 статьи 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации, устанавливает, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 этого же закона, списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее Список), а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (Правила).
Согласно пункту 3 Правил, в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке.
Периоды выполнявшейся до 01.09.2000 работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 01.09.2000 - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами (пункт 4 Правил).
Согласно пункту 12 Правил работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» Списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» Списка, в том числе работа тренером – преподавателем детско–юношеских спортивных школ всех наименований, за периоды начиная с 1 января 2001 г. засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:
- на 1 января 2001 г. у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;
- у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» и в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка.
Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
В этой связи в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства, действовавшего на момент приобретения права.
В период службы истца в армии с 03.06.1981 по 21.06.1983 действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, пунктом 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.
Период службы Бутырева А.А. в Вооруженных Силах СССР относится к периоду до ДД.ММ.ГГГГ, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.
Согласно положениям указанных выше правовых актов период службы Бутырева А.А. в армии подлежал включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него соответствующего права.
С учетом данного периода на ДД.ММ.ГГГГ у Бутырева А.А. имеется стаж педагогической деятельности более 16 лет 8 месяцев, в связи с этим у ответчика отсутствовали правовые основания для исключения из специального стажа периодов работы истца в должности тренера – преподавателя детско – юношеской спортивной школы села Кослан.
Пункт 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516, предусматривает, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Прохождение соответствующих курсов повышения квалификации на основании приказа руководителя является обязательной частью трудовой деятельности работника.
В силу пункта 7 части 1 статьи 48 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании» педагогические работники обязаны систематически повышать свой профессиональный уровень.
Согласно и ранее действовавшей статье 112 КЗоТ РСФСР, и статье 187 Трудового кодекса РФ (далее ТК РФ), действующего в настоящее время, в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
То же самое относится и к пребыванию работника в командировке.
В соответствии со статьей 166 ТК РФ служебной командировкой признается поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.
При направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой (статья 167 ТК РФ).
Следовательно, периоды нахождения работника на курсах повышения квалификации, а также в командировке, как периоды работы, подлежат включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
С учетом включения спорных периодов работы в специальный трудовой стаж, на дату обращения в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости стаж педагогической деятельности истца превышает 25 лет, и он имел право на назначение пенсии досрочно.
При таких обстоятельствах иск Бутырева А.А. является законным, обоснованным и подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
иск Бутырева А.А. удовлетворить.
Признать за Бутыревым А.А. право на включение в стаж педагогической деятельности в учреждениях для детей следующих периодов: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - служба в рядах Вооруженных Сил СССР; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - нахождение в командировках; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – учеба на курсах повышения квалификации; а также всех периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ тренером-преподавателем детско – юношеской спортивной школы села Кослан.
Признать за Бутыревым А.А. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, с ДД.ММ.ГГГГ.
Составление мотивированного решения отложить до 10 часов 13 октября 2015 года.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, с подачей жалобы через Удорский районный суд.
Судья Д.А. Фищев
Мотивированное решение составлено к 10 часов 13 октября 2015 года.
Судья Д.А. Фищев