Дело № 2-1093/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 декабря 2014 года г. Константиновск
Судья Усть-Донецкого районного суда Ростовской области Камашин С.В.
с участием помощника прокурора Константиновского района Ростовской области Макарова А.С.
при секретаре Базалевой Н.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора Константиновского района Ростовской области в интересах Комарова Е.А. к Администрации Константиновского района Ростовской области, третьи лица: МУ «Отдел образования Администрации Константиновского района» об обязании обеспечить благоустроенным жилым помещением,
УСТАНОВИЛ:
И.о. прокурора Константиновского района Ростовской области обратился в суд в интересах Комарова Е.А. к Администрации Константиновского района Ростовской области, третьи лица МУ «Отдел образования Администрации Константиновского района» об обязании обеспечить благоустроенным жилым помещением.
В обоснование предъявленных требований истец указал, что прокуратурой Константиновского района Ростовской области по заявлению Комарова Е.А., которая относится к категории лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей проведена проверка.
Проведенной проверкой установлено, что на основании Распоряжения Мэра г. Шахты от 12.10.2007г. № 4537 Комарова Е.А. <данные изъяты>
Постановлением Администрации Константиновского района Ростовской области от 16.12.2010 г. № 1464 Комарова Е.А. принята на квартирный учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с составом семьи 1 человек.
До настоящего времени жилье Комаровой Е.А. не предоставлено.
На основании изложенного истец просит, обязать Администрацию Константиновского района Ростовской области предоставить Комаровой Е.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений общей площадью не менее нормы предоставления.
В судебном заседании помощник прокурора Константиновского района Ростовской области Макаров А.С. исковые требования поддержал в полном объеме.
Комарова Е.А. в судебное заседание не явилась, представила заявление, в котором просит суд рассмотреть дело в ее отсутствии. При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившегося лица по правилам ст. 167 ГПК РФ.
Представитель Администрации Константиновского района Ростовской области по доверенности Назаров П.П. исковые требования признал в полном объеме.
Представитель МУ «Отдел образования Константиновского района», в судебное заседание не явилась представила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, полагала, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образование.
Суд находит правомерным обращение прокурора Константиновского района в суд с иском в интересах Комаровой Е.А.
Согласно уведомлению ФСГР от 05.03.2014 г. № 21/004/2014-340 в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о правах Комаровой Е.А. на объекты недвижимого имущества.
Согласно информации Константиновского филиала ГУПТИ РО от 21.03.2014 г. № 122 за Комаровой Е.А. домовладение или квартира в г. Константиновске и в Константиновском районе на праве собственности не зарегистрированы.
В соответствии с пунктом «ж» части 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ. Законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ не могут противоречить Федеральным законам.
В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. 2 и ч. 5 ст. 76 Конституции РФ).
Статьей 5 Федерального закона от 24.07.1998 года № 124-ФЗ (с последующими изменениями) определены полномочия органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ на осуществление гарантий прав ребенка в РФ. К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации отнесено установление основ федеральной политики в интересах детей, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации – реализация государственной политики в интересах детей, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ с изменениями, внесенными Федеральным законом РФ от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ, вступившими в законную силу с 01.01.2013 г., детям сиротам и детям оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В ч. 6 ст. 8 ФЗ установлено, что срок действия договора найма специализированного жилого помещения составляет пять лет, но в случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок выявления этих обстоятельств устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации. Договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок не более чем один раз.
По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания указанного выше содействия, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить договор социального найма в отношении данного жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.
Право на обеспечение жилыми помещениями сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Действие положений статьи 8 в указанной редакции распространяется на правоотношения, возникшие до 1 января 2013 года, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу Федерального закона от 29.02.2012 г. N 15-ФЗ - 1 января 2013 года.
Федеральный Закон от 29.02.2012 г. N 15-ФЗ, которым ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 г. изложена в новой редакции, внесены изменения в Жилищный кодекс РФ:
- п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ - о праве лиц, указанных категорий, на внеочередное предоставление жилья, - признан утратившим силу с 1 января 2013 года,
- введена статья 98.1 - назначение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а именно установлено, что эти жилые помещения предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации,
- статья 103 дополнена частью 5 о том, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления других благоустроенных жилых помещений, которые должны находиться в границах соответствующего населенного пункта.
Согласно ст. 109.1 ЖК РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Предусмотренный Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" перечень полномочий органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, осуществляемых данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ, дополнен указанием на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
В соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, при разрешении вопросов о предоставлении жилых помещений и социальных выплат лицам, относящимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наделены на различных этапах соответствующей компетенцией.
Так, Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. N 1203 утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей находящихся под опекой (попечительством) не имеющих закрепленного жилого помещения (в ред. Постановлений Правительства РФ от 30.07.2012 N 781). Данные Правила определяют, что субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения. Критерием отбора субъектов Российской Федерации для предоставления субсидий является наличие в субъекте Российской Федерации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения и состоящих на учете на его получение по состоянию на начало текущего финансового года, у которых возникает право на его получение в текущем финансовом году.
Согласно абз. 5 ч. 1 ст. 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта РФ, предусматривающих предоставление из бюджета субъекта Российской Федерации межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, в том числе субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации.
22.06.2006 г. принят Закон Ростовской области N 499-ЗС "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в котором указано, что исполнительно-распорядительным органам муниципальных районов и городских округов в Ростовской области (далее - органы местного самоуправления) передаются на неограниченный срок государственные полномочия Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет. Порядок обеспечения жилыми помещениями указанных граждан, устанавливается нормативным правовым актом Администрации Ростовской области.
Постановлением Правительства Ростовской области от 25 июня 2012 года N 539 в соответствии с Областным законом от 01.08:2011 N 635-ЗС "О Правительстве Ростовской области" и в целях предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством), проживающих на территории Ростовской области, утверждено Положение "О порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством)" и Положение "О порядке расходования субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством)".
По смыслу вышеперечисленных норм, предоставление жилого помещения ребенку из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является обязанностью муниципального образования.
С учетом изложенного, суд пришел к выводу, что исковые требования Прокурора Константиновского района Ростовской области в интересах Комаровой Е.А. являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования и.о. Прокурора Константиновского района Ростовской области в интересах Комарова Е.А. ДД.ММ.ГГГГ г.р. – удовлетворить.
Обязать Администрацию Константиновского района Ростовской области предоставить Комаровой Е.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений общей площадью не менее нормы предоставления.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Усть-Донецкий районный суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 04.12.2014 года.
СУДЬЯ С.В. Камашин