Решение по делу № 33-2468/2016 от 10.06.2016

Судья Ковалев В.Д. Дело № 33-2468/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 июля 2016 года г.Смоленск

Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:

председательствующего - Шитиковой Т.М.,

судей – Козловой А.А., Бобриковой Л.В.,

при секретаре Ананченкове И.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации МО «Починковский район» Смоленской области на решение Починковского районного суда г. Смоленска от 21 апреля 2016 года.

Заслушав доклад судьи Шитиковой Т.М., возражения прокурора Поповой Е.В., представителя Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Даньковская ОШ Починковского района Смоленской области Скрубунова В.Я. на доводы жалобы, судебная коллегия

установила:

Прокурор Починковского района Смоленской области (далее – прокурор) обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации МО «Починковский район» Смоленской области (далее - администрация) и Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Даньковская ОШ Починковского района Смоленской области (далее – МБОУ Даньковская ОШ) о понуждении к совершению действий, связанных с оборудованием здания МБОУ Даньковская ОШ системой видеонаблюдения, указав, что по результатам проведенной прокуратурой проверки состояния антитеррористической защищенности в учреждениях образования и соблюдения требований законодательства об охране жизни и здоровья учащихся общеобразовательных учреждений и воспитанников дошкольных учреждений, установлено, что в нарушение действующего законодательства в МБОУ Даньковская ОШ отсутствует система видеонаблюдения, что создает угрозу преступных посягательств в учреждении, в том числе террористических актов, и ставит под угрозу жизнь и здоровье детей, работников учреждения и иных посещающих его лиц.

В судебном заседании помощник прокурора Лобкова В.В. поддержала исковые требования.

Представитель администрации Михеенкова И.Г. возражала против удовлетворения иска, указав, что финансирование школы произведено в полном объеме и отсутствует муниципальное задание на оборудование здания школы системой видеонаблюдения.

Представитель МБОУ Даньковская ОШ Скрубунов В.Я. в судебном заседании исковые требования признал, пояснив, что выявленные нарушения связаны с недостаточным финансированием школы.

Решением Починковского районного суда Смоленской области от 21.04.2016 на администрацию МО «Починковский район» Смоленской области возложены обязанности по выделению денежных средств на оснащение МБОУ Даньковская ОШ системой видеонаблюдения, а на МБОУ Даньковская ОШ - оборудовать учреждение системой видеонаблюдения с момента перечисления денежных средств.

В апелляционной жалобе администрация просит отменить решение суда, указав на невозможность его исполнения в связи с отсутствием необходимых на эти цели денежных средств в бюджете муниципального образования.

Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда с учетом доводов апелляционной жалобы и возражений на них, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ст. 2 Федерального закона № 35-ФЗ от 06.03.2006 «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.

В соответствии с п. 1 ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.

В силу п.п. 2, 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; а также несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п. 2 ч. 6, ч. 7 ст.28 Федерального закона № 273-ФЗ).

Согласно п. 6.48 СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009, утвержденного Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 № 635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».

Из приложения «В» к приведенному Своду правил следует, что требования об установке систем видеонаблюдения распространяются на дошкольные образовательные организации и общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи, колледжи, школы-интернаты).

Как следует из п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальный район наделен полномочиями по участию в профилактике терроризма.

В силу п. 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.

Судом установлено, что 25.03.2016 прокуратурой Починковского района Смоленской области проведена проверка соблюдения законодательства по антитеррористической защищенности в МБОУ Даньковская ОШ, в ходе которой выявлено отсутствие в учреждении системы видеонаблюдения.

В соответствии с п. 1.5 Устава МБОУ Даньковская ОШ учредителем и собственником образовательного учреждения является муниципальное образование «Починковский район» Смоленской области. Функции и полномочия Учредителя и собственника его имущества осуществляет администрация муниципального образования «Починковский район» Смоленской области. Ведомственным органом для Даньковской ОШ является Отдел образования администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской области.

Поскольку осуществление деятельности МБОУ Даньковская ОШ без системы видеонаблюдения не соответствует требованиям действующего законодательства в области антитеррористической защищенности и может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, нарушает их права и законные интересы, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил иск прокурора, возложив на администрацию, как орган местного самоуправления, являющийся учредителем и собственником имущества данного учреждения, обеспечивающий его финансирование, обязанность по выделению денежных средств для оснащения учреждения системой видеонаблюдения, а на само учреждение -обязанность по его оснащению системой видеонаблюдения при получении денежных средств.

Данная мера является одной из профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности, обеспечение безопасности детей и работников учреждений, их защиту от посягательств со стороны третьих лиц.

Доводы жалобы администрации об отсутствии в бюджете на эти цели денежных средств, не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку отсутствие или недостаточность бюджетного финансирования не освобождает ответчиков от исполнения возложенных на них законом обязанностей. Действующее законодательство не ставит в зависимость выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению антитеррористической безопасности от их финансовых возможностей.

Ссылка администрации на то, что главным распорядителем бюджетных средств в сфере образования является Отдел образования администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской области, несостоятельна, учитывая, что законом прямо предусмотрена обязанность муниципального района осуществлять полномочия по участию в профилактике терроризма и расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определять каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов (п. 6.1 ч.1ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009).

Поэтому нет оснований для удовлетворения жалобы и отмены правильного по существу решения суда в апелляционном порядке.

Руководствуясь п.1 ст.328, ст.329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Починковского районного суда Смоленской области от 21 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации МО «Починковский район» Смоленской области - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-2468/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура г.П.
Ответчики
МБОУ Даньковской ОШ Починковского района
Администрация МО "Починковский район"
Суд
Смоленский областной суд
Судья
Шитикова Татьяна Михайловна
Дело на сайте суда
oblsud.sml.sudrf.ru
12.07.2016Судебное заседание
15.07.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.07.2016Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее