Решение по делу № 33-3432/2017 от 03.08.2017

Дело № 2-2421/2017 Председательствующий судья – Борлаков М.Р.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33-3432/2017

гор. Брянск                             29 августа 2017 года

    Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:

председательствующего      Парамоновой Т.И.,

судей областного суда Фроловой И.М., Цуканова Д.А.,

с участием прокурора Николаевой С.Н.,

при секретаре Галкине А.П.,

    рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Брянской городской администрации Кулешовой Э.В. на решение Советского районного суда г. Брянска от 05 июня 2017 года по гражданскому делу по иску прокурора Фокинского района г. Брянска в интересах Петросяна Вардгеса Левоновича к Брянской городской администрации о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма.

Заслушав доклад судьи Парамоновой Т.И., возражения прокурора Николаевой С.Н., законного представителя Петросяна В.Л. – Баус М.Г., судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Фокинского района г. Брянска в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд иском в интересах Петросяна В.Д., ссылаясь на то, что в ходе проверки обращения Баус М.Г. установлено, что её несовершеннолетний сын Петросян В.Л. является ребенком – инвалидом, в связи с наличием заболевания, входящего в перечень заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 года № 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире», распоряжением Фокинской районной администрации г. Брянска -р от ДД.ММ.ГГГГ включен в список внеочередного предоставления жилья по договору социального найма.

Однако до настоящего времени жилое помещение Петросяну В.Л. не предоставлено.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил суд обязать Брянскую городскую администрацию за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации – Брянская область предоставить Петросяну А.Л. составом семьи 1 человек вне очереди жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее нормы предоставления в черте муниципального образования «город Брянск».

Определением суда от 22 мая 2017 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент финансов Брянской области, Правительство Брянской области.

Решением Советского районного суда г. Брянска от 05 июня 2017 года исковые требования прокурора Фокинского района г. Брянска удовлетворены.

Суд решил:

Обязать Брянскую городскую администрацию за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации – Брянская область предоставить Петросяну Варгдесу Левоновичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вне очереди благоустроенное жилое помещение в городе Брянске по договору социального найма площадью не менее установленной нормы предоставления, с составом семьи – один человек.

В апелляционной жалобе представитель Брянской городской администрации Кулешова Э.В. просит изменить решение суда, указав: «обязать Брянскую городскую администрацию предоставить Петросяну В.Л., на состав семьи 1 человек вне очереди жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее нормы предоставления за счет средств субъекта Российской Федерации – Брянской области, выделенных Департаментом финансов Брянской области Брянской городской администрации на реализацию права Петросяна В.Л.

Ссылается на то, что обеспечение граждан жилым помещением подлежит финансированию за счет средств субъекта Российской Федерации, однако судом не исследовался вопрос о том, что межбюджетные трансферты из бюджета субъекта РФ в бюджет города Брянска в 2017 году не поступали.

Помощником прокурора Фокинского района г. Брянска Плетневой О.В. принесены возражения относительно доводов апелляционной жалобы, в которых она просит оставить решение суда первой инстанции без изменений, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В суде апелляционной инстанции прокурор Николаева С.Н., законный представителя Петросяна В.Л. – Баус М.Г. полагали решение суда первой инстанции законным и обоснованным, не подлежащим отмене, просили апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, надлежаще извещены судом о месте и времени судебного заседания, доказательств наличия уважительных причин своего отсутствия – не представили, об отложении слушания по делу – не ходатайствовали, поэтому судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело без их участия.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений против неё, выслушав возражения прокурора Николаевой С.Н., законного представителя Петросяна В.Л. – Баус М.Г., судебная коллегия оснований к отмене решения суда не находит.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Петросян В.Л., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ребенком-инвалидом, страдает тяжелой формой хронического заболевания, внесенного в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года № 378, и в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 817 от 21 декабря 2004 года имеет право на дополнительную жилую площадь, что подтверждается справкой врачебной комиссии ГАУЗ «Брянская областная психиатрическая больница » от ДД.ММ.ГГГГ, справкой ФКУ «ГБ МСЭ по Брянской области» серии МСЭ-2014 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. ).

В соответствии с частью первой статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181 - ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Распоряжением Фокинской районной администрации г. Брянска -р от ДД.ММ.ГГГГ Баус М.Г., проживающая по адресу: <адрес> составом семьи 2 человека, признана малоимущей, нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в список очередности на получение жилой площади по договору социального найма. При этом, её сын Петросян В.Л. включен в список внеочередного предоставления жилой площади в связи с заболеванием (л.д. ).

Как следует из материалов дела, Петросян В.Л. зарегистрирован вместе с матерью Баус М.Г. по адресу: <адрес> (л.д. ).

Между тем, до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма Петросяну В.Л. как лицу, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, не предоставлено.

Разрешая спор и принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 51, 57 Жилищного кодекса РФ, нормами Федерального Закона № 181-ФЗ от 24.11.1995 года «О социальной защите прав инвалидов», Федерального закона №131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и исходил из того, что Петросян В.Л. страдает тяжелой формой хронического заболевания, при которой невозможно проживание с ним в одном жилом помещении, он признан нуждающимся в жилом помещении, включен в список внеочередного предоставления жилой площади, право на внеочередное предоставление жилья Законом не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на предоставление жилого помещения вне очереди и от времени включения в список внеочередников, при этом финансирование мероприятий по предоставлению жилых помещений инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01 января 2005 года, относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (Брянской области).

Судебная коллегия с выводом суда первой инстанции соглашается и оснований для отмены принятого по делу решения по доводам апелляционной жалобы не находит.

Право Петросяна В.Л. на получение жилого помещения по договору социального найма вне очереди, а также на необходимость финансирования предоставления истцу жилого помещения за счет средств бюджета Брянской области ответчиком в апелляционной жалобе не оспаривается.

Оспаривая решение суда, представитель Брянской городской администрации Кулешова Э.В. указывает на не исследованность судом вопроса о том, что межбюджетные трансферты из бюджета субъекта РФ в бюджет города Брянска в 2017 году не поступали.

Оценивая данный довод апелляционной жалобы по существу, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу п.п. 24 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.

Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе и в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно преамбуле Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон о социальной защите инвалидов) предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 17 Закона о социальной защите инвалидов предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (ч. 3 ст. 17 Закона о социальной защите инвалидов).

Положениями Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 14, 50), а также положениями Жилищного кодекса РФ (ст. 14,19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.

В соответствии с ч. 5 ст.19 Закона № 131-ФЗ финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

При наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации им одновременно передаются необходимые для осуществления этих полномочий материальные средства (ч.6 ст. 19 Закона № 131-ФЗ).

При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (ст. 135 - 138 Бюджетного кодекса РФ, п. 5 ч. 1 ст. 55, ст. 60 и 61 Закона №131-ФЗ).

Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (ч. 3 ст. 57 ЖК РФ).

Следовательно, обеспечение жилым помещением инвалидов, вставших на учет после 01 января 2005 года, подлежит финансированию за счет субъекта Российской Федерации.

При этом следует учесть, что в соответствии с пунктами 2.1 и 1.6 Положения о порядке заключения договора социального найма жилого помещения на территории города Брянска, утвержденного постановлением Брянской городской администрации от 18 июля 2005 года № 2461-п (в ред. от 30 октября 2013 года), Брянская городская администрация производит распределение жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма, принимает соответствующие постановления и направляет их в администрации районов в городе Брянске; постановление Брянской городской администрации о распределении жилого помещения и распоряжение администрации района в городе Брянске о персональном распределении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, являются единственным основанием для заключения договора социального найма.

Принимая во внимание, что распределение жилых помещений по договорам социального найма осуществляется на основании акта органа местного самоуправления, суд обосновано возложил на Брянскую городскую администрацию обязанность по предоставлению Петросяну В.Л. за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации – Брянская область жилого помещения.

При этом судебная коллегия полагает необходимым отметить, что реализация прав инвалидов не поставлена законодательством в зависимость от наличия достаточного финансирования для реализации указанной цели, в связи с чем, вышеуказанные доводы жалобы признаются несостоятельными.

Оспаривая решение, представитель Брянской городской администрации, просит его изменить указав, что обязанность по предоставлению Брянской городской администрацией жилого помещения Петросяну В.Л., необходимо осуществить за счет средств субъекта Российской Федерации – Брянской области, выделенных Департаментом финансов Брянской области Брянской городской администрации на реализацию права Петросяна В.Л.

Данный довод апелляционной жалобы не является основанием для отмены решения суда первой инстанции и подлежит отклонению, поскольку вопрос о выделении Брянской городской администрации денежных средств из средств субъекта Российской Федерации не являлся предметом рассмотрения в настоящем гражданском деле.

Истцом заявлялись требования о возложении на Брянскую городскую администрацию обязанности предоставить Петросяну В.Л. с составом семьи 1 человек вне очереди жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее номы предоставления в черте муниципального образования «город Брянск».

На основании ст. 12 ГК РФ право выбора способа защиты гражданских прав принадлежит истцу, который в силу ст. 39 ГПК РФ определяет основание и предмет иска.

Согласно ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям. Суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.

В п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении» обращено внимание судов на то, что заявленные требования рассматриваются и разрешаются по основаниям, указанным истцом, а также по обстоятельствам, вынесенным судом на обсуждение в соответствии с ч. 2 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 24.10.2013 № 1626-О в силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности только истец определяет, защищать ему или нет свое нарушенное или оспариваемое право (часть первая статьи 4 ГПК Российской Федерации), к кому предъявлять иск (пункт 3 части второй статьи 131 ГПК Российской Федерации) и в каком объеме требовать от суда защиты (часть третья статьи 196 ГПК Российской Федерации). Соответственно, суд обязан разрешить дело по тому иску, который предъявлен истцом.

Дело рассмотрено судом в соответствии с требованиями ст.196 ГПК РФ в рамках заявленных требований.

Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия, считает, что, разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было. Оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Советского районного суда г. Брянска от 05 июня 2017 года по гражданскому делу по иску прокурора Фокинского района г. Брянска в интересах Петросяна Вардгеса Левоновича к Брянской городской администрации о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма - оставить без изменений, апелляционную жалобу представителя Брянской городской администрации Кулешовой Э.В. - без удовлетворения.

Председательствующий: Т.И. Парамонова

Судьи областного суда:     И.М. Фролова

Д.А. Цуканов

33-3432/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Прокурор Фокинского района г. Брянска в защ. инт. Петросяна В.Л.
Ответчики
Брянская городская администрация
Суд
Брянский областной суд
Судья
Парамонова Татьяна Игоревна
03.08.2017Передача дела судье
29.08.2017Судебное заседание
01.09.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.09.2017Передано в экспедицию
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее