Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Эртиль 1 марта 2016 года
Эртильский районный суд Воронежской области в составе:
Председательствующего - судьи Чигрин В.И.,
при секретаре Семеновой Е.И.,
с участием пом.прокурора Эртильского района Воронежской области Тулинова В.Н.,
ответчика Федоровой Н.В.,
представителя третьего лица - Отделения УФМС России по Воронежской области в Эртильском районе - Фроловой А.Ю. (по доверенности № 23/181 от 26.11.2015 года),
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Администрации городского поселения - г. Эртиль Эртильского муниципального района Воронежской области к Федоровой Н.В. о принудительном обмене и выселении граждан из аварийного жилого фонда,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация городского поселения - г. Эртиль Эртильского муниципального района Воронежской области обратилась в суд с названным иском, в обоснование исковых требований указывает, что заключением межведомственной комиссии администрации городского поселения - г. Эртиль Эртильского муниципального района Воронежской области от 10.03.2009 года жилой дом по адресу: .... в котором в квартире .... проживает Федорова Н.В. признан аварийным и непригодным для проживания. В целях переселения граждан из аварийных жилых помещений, Федоровой Н.В. предоставлена другая благоустроенная квартира, расположенная по адресу: .... До настоящего времени Федорова Н.В. не переселена из аварийного жилья, в добровольном порядке ответчица отказывается переселяться во вновь предоставленное жилое помещение. Истец просит снять с регистрационного учета и переселить Федорову Н.В. из аварийного жилого помещения, расположенного по адресу: .... в предоставленное жилое помещение, расположенное по адресу: ....
В судебное заседание Администрация городского поселения - г. Эртиль Эртильского муниципального района Воронежской области явку представителей не обеспечила, представила заявление о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей (л.д. 25).
Принимая во внимание, что в материалах дела имеются доказательства надлежащего уведомления участвующих по делу лиц, суд рассмотрел дело по правилам ст. 167 ГПК РФ в отсутствие представителя администрации городского поселения - г. Эртиль.
В судебном заседании ответчица Федорова Н.В. иск не признала, просила в иске отказать по тем основаниям, что решение о признании аварийным спорного жилого дома, в котором проживает семья ответчицы, полномочным административным органом не принято, предоставленное жилое помещение не обеспечивает интересов ее семьи, жилая площадь предоставленной квартиры значительно меньше жилой площади занимаемого жилого помещения, так же считает заключение межведомственной комиссии от 10.03.2009 года незаконным, так как принято в отношении несуществующего жилого дома.
Представитель Отделения УФМС России по Воронежской области в Эртильском районе - Фролова А.Ю., не возражала против заявленного иска, в решении вопроса полагалась на усмотрение суда.
Выслушав объяснения участвующих по делу лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение пом.прокурора Тулинова В.Н., возражавшего против удовлетворения исковых требований администрации городского поселения, суд не находит оснований для удовлетворения иска по следующим основаниям.
Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны создавать условия для осуществления данного права.
В соответствии со ст. 1Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты.
В силу действия пунктов 6, 8 ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.
Согласно ст. 10 ЖК РФ жилищные права возникают из договоров и иных сделок, из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей.
В соответствии с п. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Порядок признания жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан установлены Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47 (далее - Положение). Разрешение данных вопросов осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях органом исполнительной власти или органом местного самоуправления в составе, определенном п. 7 Положения. Основания для признания жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции установлены разделом 3 указанного Положения. Данный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Основания и порядок признания жилого помещения непригодным для проживания установлены разделом 4 Положения.
Согласно п. 43 Положения при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.
Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в Положении требованиям включает: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в Положении требованиям (пункт 44).
Признание в установленном Правительством РФ порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи (п. 10 ст. 32 ЖК РФ).
В соответствии со ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления. Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо невключения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу ст. 16, п. 3 ст. 2 настоящего Закона имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп, при этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
В случае невключения многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, в адресную программу жилищные права собственника жилого помещения обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ, то есть путем выкупа жилого помещения.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в квартире .... зарегистрированы и проживают ответчица Федорова Н.В. с составом семьи, состоящей из 3-х человек: супруга Федорова С.Н., несовершеннолетней дочери Федоровой В.С., брата истицы Воробьева С.В. Данное обстоятельство подтверждается сведениями регистрационного учета территориального органа миграционного контроля (л.д. 53-56).
Указанная квартира принадлежит на праве долевой собственности Федоровым Н.В., С.Н., В.С. и Кряквиной О.С., их право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке в государственном органе регистрации, что подтверждается правоустанавливающими документами и свидетельствами о государственной регистрации прав указанных граждан (л.д. 46-51).
10.03.2009 года межведомственной комиссией, назначенной постановлением администрации городского поселения - г. Эртиль от 20.10.2008 года № 149, проведено обследование жилого дома, 1958 года постройки, расположенного по адресу: ..... Из акта обследования следует, что при обследовании дома были обнаружены разрушения несущих конструкции и конструктивных элементов, повреждения крыши, стен, перегородок, пола, отсутствие инженерных коммуникаций, обозначен общий физической износ дома в размере 89 % (л.д. 6).
По заключению межведомственной комиссии от 10.03.2009 года жилой дом, 1958 года постройки, расположенный по адресу: .... был признан аварийным, подлежащим сносу (л.д. 7).
Между тем оценка жилого помещения проведена с нарушением требований Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47. В состав комиссии не были включены представители органов государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, промышленной и экологической безопасности, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городском поселении, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.
Обследование указанного жилого дома проведено формально, без исследования технической документации объекта недвижимости, без проведения инструментально-измерительного контроля, так же в отсутствие собственников жилых помещений и лиц, проживающих в этом доме.
Заключение комиссии носит формальный характер, так как вынесено в отношении несуществующего объекта недвижимости. Оснований для признания спорного многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, у комиссии не имелось.
Как следует из инвентаризационного дела БТИ Эртильского района Воронежской области, составленного по результатам инвентаризации от 29.07.2013 года, по адресу: ...., расположен жилой дом, 1985 года постройки, физический износ которого составляет не более 30%. По материалам инвентаризации указанный жилой дом имеет иные технические и конструктивные составляющие существенно отличающиеся от тех, которые указаны в акте и заключении межведомственной комиссии (л.д. 58-61).
Представленные ответчицей фотоматериалы так же опровергают выводы межведомственной комиссии (л.д. 28). Ставить под сомнение представленные ответчицей доказательства у суда не имеется оснований, поскольку они соответствуют квалифицированной форме доказательств, предусмотренной ст. 56 ГПК РФ, не содержат противоречий, являются полными, достаточно обоснованными.
В свою очередь, со стороны истца не представлено каких бы то ни было доводов и объективных доказательств, опровергающих доводы ответчицы и свидетельствующих о наличии законных оснований для переселения последней из занимаемого жилого помещения.
Исследовав и оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о том, что процедура оценки жилого помещения межведомственной комиссии не соответствуют требованиям Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47, в виду чего они не могут быть признаны законными.
Непосредственно акт и заключение межведомственной комиссии не содержат подписей всех членов комиссии; заключение комиссии до настоящего времени не утверждено полномочным органом местного самоуправления, решения по заключению не принято.
Доказательств того, что семья ответчицы Федоровой Н.В. была признана в установленном законом порядке нуждающейся в улучшении жилищных условий или была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, в материалах дела не имеется.
Право пользования собственников жилого помещения, расположенного по адресу: ...., по основаниям предусмотренным жилищным законодательством Российской Федерации, не прекращено.
Доказательства о включении многоквартирного дома, в котором проживает семья ответчицы, в региональную или муниципальную адресные программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, суду не представлены.
Решение в порядке ст. 32 ЖК РФ органом местного самоуправления, не принималось; договор обмена жилых помещений с Федоровым Н.В., С.Н., В.С. и Кряквиной О.С. не заключался.
По предлагаемому жилому помещению для переселения ответчицы принято решение без учета ее семенного положения, судебного решения об освобождении указанного жилого помещения семьей ответчицы, не имеется.
Доказательств о предоставлении жилого помещения другому участнику долевой собственности Кряквиной О.С., суду не представлено.
Оценивая степень благоустроенности предлагаемого для переселения ответчицы жилого помещения, расположенного по адресу: ...., суд приходит к выводу о несоответствии уровня его благоустроенности, применительно к существующим условиям проживания семьи ответчицы.
Поскольку жилищные условия граждан переселяемых из жилых домов, подлежащих сносу, не могут быть ухудшены, потребительские свойства помещения определяются, в том числе, размером жилой площади. Предоставление гражданам равнозначного по общей площади жилого помещения не предполагает предоставление квартиры, размер жилой площади которой меньше ранее занимаемой.
Занимаемое семьей ответчицы жилое помещение по данным технического паспорта имеет общую площадь .... кв.м., состоит из 4-х жилых комнат, кухни и прихожей (л.д. 29-40). К переселению предлагается квартира общей площадью .... кв.м. без указания количества комнат (л.д. 9-15), то есть потребительские свойства предоставляемого помещения значительно ухудшены по сравнению с занимаемым.
Между спорными сторонами соглашения о переселении достигнуто не было (л.д. 16).
Правовых оснований для выселения ответчицы из занимаемого жилого помещения, судом не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В иске Администрации городского поселения - г. Эртиль Эртильского муниципального района Воронежской области к Федоровой Н.В. о принудительном обмене и выселении из жилого помещения, расположенного по адресу: ...., отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в месячный срок со дня составления мотивированного решения в окончательной форме.
Судья
Мотивированное решение в окончательной форме составлено 09.03.2016 года.
Судья