Решение
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Самарский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего Коваленко О.П.,
при секретаре Усенко А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по заявлению Комисарчук С.Г, Сидорова Н.А, Яшкиной Л.Ф об оспаривании действий Министерства имущественных отношений <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
Комисарчук С.Г., Сидоров Н.А., Яшкина Л.Ф. обратились в суд с заявлением о признании незаконным отказ Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении земельного участка, площадью 400 кв.м, находящегося по адресу: <адрес>, и обязании предоставить указанный земельный участок в собственность безвозмездно. Указывали, что отказ Министерства мотивирован тем, что Департаментом управления имуществом г.о. Самара отказано в утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории. Считают, что отказ противоречит действующему законодательству.
В ходе рассмотрения дела представитель заявителей Иванов А.Е., действующий на основании ордера и доверенностей, требования уточнил, просил признать незаконным отказ Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении земельного участка, площадью 400 кв.м, находящегося по адресу:. Самара, <адрес>, и обязать Министерство предоставить заявителям данный земельный участок в собственность за выкуп.
В судебном заседании представитель заявителей Иванов А.Е. уточненные требования поддержал. Пояснил, что отказ Министерства имущественных отношений <адрес> противоречит действующему законодательству, поскольку п. 4 ст. 28 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень случаев отказа в предоставлении земельного участка, а указанное в письме основание для отказа не входит в данный перечень. Ни один из нормативных актов не предусматривает такой отказ в предоставлении земельного участка как не утверждение схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории. Обязанность постановки испрашиваемого земельного участка на кадастровый учет не может быть возложена на заявителей. Просил заявление удовлетворить.
Представитель Министерства имущественных отношений <адрес> в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил отзыв за заявление, в котором просил в удовлетворении заявления отказать.
Представители Департамента управления имущества г.о. Самара, Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие заинтересованных лиц в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав представителя заявителей, исследовав материалы дела, суд полагает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ст. 254 ГПК РФ гражданин организация вправе оспорить в суде решения, действия (бездействия), органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лиц, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к таким решения, действиям (бездействиям) относятся коллегиальные или единоличные решения и действия в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина возложена какая-либо обязанность или он необоснованно привлечён к ответственности. Заявление в порядке ст. 254 ГПК РФ подлежит удовлетворению в том случае, если судом будет установлено, что оспариваемое решение, действие (бездействие) государственного органа, должностного лица, служащего не соответствует требованиям закона.
Судом установлено, что Комисарчук С.Г., Сидоров Н.А., Яшкина Л.Ф. являются собственниками 1/3, 1/6 и 1/2 долей соответственно в праве общей долевой собственности на жилой дом, общей площадью 76,5 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Комисарчук С.Г., Сидоров Н.А., Яшкина Л.Ф. обратились в Министерство имущественных отношений <адрес> с заявлением о предоставлении им земельного участка, площадью 400 кв. м, занимаемый индивидуальным жилым домом с приусадебным участком по адресу:. <адрес>.
Письмом Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ заявителям было отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка со ссылкой на то обстоятельство, что Департаментом управления имуществом г. о. Самара на основании письма от ДД.ММ.ГГГГ было отказано в утверждении схемы расположения участка на кадастровом плане территории в связи с тем, что этот участок находится в зоне предприятий и складов V-IV классов вредности (санитарно-защитные зоны – до 100 м) (ПК-1) по Карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в <адрес>, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №61. Использование испрашиваемого земельного участка под индивидуальный жилой дом с приусадебным участком, согласно градостроительному регламенту указанной зоны, не соответствует видам разрешенного использования земельных участков, установленных для данной территориальной зоны.
Порядок предоставления земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, для иного строительства и для ведения личного подсобного хозяйства (для целей, не связанных со строительством), установлен в ст. ст. 30, 30.1, 31, 32, 34 ЗК РФ.
Как следует из вышеприведенных нормативных актов, предметом предоставления может являться только сформированный земельный участок, то есть часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Формированию земельного участка и проведению межевания в обязательном порядке предшествует получение из органов местного самоуправления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте города.
Как следует из материалов дела, заявителям спорный участок необходим не для осуществления на нем жилищного строительства, а для ведения подсобного хозяйства, поскольку в настоящее время на этом участке расположены жилой дом, самовольно возведенные ими хозяйственные строения и приусадебный участок. Следовательно, при решении вопросов о предоставлении им этого земельного участка следует руководствоваться ст. 34 ЗК РФ.
В статье 34 ЗК РФ установлено, что граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об органах исполнительной власти <адрес>, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самаре» полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в г.о. Самара для целей, не связанных со строительством, с ДД.ММ.ГГГГ возложены на Министерство имущественных отношений <адрес>.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара, для целей не связанных со строительством (далее - Порядок).
Согласно пункту 2.4 Порядка, в случае отсутствия оснований для принятия решения об отказе в приеме документов и возвращения заявления о предоставлении земельного участка или принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка министерство в течение 14 рабочих дней направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка с приложением копии плана-схемы земельного участка, а также сведений, подтверждающих отсутствие прав третьих лиц в отношении земельного участка, испрашиваемого гражданами или юридическими лицами.
Пунктом 2.5 Порядка установлено, что в месячный срок с момента поступления обращения министерства, указанного в пункте 2.4 настоящего Порядка, уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара с учетом зонирования территорий утверждает схему расположения земельного участка и в соответствии с настоящим Порядком направляет ее в министерство либо в адрес лица, которое обратилось в министерство с заявлением о предоставлении земельного участка.
Согласно пункту 2.6 Порядка, в случае невозможности утверждения схемы расположения земельного участка уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара в срок не позднее 30 дней с момента поступления обращения министерства, указанного в пункте 2.4 настоящего Порядка, направляет в министерство заключение о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка с указанием причин невозможности ее утверждения. В двухнедельный срок с момента получения министерством заключения о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка министерство направляет в адрес лица, которое обратилось за предоставлением земельного участка, уведомление об отказе в предоставлении земельного участка с указанием причин невозможности его предоставления.
Из системного толкования ст. 36 ЗК РФ следует, что принятие органом местного самоуправления решения о передаче земельного участка в собственность возможно только после постановки данного земельного участка на кадастровый учет.
Учитывая, что испрашиваемый земельный участок не сформирован в соответствии с законом, на государственный кадастровый учет не поставлен, испрашиваемый земельный участок (придомовая территория) не введен в гражданско-правовой оборот как объект недвижимого имущества, в связи с чем, он не может быть объектом земельно-правовых отношений, поэтому у министерства отсутствовали основания для принятия решения о предоставлении спорного земельного участка в собственность заявителям.
Таким образом, правовое значение заключения о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка состоит в невозможности образования земельного участка, которая определяется исключительно уполномоченными органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 1.3. постановления Главы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ № «Об определении уполномоченных органов по утверждению схем расположения земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством, на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий» уполномоченным органом по утверждению схем расположения земельных участков, ранее предоставленным гражданам и юридическим лицам и фактически занимаемым ими, а также по земельным участкам, на которых располагаются здания, строения, сооружения, находящиеся на каком-либо праве у граждан и юридических лиц, является департамент управления имуществом городского округа Самара.
Разрешая спор, суд исходит из того, что Министерством имущественных отношений <адрес>, действовавшим в пределах предоставленных прав и полномочий, действий, нарушающих нормативные правовые акты и законные интересы заявителей, не допущено, а передача заявителям земельного участка не возможна в связи с отсутствием утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории. При этом следует отметить, что решений, действий (бездействия) Департамента управления имуществом г.о. Самара по отказу в утверждении схемы расположения земельного участка заявители не оспаривают.
В силу части 4 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии правовых и фактических оснований для удовлетворения заявления.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления по заявлению Комисарчук С.Г, Сидорова Н.А, Яшкиной Л.Ф об оспаривании действий Министерства имущественных отношений <адрес> - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Самарский районный суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья О.П. Коваленко
Мотивированный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ г.