Дело № 2а-2/276/2019 копия
УИД 43RS0034-02-2019-000403-85
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 декабря 2019 года г. Белая Холуница Кировской области
Слободской районный суд Кировской области (г. Белая Холуница) в составе: председательствующего судьи Рыбаков Н.Ю.,
при секретаре Михалевой Л.Г.,
с участием представителя истца Межрайонной ИФНС России №2 по Кировской области по доверенности Коробейникова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 2 по Кировской области к Стерлягову Владимиру Олеговичу о взыскании обязательных платежей и санкций - недоимки и пени по транспортному налогу,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 2 по Кировской области обратилась с административным иском к Стерлягову В.О. о взыскании обязательных платежей и санкций - недоимки и пени по транспортному налогу. В обоснование иска указано, что Стерлягов В.О. в 2016-2017 гг. являлся собственником транспортных средств – <данные изъяты>, которые является объектами налогообложения. Налоговым органом была рассчитана сумма транспортного налога за 2016-2017 гг. в размере по 1285 руб. за автомобиль <данные изъяты> за каждый год, и по 1399,00 руб. за автомобиль <данные изъяты> а всего по 2684 руб. за 2016 и за 2017 гг. Срок уплаты транспортного налога установлен не позднее 1 декабря года, следующего за налоговым периодом. В установленные сроки административным ответчиком обязанность по уплате налога не исполнена, в связи с чем на суммы неуплаченного налога была начислена пеня. В связи с неуплатой суммы налога в добровольном порядке Стерлягову В.О. были направлены требования № 209 от 06.02.2018 и № 1859 от 31.01.2019. Поскольку требования в добровольном порядке также не исполнены, то истец обратился к мировому судьей судебного участка № 3 Слободского судебного района с заявлением о выдаче судебного приказа, который был вынесен 13.06.2019, приказ был направлен для принудительного исполнения в службу судебных приставов, в связи с чем 08.08.2019 осуществлено погашение задолженности по транспортному налогу за 2016 году на общую сумму 1729,72 руб. На основании поступивших от ответчика возражений судебный приказ был отменен 15.08.2019.
Административный истец просит суд взыскать с Стерлягова В.О. недоимку по транспортному налогу за 2016 год в размере 954,28 руб., сумму пени за период с 02.12.2017 по 05.02.2018 в размере 46,48 руб., недоимку по транспортному налогу за 2017 год в размере 2684,00 руб., а также сумму пени за период с 04.12.2017 по 30.01.2019.
В своих письменных возражениях на административный иск ответчик указал, что в 2016 году оба транспортных средства выбыли из его владения на основании договоров купли-продажи, в собственности ответчика они не находятся, в связи с чем он не считает себя плательщиком транспортного налога. Административный ответчик считает заявленные исковые требования незаконными и не обоснованными, поскольку МРИ ФНС России № 2 по Кировской области пропущен срок на обращение в суд о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2016-2017гг. Более того, административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора в части взыскания пени за 2016-2017гг., в связи с чем требования налогового органа в указанной части подлежат оставлению без рассмотрения. Материалы дела не содержат доказательств направления в адрес ответчика налоговых уведомлений и требований заказными письмами, также как нет доказательств его (ответчика) отказа от получения либо возврата конвертов за истечением срока хранения. Сумма требований МРИ ФНС России № 2 по Кировской области составляет менее 20000 руб., в связи с чем иск подлежит возврату и дело подлежит рассмотрению в порядке упрощенного производства. Просит в удовлетворении административного иска отказать.
В письменных пояснениях на возражения ответчика административный истец указал, что срок для обращения в суд с заявленными требования административным истцом не нарушен. Довод ответчика о несоблюдении досудебного порядка урегулирования спора в части взыскания пени является несостоятельным, поскольку требования об уплате недоимки направлялись в адрес ответчика путем информационного ресурса, размещенного на официальном сайте ФНС России в сети «Интернет», что предусмотрено действующим законодательством, в соответствии с которым документы, используемые налоговым органом при реализации своих полномочий физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются. Датой отправки документов через личный кабинет считается дата, зафиксированная налоговым органом в подтверждение даты отправки, а датой получения документа считается день, следующий за днем размещения документов в личном кабинете налогоплательщика. Стерлягов В.О. зарегистрирован в указанном сервисе 19.02.2016, уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе от ответчика в Инспекцию не поступало. Довод административного ответчика о неполучении им налоговых уведомлений административный истец также считает не состоятельным, поскольку налоговые уведомления направлялись в адрес административного ответчика через личный кабинет, считались полученными 10.09.2017 и 13.07.2018 соответственно. Более того, административный ответчик указал в судебном заседании, что по месту регистрации в <адрес> фактически не проживает, новый адрес административному истцу не сообщал, заявления о направлении документов по какому-либо иному адресу административный ответчик в инспекцию не писал.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Коробейников А.В. на иске и письменных пояснениях на возражения настаивал.
Административный ответчик Стерлягов В.О., извещенный надлежащим образом о рассмотрении дела в судебное заседание 10.12.2019, назначенное с использованием ВКС, не явился. 20.11.2019 года в судебном заседании с использованием ВКС поддержал доводы своего отзыва, пояснил, что машины продал.
Исследовав письменные материалы дела, заслушав стороны, суд приходит к следующему:
В силу ст. 57 Конституции РФ, ст. 3, пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 287 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии со ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.
В силу п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
На основании ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которые возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.
Согласно ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном: порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 362 НК РФ, сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы, органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
На основании п. 1 ст. 397 НК РФ земельный налог подлежит уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
В соответствии с п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Согласно ст. 48 НК РФ в случае неисполнения физическим лицом обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа.
В судебном заседании установлено, что на административном ответчике в 2016-2017 годах были зарегистрированы следующие транспортные средства:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Доказательств снятия с учета указанных транспортных средств административным ответчиком не представлено. Напротив, в материалах дела имеются сведения из РЭО ГИБДД МО МВД России «Слободской» о регистрации за ответчиком указанных транспортных средств в 2016 и 2017 годах.
Доводы ответчика о продаже автомобилей не подтверждены надлежащими доказательствами.
Таким образом, в соответствии со ст. 357 НК РФ административный ответчик в 2013-2017 гг. является плательщиком транспортного налога.
Расчет суммы транспортного налога за 2016-2017гг. отражен в налоговых уведомлениях № 48589614 от 09.09.2017 с суммой к уплате 2684,00 руб. и № 29615893 от 12.07.2018 с суммой к уплате 2684,00 руб.
Из материалов дела следует, что в установленный законом срок оплата транспортного налога за 2016-2017 гг. Стерляговым В.О. произведена не была, на недоимку по налогам начислена пеня.
В соответствии со ст.ст.69, 70 НК РФ Стерлягову В.О. направлены требования:
№ 209 от 06.02.2018 об уплате недоимки и пени по транспортному налогу в добровольном порядке (со сроком уплаты до 01.12.2017) в срок до 26.03.2018;
№ 1859 от 31.01.2019 об уплате недоимки и пени по транспортному налогу в добровольном порядке (со сроком уплаты до 03.12.2018) в срок до 19.03.2019.
Однако, данные требования ответчиком не исполнены.
Из представленного расчета пени следует, что сумма пени по транспортному налогу 46 руб. 48 коп. начислена за период с 02.12.2017 по 05.02.2018, а также в размере 39 руб. 92 коп. за период с 04.12.2017 по 30.01.2019 на недоимку по транспортному налогу.
Расчет пени административным ответчиком не опровергнут.
13.06.2019 мировым судьей судебного участка № 3 Слободского судебного района по делу № 2а-731/2019 был вынесен судебный приказ о взыскании со Стерлягова В.О. в пользу Межрайонной ИФНС России № 2 по Кировской области недоимки по налогам и пени в общей сумме 5368 руб. 00 коп.
Определением от 15.08.2019 мирового судьи судебного участка № 3 Слободского судебного района данный судебный приказ был отменен на основании возражений Стерлягова В.О.
По информации административного истца на основании исполнительного производства, возбужденного на основании вышеуказанного исполнительного листа, со Стерлягова В.О. в счет погашения задолженности по транспортному налогу за 2016 г. взысканы денежные средства в размере 1729,72 руб.
Доводы административного ответчика о том, что налоговые уведомления и требование об уплате налогов и пени ему не направлялось, в связи с чем обязанность по уплате задолженности у него не возникла, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении иска, поскольку данные доводы опровергаются материалами настоящего административного дела.
Пунктом 4 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Форматы и порядок направления налогоплательщику требования об уплате налога в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (абзац 2 пункта 6 статьи 69 НК РФ).
Приказом ФНС России от 27.02.2017 № ММВ-7-8/200@, утвержден Порядок направления налогоплательщику требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.
Датой направления налогоплательщику Требования в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи считается дата, зафиксированная в подтверждении даты отправки (пункт 10 Порядка).
В силу пункта 2 статьи 11.2 Налогового кодекса Российской Федерации личный кабинет налогоплательщика используется налогоплательщиками - физическими лицами для получения от налогового органа документов и передачи в налоговый орган документов (информации), сведений в электронной форме с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.
Из материалов дела усматривается и следует из пояснений представителя МРИ ФНС России № 2 по Кировской области, что Стерлягов В.О. имеет личный кабинет налогоплательщика с датой регистрации в указанном сервисе 19.02.2016.
Факт направления налогоплательщику налоговых уведомлений и требований об уплате налогов, пени в электронной форме, подтверждается сведениями из электронного документооборота базы АИС Налог-3 ПРОМ, а также информацией о выгрузке данных в личном кабинете ответчика.
Стерлягов В.О. не обращался в налоговый орган с заявлением о необходимости получения документов на бумажном носителе.
Таким образом, Стерлягов В.О., имея личный кабинет налогоплательщика и доступ в него, имел возможность ознакомиться с направленным в его адрес налоговым уведомлением, а также требованием об уплате налогов и пени.
Установленный ст.48 НК РФ срок обращения с иском в суд истцом соблюден.
В соответствии с положениями ч. 2 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов. Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей (п.1).
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п.2).
В данном случае недоимка по более раннему требованию № 209 от 06.02.2018 составляла 2730,48 руб., т.е. менее 3000 руб., следовательно право на обращение в суд до 26.09.2018 у административного истца отсутствовало. После выставления следующего требовании № 1859 от 31.01.2019 об уплате недоимки в размере 2723,92 руб. в срок до 19.03.2019 сумма для обращения в суд составила более 3000 руб., в связи с чем срок для обращения в с уд для взыскания недоимки по транспортному налогу за 2016-2017гг. по указанным требованиям является дата – не позднее 19.09.2019.
Установлено и подтверждено материалами дела, с заявлением о выдаче судебного приказа налоговый орган обратился своевременно, в пределах шестимесячного срока со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога.
При обращении в суд с настоящим административным иском срок, установленный законом, также соблюден, поскольку иск подан в течение шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что налоговым органом соблюдена процедура уведомления налогоплательщика о недоимке и задолженности. Допустимых и достоверных доказательств, опровергающих данные обстоятельства, административным ответчиком не представлено.
Таким образом, поскольку в судебном заседании установлен факт, что в установленный законом срок уплата транспортного налога не произведена, с административного ответчика подлежит взысканию недоимка по транспортному налогу за 2016, 2017 гг. и пени на указанную недоимку.
Доводы ответчика, что иск подлежит рассмотрению в упрощенном порядке, суд отклоняет, поскольку, по мнению суда, по настоящему делу имеется необходимость заслушать пояснения ответчика и истца, ответчиком заявлено ходатайство об участии в деле посредством ВКС, рассмотрение дела в обычном порядке направлено на наиболее полное исследование обстоятельств дела и не может нарушать права ответчика.
Административный истец освобожден от уплаты госпошлины при подаче иска в суд.
В соответствии со ст.ст. 111, 114 КАС РФ с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина на основании п.1 ч.1 ст. 333.19 НК РФ в размере 400 рублей в доход бюджета муниципального образования «Белохолуницкий муниципальный район Кировской области».
Руководствуясь ст.ст. 290,293 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ №2 ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2016 ░░░ ░ ░░░░░ 954 (░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░) ░░░░░ 28 ░░░░░░ (░░░ 18210604012021000110, ░░░░░ 33605423) ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 46 (░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░ 48 ░░░░░░ (░░░ 18210604012022100110, ░░░░░ 33605423);
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2017 ░░░ ░ ░░░░░ 2684 (░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░) ░░░░░ 00 ░░░░░░ (░░░ 18210604012021000110, ░░░░░ 33605423) ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 39 (░░░░░░░░ ░░░░░░) ░░░░░░ 92 ░░░░░░░ (░░░ 18210604012022100110, ░░░░░ 33605423);
░ ░░░░░ 3638 (░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░) ░░░. 28 ░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░: ░░░░░░░░░░ - ░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ № 2 ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░/░ 04401234500), ░░░░░░░░░ ░░░░ 40101810222020011001, ░░░ 4303001233, ░░░ 430301001, ░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░. ░░░░░, ░░░ ░░░░░ 043304001.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 400 (░░░░░░░░░) ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░».
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░. ░░░░░ ░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 17 ░░░░░░░ 2019 ░░░░.