адм. дело № 2а-230/2018
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
18 мая 2018 года г. Сураж
Судья Суражского районного суда Брянской области Зайцев С.Я., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению прокурора Суражского района Брянской области к Администрации Суражского района Брянской области о признании бездействия незаконным, понуждении к принятию мер по постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества – нецентрализованного источника водоснабжения (шахтного колодца), расположенного по адресу: <адрес>, с. ФИО1, <адрес>, возле <адрес>,
установил:
Прокурор Суражского района Брянской области обратился в суд с указанным административным иском ДД.ММ.ГГГГ.
Из него следует, что прокуратурой Суражского района проведена проверка исполнения законодательства в сфере охраны и использования водных объектов на территории <данные изъяты> сельского поселения Суражского района Брянской области, в ходе которой установлено, что на территории <данные изъяты> сельского поселения расположен бесхозяйный источник нецентрализованного водоснабжения - шахтный колодец по адресу: <адрес>, с. ФИО1, <адрес>, возле <адрес>. Данный шахтный колодец ответчиком в собственность не оформлялся, и каких-либо мер для его регистрации им не предпринималось. Нормами Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» вопрос водоснабжения в границах поселения отнесен к компетенции органов местного самоуправления района. Бесхозяйность указанного шахтного колодца может привести к загрязнению подземных вод, что создает угрозу возникновения чрезвычайной ситуации и причинения вреда здоровью жителей населенного пункта, а также других лиц, использующих воду в питьевых целях. В соответствии со ст. 225 ГК РФ бесхозяйное имущество принимается на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Просит суд признать незаконным бездействие Администрации Суражского района Брянской области, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества нецентрализованного источника водоснабжения - шахтного колодца, расположенного по адресу: <адрес>, с. ФИО1, <адрес>, возле <адрес>, а также обязать Администрацию Суражского района Брянской области принять меры по постановке данного недвижимого имущества - нецентрализованного источника водоснабжения (шахтного колодца) на учет в Межмуниципальном отделе по Суражскому и Мглинскому району Управления Росреестра по Брянской области.
В порядке подготовки дела к судебному разбирательству представитель административного ответчика Алдокимова М.В., действующая на основании доверенности, исковые требования признала в полном объеме, при этом просила установить срок для исполнения решения суда продолжительностью шесть месяцев.
В связи с изложенными обстоятельствами помощник прокурора Суражского района Брянской области Цыганок И.В. уточнила требования, просила установить срок для исполнения решения суда продолжительностью шесть месяцев.
Кроме этого, представитель административного истца заявила ходатайство о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства.
Представитель административного ответчика не возражала относительно применения упрощенного (письменного) порядка производства.
На основании ст. ст. 291, 292 КАС РФ дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) судопроизводства.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу п.1 ч.2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Судом установлено, что на территории <данные изъяты> сельского поселения Суражского района Брянской области по адресу: <адрес>, с. ФИО1, <адрес>, возле <адрес>, имеется бесхозяйный источник нецентрализованного водоснабжения - шахтный колодец.
Из уведомления Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что сведения о правообладателе на данный объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют. №
В соответствии с ч.2 ст. 9 выписки из Устава Суражского района Брянской области к вопросам местного значения, на территории сельских поселений, которые решаются органами местного самоуправления Суражского муниципального района относится: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством РФ (л.д. 6).
Согласно сообщению <данные изъяты> сельской администрации Суражского района Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ, источники нецентрализованного водоснабжения - шахтные колодцы на балансе администрации сельского поселения не числятся. №
В соответствии с ч.1 ст. 43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты.
В силу ст.ст. 2, 18 и 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов. Питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
В соответствии со ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
В соответствии с п. 4 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы организации водоснабжения населения, водоотведения в границах сельских поселений, отнесены к полномочиям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
Источник нецентрализованного водоснабжения - шахтный колодец, расположенный в с. ФИО1 <адрес> возле <адрес> ни у кого на балансе не числится, ни за кем не закреплен и фактически никто за его техническим состоянием не следит, в настоящее время не имеет собственника, балансодержателя, то есть является бесхозяйным и подлежит постановке на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
В нарушение вышеуказанных требований законодательства администрацией Суражского района Брянской области никаких мер по постановке шахтного колодца на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества не предпринималось, что свидетельствует о бездействии административного ответчика.
Статус колодца как бесхозяйного затрудняет надлежащий контроль над его техническим состоянием и надлежащей эксплуатацией, чем создается угроза жизни и здоровью жителей населенного пункта, а также других лиц, использующих воду колодца в питьевых целях.
Оценив все собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что административные исковые требования прокурора Суражского района Брянской области законны и обоснованны, а потому подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 187 КАС РФ суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
Учитывая, что административному ответчику для исполнения настоящего решения необходимо оформить документы для регистрации указанного колодца в качестве бесхозяйного, суд считает необходимым возложить на администрацию Суражского района Брянской области обязанность в шестимесячный срок со дня вступления настоящего решения в законную силу принять меры по постановке на учет вышеуказанного объекта питьевого водоснабжения.
Суд считает, указанный срок исполнения решения разумным и достаточным для реализации требований прокурора.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 298 КАС РФ,
решил:
административное исковое заявление прокурора Суражского района Брянской области к Администрации Суражского района Брянской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по совершению действий по постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества - нецентрализованного источника водоснабжения (шахтного колодца) удовлетворить.
Признать бездействие Администрации Суражского района Брянской области, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества - нецентрализованного источника водоснабжения (шахтного колодца), расположенного по адресу: <адрес>, с. ФИО1, <адрес>, возле <адрес>, незаконным.
Обязать Администрацию Суражского района Брянской области в шестимесячный срок со дня вступления настоящего решения в законную силу принять меры по постановке бесхозяйного объекта недвижимого имущества - нецентрализованного источника водоснабжения (шахтного колодца), расположенного по адресу: Брянская область, Суражский район, с. Новый Дроков, ул. Советская, возле дома № 7, на учет в Межмуниципальном отделе по Суражскому и Мглинскому району Управления Росреестра по Брянской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Суражский районный суд Брянской области в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья