РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Резолютивная часть решения оглашена в судебном заседании 22 января 2019 г.
Решение в окончательной форме изготовлено 23 января 2019 г.
г.Выборг 22 января 2019 года
Дело N2а-432/2019
Выборгский городской суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Гомзякова А.Г., при секретаре Ковалевой Т.Б.,
с участием административного истца Селедчика А.А., представителя административного истца адвоката Ганичевой В.Ю.,представителя административных ответчиков Мартьянова А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Селедчика А.А. к призывной комиссии муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области, Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Ленинградской области» о признании незаконным решения призывной комиссии,
установил:
Селедчик А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к призывной комиссии муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области, Федеральному казенному учреждению (далее - ФКУ) «Военный комиссариат Ленинградской области», в котором просил признать незаконным вынесенное в отношении него решение призывной комиссии муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области от 11 июля 2018 года N6 в части признания его не прошедшим военную службу, не имея на то законных оснований, ссылаясь на то, что решением призывной комиссии от 11 июля 2018 года N6, он признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, зачислен в запас. По мнению истца, принятое решение не соответствует требованиям Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», нарушает его права, поскольку действий по уклонению от призыва на военную службу он не совершал, что подтверждается постановлением следователя по ОВД следственного отдела от 01.10.2011, которым отказано в возбуждении уголовного дела по факту уклонения его от призыва на военную службу за отсутствием состава преступления. Также указывал, что по состоянию здоровья он не годен к прохождению военной службы, повесток о явке на заседание призывной комиссии не получал, доказательств надлежащего вручения повесток не имеется, в военный комиссариат для прохождения сборов и повторных медицинских комиссий не вызывался. Считает, что у него имелись законные основания для освобождения от службы в связи с наличием у него заболевания, препятствующего прохождению военной службы по состоянию здоровья.
Административный истец Селедчик А.А. и его представитель адвокат Ганичева В.Ю., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования поддержали по основаниям и доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель призывной комиссии муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области, ФКУ «Военный комиссариат Ленинградской области» по доверенности Мартьянов А.Г. в удовлетворении иска просил отказать.
Изучив материалы дела, заслушав стороны, исследовав и оценив собранные по делу доказательства согласно ст.ст.59,60,61 КАС РФ в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу положений статьи 59 Конституции Российской Федерации, защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами РФ конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в РФ иностранных граждан осуществляется Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации и во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - другие войска), в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны (далее - воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее - органы), воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами - в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 22 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (далее - граждане, не пребывающие в запасе).
На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.
Из материалов дела установлено, что Селедчик А.А., Дата рождения, состоит на учете в Отделе военного комиссариата Ленинградской области по городу Выборг и Выборгскому району с 19 марта 2006 года.
25 ноября 2016 года Селедчику А.А. исполнилось лет. Военную службу по призыву он не проходил.
11.07.2018 призывной комиссией муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области единогласно было вынесено решение (заключение), оформленное протоколом N6, о зачислении Селедчика А.А. в запас, как не прошедшего военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Между тем, Селедчик А.А. полагая, что решение призывной комиссии о зачислении его в запас, как не прошедшего военную службу по призыву, не имея на то законных оснований противоречит действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, обратился в суд с настоящим административным иском.
В соответствии с пунктом 34 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663, при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Сведения о прохождении Антоненковым Д.О. военной службы по призыву в период с 1 января 2014 года по 11 июля 2018 года в материалах дела отсутствуют.
Согласно пунктам 1 и 1.1 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
При зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Доказательств того, что в период с 1 января 2014 года по 11 июля 2018 года в отношении Селедчика А.А. призывной комиссией в установленном законом порядке принималось решение о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу, об освобождении от призыва на военную службу или об освобождении от исполнения воинской обязанности, суду не представлено.
При этом суд приходит к выводу о том, что у Селедчика А.А. отсутствовали основания для не прохождения военной службы по призыву, которые предусмотрены статьями 23 и 24 Федерального закона от 28.03.1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе". Доказательств обратного со стороны Селедчика А.А. суду не представлено.
При таких обстоятельствах, поскольку Селедчик А.А. в период с 1 января 2014 года по 11 июля 2018 года военную службу по призыву не прошел и в отношении него в установленном законом порядке призывной комиссией решение о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу, об освобождении от призыва на военную службу или об освобождении от исполнения воинской обязанности не принималось, заключение о признании Селедчика А.А. не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, соответствует требованиям действующего законодательства, принято призывной комиссией в соответствии с имеющимися полномочиями, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленного Селедчиком А.А. требования о признании незаконным оспариваемого заключения призывной комиссии от 11.07.2018 N6.
Статья 10 Закона N 53-ФЗ закрепляет обязанности граждан по воинскому учету, к которым, в частности, относятся обязанности:
состоять на воинском учете по месту жительства (граждане, прибывшие на место пребывания на срок более трех месяцев или проходящие альтернативную гражданскую службу, - по месту их пребывания) в военном комиссариате, а граждане, имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки РФ и в запасе Федеральной службы безопасности РФ, - в указанных органах;
явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место либо по вызову соответствующего органа местного самоуправления поселения или соответствующего органа местного самоуправления городского округа, осуществляющего первичный воинский учет;
сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания;
явиться в двухнедельный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из РФ на срок более шести месяцев или въезде в РФ;
Кроме того, граждане, подлежащие призыву на военную службу, выезжающие в период проведения призыва на срок более трех месяцев с места жительства или места пребывания, должны лично сообщить об этом в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет.
Однако, доказательств того, что Селедчик А.А., как лицо, подлежащее призыву на военную службу, в соответствии с положениями статьи 10 Закона N 53-ФЗ сообщил в военный комиссариат по месту регистрации в двухнедельный срок о месте своей работы и жительства, материалы дела не содержат. Документы дающие право на отсрочку или освобождения от призыва на военную службу на основании ст. ст. 23, 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" не предоставлял.
В соответствии со статьями 22, 25, 26, 28 Закона N 53-ФЗ призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. На военную службу не призываются граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу. Призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании Указов Президента Российской Федерации.
Поскольку Селедчик А.А. не сообщил сведения об изменении места жительства и месте работы, это стало препятствием для его оповещения о необходимости прибытия в военный комиссариат, тем самым административный истец воспрепятствовал проведению в отношении и него мероприятий, связанных с призывом на военную службу.
Более того, как установлено судом и отчетливо усматрвиается из материалов личного дела призывника, Отделом военного комиссариата Ленинградской области по городу Выборг и Выборгскому району принимались необходимые меры по вызову Селедчика А.А. для прохождения мероприятий, связанных с осуществлением призыва на военную службу, что подтверждается представленными в материалах дела соответствующими обращениями должностного лица Отдела военного комиссариата Ленинградской области по городу Выборг и Выборгскому району, направленными в органы внутренних дел и местного самоуправления с целью розыска призывника.
Верховный Суд Российской Федерации разъяснил, что в зависимости от цели гражданина, не выполняющего обязанности по воинскому учету, его действия могут быть квалифицированы как уклонение от призыва на военную службу (ч. 1 ст. 328 Уголовного кодекса Российской Федерации). Так, если гражданин уезжает на новое место жительства или место временного пребывания, а равно выезжает из РФ без снятия с воинского учета, а также прибывает на новое место жительства или место временного пребывания или возвращается в РФ и не встает на воинский учет, чтобы ему не вручили под личную подпись повестку военного комиссариата, это квалифицируется как уклонение от призыва (п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федрации от 03.04.2008 N 3).
Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о неисполнении Селедчиком А.А. возложенных на него законом обязанностей, что привело к непрохождению им военной службы по призыву, не имея на то законных оснований.
При этом обязанность призывника самостоятельно явиться в военкомат в указанных законом случаях не находится в зависимости от направления военкоматом повестки по установленным для этого законом основаниям, когда явка призывника является строго обязательной.
Последующее обращение Селедчика А.А. и его явка в органы воинского учета, после достижения лет, не свидетельствуют об исполнении им указанной обязанности.
Пользуясь добросовестно своими правами и желая исполнить предусмотренную статьей 59 (часть 1) Конституции Российской Федерации обязанность, Селедчик А.А. имел возможность реализовать обязанность о призыве на военную службу до достижения им возраста лет.
Отклоняя доводы административного истца о том, что военный комиссариат его на военную службу не призывал, повесток и других извещений он не получал, суд обращает внимание на то, что названные обстоятельства правового значения для рассмотрения настоящего дела не имеют, поскольку для применения положений части 1.1 статьи 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" не требуется установления факта незаконного уклонения гражданина от прохождения военной службы, однако, необходимо установление отсутствия оснований для прохождения военной службы по призыву, предусмотренных статьями 23 и 24 названного Федерального закона, а решение призывной комиссии в отношении призывника напрямую зависит от результатов медицинского освидетельствования о годности призывника к военной службе.
Ссылки истца на постановление следователя от 01.10.2011, которым отказано в возбуждении уголовного дела в отношении Селедчика А.А. по факту уклонения его от призыва на военную службу, за отсутствием состава преступления, суд не принимает во внимание, отмечает следующее.
По результатам проведения процессуальной проверки 01 октября 2011 года Следственным отделом по г.Выборг СУ СК РФ по Ленинградской области в возбуждении уголовного дела в отношении Селедчика А.А. было отказано, поскольку следователь счел, что призывник по состоянию здоровья обладает правом освобождения от прохождения военной службы. Между тем, факты, установленные постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела, к преюдициальным законом не отнесены, а правовая оценка следователя сложившейся ситуации обязательной для суда не является.
Из материалов личного дела призывника усматривается и указывалось в ходе рассмотрения дела представителем административных ответчиков, что Селедчику А.А. ранее неоднократно предлагалось пройти контрольное медицинское обследование в Областном военкомате, куда он не прибыл.
Доводы истца о том, что у него имелись основания для освобождения от прохождения военной службы по состоянию здоровья не является основанием для признания незаконным решения призывной комиссии.
Судебным разбирательством достоверно установлено, что Селедчик А.А. своевременно не явился в призывную комиссию, не сообщал в установленном законом порядке в военный комиссариат по месту жительства об изменении сведений о себе, не предоставил сведения о наличии у него оснований для предоставления отсрочки исполнения воинской обязанности по состоянию здоровья, в связи с чем, призывная комиссия при зачислении Селедчика А.А. в запас, правомерно признала его гражданином, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
С учетом изложенного у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения требования Селедчика А.А., оспариваемое им решение призывной комиссии является законным и принято в рамках представленной компетенции.
В соответствии со ст.84 КАС РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Согласно ст.176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного иска Селедчика А.А. к призывной комиссии муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области, ФКУ «Военный комиссариат Ленинградской области» о признании незаконным решения призывной комиссии муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области от 11 июля 2018 года N6 о непрохождении Селедчиком А.А. военной службы, не имея на то законных оснований отказать.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение одного месяца через Выборгский городской суд.
Судья А.Г.Гомзяков