Дело №2-715/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 ноября 2015 года город Петрозаводск
Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи И.С.Леккеревой,
при секретаре А.О. Александровой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Прионежского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Заозерского сельского поселения, Министерству природопользования и экологии Республики Карелия, ООО «Ремстройкомплект», ООО «Служба заказчика» о ликвидации несанкционированной свалки,
установил:
Прокурор Прионежского района РК обратился с указанными исковыми требованиями к администрации Прионежского района Республики Карелия о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки, с координатами №, расположенной на территории .... Размещение данной свалки осуществлено без учета требований в области охраны окружающей среды, предъявляемых к эксплуатации объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, что нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, как проживающих на территории муниципального образования, так и неопределенного круга лиц. Ссылаясь на положения статей Лесного кодекса РФ, ФЗ «Об охране окружающей среды», ФЗ «Об отходах производства и потребления», ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», истец просит обязать ответчика ликвидировать указанную свалку.
В ходе разбирательства дела к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия, ООО «Ремстройкомплект», ООО «Служба заказчика».
Прокурором Прионежского района РК в ходе рассмотрения дела заявлен письменный отказ от требований к ООО «Ремстройкомплект».
Прокурор Рассыпнова А.Н. в судебном заседании в остальной части исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика Министерства природопользования и экологии РК, действующий по доверенности, возражал по заявленным требованиям, считал, что нет оснований для возложения обязанности по ликвидации несанкционированной свалки на Министерство. Кроме того, полагал, что полоса отвода дороги составляет 20 метров, соответственно, свалка в полосе отвода автодороги ликвидирована не в полном объеме.
Представитель администрация Заозерского сельского поселения с иском не согласилась, считала, что свалка не должна ликвидироваться только за счет средств местного бюджета.
Представитель третьего лица администрации Прионежского муниципального района по доверенности с иском не согласилась, считала, требования прокурора не подлежащими удовлетворению.
Ответчики ООО «Служба заказчика, ООО «Ремстройкомплект», третье лицо Управление автомобильных дорог Республики Карелия своих представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.
В ст. 42 Конституция Российской Федерации закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Право граждан на благоприятную окружающую среду также закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" под вредом окружающей среде понимается негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.
В силу статьи 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не допускать не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Частью 1 ст. 55 Федерального закона "Об охране окружающей среды" органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридические и физические лица при осуществлении хозяйственной и иной деятельности обязаны принимать необходимые меры по предупреждению и устранению негативного воздействия шума, вибрации, электрических, электромагнитных, магнитных полей и иного негативного физического воздействия на окружающую среду в городских и сельских поселениях, зонах отдыха, местах обитания диких зверей и птиц, в том числе их размножения, на естественные экологические системы и природные ландшафты.
Согласно ст. 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» объектами размещения отходов являются специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
В соответствии со ст. 12 указанного Федерального закона запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Нормами ст. ст. 4, 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, хранению, захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды, и регулироваться законодательством Российской Федерации, при этом запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В соответствии с п. 18 ч. 1, ч. 3, ч. 4 ст. 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (в редакции закона от 27.05.2014 N 136-ФЗ) с 01.01.2015 полномочие по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к компетенции органов местного самоуправления муниципальных районов.
Из материалов дела усматривается, что хх.хх.хх г. между администрацией Прионежского муниципального района и администрацией Заозерского сельского поселения заключено соглашение о передаче полномочий. В соответствии с данным соглашением полномочие органов местного самоуправления муниципального района по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора на основании части 4 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", которая предусматривает, что органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, передано органам местного самоуправления поселения.
В ходе осуществления прокуратурой Прионежского района проверки соблюдения требований природоохранного законодательства на территории Заозерского сельского поселения Прионежского района обнаружена несанкционированная свалка, расположенная ...
Факт наличия данной свалки подтвержден материалами дела и не оспаривался в судебном заседании.
В ходе разбирательства дела прокурором указывалось, что свалка расположена на территории лесного фонда в пределах Заозерского сельского поселения, в связи с чем прокурор настаивал на заявленных требованиях к администрации Заозерского сельского поселения, Министерству природопользования и экологии Республики Карелия.
Между тем, как следует из правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 13.10.2015 № 26-П установленный действующим законодательством порядок использования и охраны лесного фонда включает в себя обязанность субъектов, осуществляющих использование лесов, проводить мероприятия по защите соответствующих земель от загрязнения отходами производства и потребления и иного негативного воздействия (статьи 13 и 42 Земельного кодекса Российской Федерации, статья 51 Лесного кодекса Российской Федерации). Мероприятия санитарно-оздоровительного характера на лесных участках, связанные с исполнением публично-правовых обязанностей лесопользователя, по смыслу взаимосвязанных положений статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации и утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 года N 414 во исполнение части 3 данной статьи Правил санитарной безопасности в лесах, должны осуществляться и в том случае, если невозможно установить лицо, виновное в их захламлении, загрязнении и ином негативном воздействии на них. Органы же государственной власти и органы местного самоуправления, согласно части 2 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации, осуществляют охрану и защиту лесов в пределах полномочий, определенных в соответствии с его статьями 81 - 84, если иное не предусмотрено данным Кодексом, другими федеральными законами.
Исходя из того что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации), управление ими и их охрана составляют ведение Российской Федерации, что не исключает дискреции федерального законодателя, передавшего осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации: согласно статье 83 Лесного кодекса Российской Федерации к ним относятся, в частности, полномочия по организации использования лесов, их охраны, защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечению охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях; средства же на осуществление переданных полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета (пункт 4 части 1 и часть 3).
Что касается полномочий органов местного самоуправления в области лесных отношений, то, как следует из части 1 статьи 84 Лесного кодекса Российской Федерации, они сводятся к принятию мер по предотвращению вредного воздействия (включая захламление) на те лесные участки, которые находятся в муниципальной собственности. Утвержденные Правительством Российской Федерации Правила санитарной безопасности в лесах также предусматривают обеспечение органами местного самоуправления проведения соответствующих санитарно-оздоровительных мероприятий лишь в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся в собственности муниципальных образований.
Таким образом, в системе действующего правового регулирования принятие мер, направленных на ликвидацию загрязнения бытовыми и промышленными отходами лесных участков, расположенных на территории муниципального образования, но не находящихся в его собственности, органами местного самоуправления данного муниципального образования не предусмотрено и относится к компетенции уполномоченных исполнительных органов государственной власти.
Как следует из статьи 132 (часть 2) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с частью 2 статьи 84 Лесного кодекса Российской Федерации и статьей 19 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", органы местного самоуправления могут быть наделены законом - федеральным или субъекта Российской Федерации - отдельными государственными полномочиями в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов с учетом установленного Конституцией Российской Федерации разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статьи 71, 72 и 73) и с предоставлением необходимых для реализации этих полномочий материально-финансовых средств. Кроме того, полномочия Российской Федерации, переданные для осуществления органам государственной власти субъекта Российской Федерации, могут быть переданы органам местного самоуправления законом субъекта Российской Федерации, как это предусмотрено пунктом 7 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Если же соответствующие государственные полномочия органам местного самоуправления городского округа в установленном порядке не переданы, обращенное к ним требование проведения организационных мероприятий и несения материально-финансовых затрат по обеспечению очистки расположенных на его территории лесных участков, входящих в состав лесного фонда, от загрязнения отходами производства и потребления не имеет конституционного обоснования.
Таким образом, пункт 24 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не противоречит Конституции Российской Федерации, поскольку содержащееся в нем положение - по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования - не предполагает возложение на органы местного самоуправления городских округов обязанности по ликвидации за счет средств местного бюджета несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов, размещенных неустановленными лицами на лесных участках в составе земель лесного фонда, расположенных на территории этих городских округов, без наделения органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями.
В соответствии со ст. 19 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Установленные обстоятельства дела не указывают на то, что в рассматриваемом случае несанкционированная свалка бытовых отходов находится на лесном участке, находящемся в собственности муниципального образования. Напротив, в ходе рассмотрения дела никем не оспаривалось, что свалка расположена на землях лесного фонда, территория которого отнесена к Федеральной собственности.
При этом органы местного самоуправления поселения не наделены в установленном законом порядке государственными полномочиями по ликвидации за счет средств местного бюджета несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов, размещенных неустановленными лицами на лесных участках в составе земель лесного фонда.
Таким образом, принимая во внимание вышеназванную правовую позицию Конституционного Суда РФ, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований о ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на землях лесного фонда к Министерству по природопользованию и экологии Республики Карелия и отказе в удовлетворении иска к администрации Заозерского сельского поселения.
Ранее прокурором указывалась на то, что часть данной свалки расположен в полосе отвода дороги регионального значения ... В ходе рассмотрения дела было установлено, что КУ РК «Управление автомобильных дорог РК» заключен государственный контракт от хх.хх.хх г. № с ООО «Ремстройкомплект» на выполнение комплекса по содержанию сети автомобильных дорог в Прионежском районе. хх.хх.хх г. между ООО «Ремстройкомплект» и ООО «Служба заказчика» заключен договор субподряда на выполнение указанных работ.
Прокурором заявлен отказ от исковых требований к ООО «Ремстройкомплект» в связи с тем, что в ходе обследования места несанкционированного сброса бытовых отходов установлено, что полоса отвода, на ранее установленном месте свалки, составляющая девятиметровую зону от оси дороги от бытового мусора очищена хх.хх.хх г.
В обозначенных действиях истца противоречия закону или нарушения прав и законных интересов других лиц не установлено, в связи с чем суд считает возможным принять отказ истца от иска к ООО «Ремстройкомплект» и на основании абз. 4 ст. 220 ГПК РФ и прекратить производство по делу в данной части.
Поскольку истец не представил отказа от иска к ООО «Служба заказчика», при этом истцом указывалось на отсутствие несанкционированной свалки бытовых отходов в полосе отвода автодороги ..., суд приходит к выводу об отсутствии оснований для возложения на ООО «Служба заказчика» как на лицо, ответственное в силу договорных отношений с ООО «Ремстройкомплект» за осуществление комплекса работ по содержанию указанной автодороги, обязанности по ликвидации несанкционированной свалки. Доводы представителя Министерства Министерство по природопользованию и экологии РК о том, что полоса автодороги ... составляет 20 метров, соответственно, часть свалки на настоящий момент располагается в полосе отвода автодороги, ничем не подтверждены, опровергаются материалами дела, в связи с чем не могут быть приняты во внимание.
На основании изложенного, руководствуясь положениями статей 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Исковое заявление прокурора Прионежского района удовлетворить частично.
Возложить на Министерство природопользования и экологии Республики Карелия обязанность ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на территории лесного фонда с левой стороны автодороги ... в срок до хх.хх.хх г.
В удовлетворении иска к администрации Заозерского сельского поселения, ООО «Ремстройкомплект», ООО «Служба заказчика» отказать.
Принять отказ прокурора Прионежского района РК от иска к ООО «Ремстройкомплект». Производство по делу в дано части прекратить на основании абз.4 ст. 220 ГПК РФ.
Разъяснить, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Карелия в течение месяца через Прионежский районный суд со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья И.С.Леккерева
Мотивированное решение составлено 27 ноября 2015 года.