АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
№ 33-А-93/2017
11 апреля 2017 года г. Екатеринбург
Уральский окружной военный суд в составе: председательствующего – Абасова К.А., судей Ольшанского Д.В. и Норвинда Д.В., при секретаре Шестаковой Л.В., с участием представителя административного истца Трофимова Е.Н., представителя административного ответчика Тарасова И.В., а также заинтересованного лица Гималиевой Ж.Т., рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе названного представителя административного ответчика на решение Екатеринбургского гарнизонного военного суда от 2 февраля 2017 года об удовлетворении административного иска младшего сержанта Олейник Л.В. об оспаривании решения Федерального государственного казенного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации об отказе во включении в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.
Заслушав доклад судьи Норвинда Д.В., окружной военный суд
у с т а н о в и л:
в административном исковом заявлении младший сержант Олейник оспорила законность решения Федерального государственного казенного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее – Учреждение) от 3 октября 2016 года об отказе во включении ее в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее – НИС).
Решением Екатеринбургского гарнизонного военного суда от 2 февраля 2017 года административный иск Олейник был полностью удовлетворен. Суд признал отказ Учреждения включить Олейник в НИС незаконным и обязал данную организацию рассмотреть вопрос о включении истицы в число участников данной программы.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика Тарасов просит состоявшееся решение суда ввиду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, и нарушения норм материального права отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска Олейник.
Автор жалобы полагает, что у Учреждения не имелось оснований для принятия решения о включении Олейник в реестр участников НИС, так как ранее она уже была обеспечена от Министерства обороны РФ жилым помещением по договору социального найма.
Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения представителя административного ответчика Тарасова в поддержание апелляционной жалобы, возражения против ее удовлетворения представителя административного истца Трофимова и мнение заинтересованного лица Гималиевой о разрешении дела по усмотрению суда, обсудив доводы жалобы, окружной военный суд указывает следующее.
Как следует из дела, младший сержант Олейник заключила первый контракт о прохождении военной службы в декабре 2005 года. Воинское звание младший сержант ей присвоено в июне 2007 года, а второй контракт был заключен с ней в декабре 2008 года. В настоящее время она проходит военную службу в войсковой части №.
С 27 июля 2001 года Олейник является собственником 1/2 доли однокомнатной квартиры общей площадью 32,5 кв.м, находящейся в городе Екатеринбурге, то есть в размере 16,2 кв.м.
Кроме того, решением Учреждения от 14 марта 2012 года супругу истицы – подполковнику Зотову и членам его семьи в составе 5 человек, состоящей из него, Олейник и троих детей, в городе Екатеринбурге от Министерства обороны РФ на безвозмездной основе для постоянного проживания было предоставлено жилое помещение в виде трехкомнатной квартиры общей площадью 81,2 кв.м., с учетом находящейся в собственности Олейник 1/2 доли жилого помещения.
По этой причине того же числа Зотов и члены его семьи, включая Олейник, ввиду полного обеспечения жилыми помещениями по установленным нормам были сняты с жилищного учета.
Полученная Олейник и Зотовым квартира находится в собственности Зотова и троих детей в размере 1/4 доли на каждого. Все члены семьи Зотова, включая Олейник, 19 июня 2012 года были зарегистрированы проживающими в полученной квартире. Продолжает в ней проживать Олейник и в настоящее время.
Вместе с тем, в феврале 2015 года Олейник обратилась с рапортом о включении ее в НИС.
Решением Учреждения от 3 октября 2016 года Олейник было отказано во включении в число участников НИС ввиду реализации ей своего права на жилище посредством получения жилого помещения по договору социального найма за счет средств федерального бюджета. Такое решение Олейник и оспорила в административном судопроизводстве.
Разрешая дело, гарнизонный военный суд пришел к выводу, что оснований для отказа во включении ее в НИС положения Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» и Порядка реализации НИС в Вооруженных Силах РФ не содержат. По этой причине суд первой инстанции признал оспоренное решение Учреждения незаконным, обязал его отменить и фактически включить Олейник в НИС.
Однако такое решение суда принято с существенным нарушением норм материального права и с ним согласиться нельзя.
В соответствии с ч.1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещении в порядке и на условиях, установленных данным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за счет средств федерального бюджета.
Исходя из данных прямых предписаний Закона, обеспечение жилыми помещениями военнослужащих осуществляется в форме или предоставления жилищных субсидии, или в форме предоставления жилого помещения. Данные способы реализации прав военнослужащих на жилище в соответствии с законом являются равнозначными.
Регламентируя данные общие положения о способе обеспечения жилищных прав военнослужащих, статья 15 того же закона прямо определяет их виды. Применительно к предоставлению денежных средств, оно осуществляется либо в форме предоставления государственных жилищных сертификатов, либо в форме жилищных субсидий на приобретение или строительство жилого помещения, или же в форме участия в накопительно-ипотечной системе военнослужащих посредством формирования накоплений на именных накопительных счетах.
При этом, как прямо указано в абз. 2 п. 15 ст. 15 приведенного закона, на военнослужащих, являющихся участниками НИС жилищного обеспечения военнослужащих, не распространяется действие абзаца двенадцатого пункта 1, пунктов 13, 14, 16-19 данной статьи, а также абзацев второго и третьего пункта 1 статьи 23 того же закона, которые регламентируют возможность обеспечения жильем военнослужащих и членов их семей в иных, чем НИС, формах.
То есть, в силу указанных жилищных гарантий военнослужащих, если военнослужащий реализовал свое право на получение бесплатного жилья от федерального органа исполнительной власти, в котором проходит военную службу, в иных, нежели НИС, формах, он не может претендовать на повторное бесплатное получение жилья от военного ведомства с помощью накопительно-ипотечной системы военнослужащих. Это же вытекает и из ст. 15 – 1 названного закона, которая устанавливает единые нормы предоставления жилья для всех способов реализации военнослужащими своих жилищных прав.
Приведенные положения закона также корреспондируют п. 9 ст. 2 того же закона, согласно которому военнослужащие, имеющие право на социальные гарантии и компенсации в соответствии с настоящим Федеральным законом, пользуются социальными гарантиями и компенсациями, установленными для граждан федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Если указанные лица одновременно имеют право на получение одной и той же социальной гарантии и компенсации по нескольким основаниям, то им предоставляются по их выбору социальная гарантия и компенсация по одному основанию.
Тем самым, будучи обеспеченной как в качестве члена семьи, так и в качестве военнослужащей за счет государства – Министерства обороны РФ, жилым помещением по установленным нормам в рамках одной из предусмотренных форм обеспечения жильем, Олейник, претендуя на очередное бесплатное получение денежных средств посредством НИС от МО РФ, фактически поставила вопрос об улучшении жилищных условий с предоставлением ей денежных средств для приобретения еще одного жилого помещения от федерального органа исполнительной власти, в котором проходит военную службу, только лишь в иной форме.
Однако, как указано выше при таких данных включение ее в НИС приведет к сверхнормативному повторному неосновательному обеспечению ее жильем, что Законом не предусмотрено.
Являются неверными и выводы гарнизонного военного суда о том, что общая норма жилого помещения 81,2 кв.м соответствует норме предоставления на 4 человек, и что Олейник не было предоставлено жилое помещение за счет Министерства обороны РФ, поскольку предоставленное Олейник жилое помещение было распределено именно Министерством обороны РФ на всех членов семьи истицы, включая ее саму.
С учетом этого, отказ учреждения во включении истицы в НИС является законным и обоснованным. Соответственно, обжалованное судебное решение подлежит отмене в связи с неправильным применением гарнизонным военным судом норм материального права.
В соответствии со п. 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ окружной военный суд считает возможным принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска Олейник.
Руководствуясь ст. ст. 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, окружной военный суд
о п р е д е л и л:
решение Екатеринбургского гарнизонного военного суда от 2 февраля 2017 года об удовлетворении административного иска младшего сержанта Олейник Л.В. об оспаривании решения Федерального государственного казенного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации об отказе во включении военнослужащего в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения отменить и принять новое решение, которое изложить в следующей редакции:
в удовлетворении административного иска младшего сержанта Олейник Л.В. об оспаривании решения Федерального государственного казенного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации об отказе во включении в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Подлинное за надлежащей подписью.
Верно.
Судья Уральского окружного
военного суда Д.В. Норвинд