дело № 2-4756/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 сентября 2014 года г. Пушкино
Пушкинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Курлаевой И.В.,
с участием прокурора Байковой М.В.,
при секретаре Иськовой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело:
по заявлению Б. об отмене решения территориальной избирательной комиссии Пушкинского района Московской области от 08 августа 2014 года № 137/33 о регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов городского поселения Зеленоградский Пушкинского муниципального района Московской области по избирательному округу № 5 С.;
по заявлению П. об отмене решения территориальной избирательной комиссии Пушкинского района Московской области от 08 августа 2014 года № 137/34 о регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов городского поселения Зеленоградский Пушкинского муниципального района Московской области по избирательному округу № 6 Ф.;
по заявлению П. об отмене решения территориальной избирательной комиссии Пушкинского района Московской области от 08 августа 2014 года № 137/36 о регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов городского поселения Зеленоградский Пушкинского муниципального района Московской области по избирательному округу № 8 Р.;
по заявлению К. об отмене решения территориальной избирательной комиссии Пушкинского района Московской области от 08 августа 2014 года № 137/37 о регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов городского поселения Зеленоградский Пушкинского муниципального района Московской области по избирательному округу № 9 Р.;
по заявлению К. об отмене решения территориальной избирательной комиссии Пушкинского района Московской области от 08 августа 2014 года № 137/35 о регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов городского поселения Зеленоградский Пушкинского муниципального района Московской области по избирательному округу № 9 А.;
по заявлению Б. об отмене решения территориальной избирательной комиссии Пушкинского района Московской области от 08 августа 2014 года № 137/38 о регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов городского поселения Зеленоградский Пушкинского муниципального района Московской области по избирательному округу № 10 И.,
У С Т А Н О В И Л :
Заявители обратились в суд с указанными выше требованиями.
В обоснование заявленных требований указали, что решениями территориальной комиссии Пушкинского района каждый из заявителей зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов городского поселения Зеленоградский по одномандатным избирательным округам: Бочков А.Ю. – решением от 08.08.2014г. № 137/04 по избирательному округу № 5; Поляков С.А. – решением от 08.08.2014г. № 137/05 по избирательному округу № 6; Паршенков О.И. – решением от 08.08.2014г. № 137/07 по избирательному округу № 8; Кондратьев К.А. – решением от 08.08.2014г. по избирательному округу № 9; Корякова Т.В. – решением от 08.08.2014г. № 137/06 по избирательному округу № 7; Бритасов А.В. – решением от 11.08.2014г. № 138/44 по избирательному округу № 10. По тем же округам зарегистрированы в качестве кандидатов в депутаты: Сяткин А.И. – решением от 08.08.2014г. № 137/33 по избирательному округу № 5; Фадеева Е.А. – решением от 08.08.2014г. № 137/34 по избирательному округу № 6; Романов И.А. – решением от 08.08.2014г. № 137/36 по избирательному округу № 8; Рыжова Е.А. – решением от 08.08.2014г. № 137/37 по избирательному округу № 9; Арсеньев Г.Б. – решением от 08.08.2014г. № 137/35 по избирательному округу № 7; Иванов А.Е. – решением от 08.08.2014г. № 137/38 по избирательному округу № 10. По мнению заявителей, оспариваемое решение является незаконным, и подлежит отмене на основании п.п. «в1» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Выдвижение кандидатов в депутаты Совета депутатов городского поселения Зеленоградский Пушкинского муниципального района Московской области осуществлялось Региональным Советом Московского областного регионального отделения РДП «ЯБЛОКО» 19.07.2014г. Однако, при рассмотрении вопросов о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения и делегировании им полномочий Региональный Совет находился в неправомочном составе, поскольку в нарушение п. 15.2.4 Устава РДП «ЯБЛОКО» при принятии решений об избрании уполномоченных представителей и делегирования им полномочий в работе Совета принимало участие менее половины избранных членов Регионального Совета, в связи с чем документы о выдвижении избирательным объединением РДП «ЯБЛОКО» списка кандидатов были представлены в территориальную избирательную комиссию неправомочным лицом и не подлежали рассмотрению при решении вопросов о регистрации выдвинутых в его составе кандидатов (гр.дело 2-4756/2014 – л.д. 5-8; гр.дело № 2-4757/2014- л.д. 5-8; гр.дело № 2-4758/2014 – л.д. 5-8, гр.дело № 2-4759/2014 – л.д. 4-7; гр.дело № 2-4760/2014 – л.д. 4-7; гр.дело № 2-4762/2014 – л.д. 5-8).
В судебном заседании представитель Бочкова А.Ю, Паршенкова О.И. по доверенности Зиберев С.А. заявления поддержал, также поддержал ранее данные пояснения, в том числе и представителя заявителей Ефимовой Е.А., просил заявление удовлетворить.
Заявители Поляков С.А., Кондратьев К.А., Корякова Т.В. и их предстаивтель по доверенности Ефимова Е.А., заявитель Бритасов А.В. в судебное заседание не явились о времени и месте судебного заседания судом извещались.
Представитель территориальной избирательной комиссии Пушкинского района Московской области в судебное заседание не явился, направил в суд заявления с просьбой о рассмотрении заявлений в отсутствие представителя территориальной избирательной комиссии (гр. дело № 2-4756/2014 – л.д. 87-92).
Представители заинтересованных лиц Иванова А.Е., Арсеньева Г.Б., Фадеева Е.А., Романова И.А., Рыжовой Е.А. по доверенности Кудряшов Е.А. и Липатов К.В. возражали удовлетворению заявления, указав, что кворум при принятии решений Региональным Советом был.
Заинтересованное лицо Сяткин А.И. в судебное заседание не явился о времени и месте судебного заседания судом извещался.
Представитель Московского областного регионального отделения Политической партии РДП «ЯБЛОКО» Гунько А.В. в судебном заседании возражал удовлетворению заявления, поддержал ранее данные пояснения, согласно которым кворум при принятии решение о назначении уполномоченных представителей и делегирования им полномочий был.
В заключении помощник Пушкинского городского прокурора Байкова М.В. полагала требования заявителей неподлежащими удовлетворению.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, исследовав материалы дела, находит заявление Бочкова А.Ю., Полякова С.А., Паршенкова О.И., Кондратьева К.А., Коряковой Т.В., Бритасова А.В. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 259 ГПК РФ избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.
В ходе рассмотрения дела судом установлены следующие обстоятельства.
Решением Совета депутатов городского поселения Зеленоградский Пушкинского муниципального района Московской области от 24 июня 2014 года № 243/56 назначены выборы депутатов Совета депутатов городского поселения Зеленоградский Пушкинского муниципального района Московской области на 14 сентября 2014 года (гр.дело № 2-4756/2014 – л.д. 14).
Решением территориальной комиссии от 08 августа 2014 года № 137/04 Бочков А.Ю. зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов городского поселения Зеленоградский Пушкинского муниципального района Московской области по избирательному округу № 5 (гр.дело № 2-4756/2014 – л.д. 9).
Решением территориальной комиссии от 08 августа 2014 года № 137/05 Поляков С.А. зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов городского поселения Зеленоградский Пушкинского муниципального района Московской области по избирательному округу № 6 (гр.дело № 2-4757/2014 – л.д. 9).
Решением территориальной комиссии от 08 августа 2014 года № 137/07 Паршенков О.И. зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов городского поселения Зеленоградский Пушкинского муниципального района Московской области по избирательному округу № 8 (гр.дело № 2-4758/2014 – л.д. 9).
Решением территориальной комиссии от 08 августа 2014 года № 137/08 Кондратьев К.А. зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов городского поселения Зеленоградский Пушкинского муниципального района Московской области по избирательному округу № 9 (гр.дело № 2-4759/2014 – л.д. 8).
Решением территориальной комиссии от 08 августа 2014 года № 137/06 Корякова Т.В. зарегистрирована в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов городского поселения Зеленоградский Пушкинского муниципального района Московской области по избирательному округу № 7 (гр.дело № 2-4760/2014 – л.д. 8).
Решением территориальной комиссии от 11 августа 2014 года № 138/44 Бритасов А.В. зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов городского поселения Зеленоградский Пушкинского муниципального района Московской области по избирательному округу № 10 (гр.дело № 2-4762/2014 – л.д. 9).
В соответствии со ст. 32 Федерального закона № 67-ФЗ от 12.06.2002г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее Закон № 67-ФЗ) 1. Граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом.
2. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением. Самовыдвижение кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) может предусматриваться законом субъекта Российской Федерации.
3. Выдвижение кандидатов в составе списка кандидатов может быть осуществлено политической партией, имеющей в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, либо ее региональным отделением или иным структурным подразделением, имеющими в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня.
Аналогичные положения содержатся в ст. 22 Закона Московской области № 46/2013-ОЗ от 04 июня 2013 года «О муниципальных выборах в Московской области» (далее Закон Московской области № 46/2013-ОЗ).
В силу положений ст. 35 Федерального закона № 67-ФЗ 1. Избирательные объединения вправе выдвигать кандидатов, списки кандидатов. В одномандатном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть одного кандидата. В многомандатном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть кандидата на каждый депутатский мандат, подлежащий замещению в этом округе. В едином избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть один список кандидатов, а при проведении выборов выборного должностного лица - одного кандидата.
1.1. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено выдвижение избирательным объединением кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком, в котором определяется, по какому одномандатному (многомандатному) избирательному округу выдвигается каждый кандидат (далее - список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам). В этом случае законом субъекта Российской Федерации также может быть предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам организующей выборы избирательной комиссией.
2. Выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях". Выдвижение кандидатов иными общественными объединениями осуществляется на съездах (конференциях, собраниях) указанных общественных объединений, их региональных или местных отделений тайным голосованием, а также с соблюдением иных требований, предъявляемых федеральным законом к выдвижению кандидатов для политических партий.
14. Список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением, представляется в избирательную комиссию, организующую выборы, вместе с документами, указанными в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти - также в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона. Одновременно со списком кандидатов в указанную избирательную комиссию представляется официально заверенный постоянно действующим руководящим органом политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения список граждан, включенных в соответствующий список кандидатов и являющихся членами данной политической партии. Законом может быть предусмотрено, что указанные лица составляют не менее 50 процентов от числа кандидатов, включенных в список кандидатов. Если в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях" в список кандидатов включены кандидатуры, предложенные общественным объединением, не являющимся политической партией, или его структурным подразделением, в указанную избирательную комиссию представляются также нотариально удостоверенная копия соглашения, предусмотренного пунктом 1.1 статьи 26 Федерального закона "О политических партиях", и список граждан, включенных на основании этого соглашения в список кандидатов. Законом может быть предусмотрено, что список кандидатов должен быть разбит на общерегиональную часть (часть списка кандидатов, не относящуюся к какой-либо региональной группе) и региональные группы либо только на региональные группы. При этом законом должно быть установлено минимальное и максимальное число региональных групп, на которые разбивается список кандидатов, либо определено максимальное число региональных групп, а также минимальное и максимальное число кандидатов в общерегиональной части и региональной группе. Законом может быть предусмотрено, что вместе со списком кандидатов избирательное объединение представляет и иные документы, связанные с выдвижением списка кандидатов. При этом законом не может быть предусмотрена обязанность представления копии устава политической партии. Избирательная комиссия в течение трех дней со дня приема документов заверяет список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением. Федеральным законом может быть установлен иной срок для заверения списка кандидатов. Основаниями для отказа в заверении списка кандидатов являются отсутствие документов, указанных в законе, несоблюдение требований к выдвижению списка кандидатов, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", настоящим Федеральным законом. Отсутствие документов кандидата, предусмотренных пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти - также пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, является основанием для исключения организующей выборы избирательной комиссией этого кандидата из списка кандидатов до его заверения.
14.1. В случае выдвижения избирательным объединением кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком и необходимости в соответствии с законом субъекта Российской Федерации его заверения организующей выборы избирательной комиссией уполномоченный представитель избирательного объединения вместе с заявлением каждого кандидата, указанным в пункте 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, представляет в организующую выборы избирательную комиссию следующие документы:
а) список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, в котором указываются фамилия, имя и отчество каждого включенного в него кандидата, дата и место его рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, а также номер и (или) наименование одномандатного (многомандатного) избирательного округа, по которому выдвигается кандидат;
в) решение о назначении уполномоченного представителя избирательного объединения, в котором указываются его фамилия, имя и отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий);
г) нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрен иной способ удостоверения указанного документа;
д) для общественных объединений (за исключением политических партий, их региональных отделений и иных структурных подразделений) - копию устава общественного объединения, заверенную постоянно действующим руководящим органом общественного объединения;
е) решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком;
ж) документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии, иного общественного объединения кандидатур, выдвигаемых в качестве кандидатов, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии, иного общественного объединения.
14.2. Организующая выборы избирательная комиссия в течение трех дней со дня приема документов, указанных в пункте 14.1 настоящей статьи, обязана принять решение о заверении списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам либо об отказе в его заверении, который должен быть мотивирован. Основаниями для отказа в заверении списка являются отсутствие документов, предусмотренных подпунктами "а", "в" - "ж" пункта 14.1 настоящей статьи, несоблюдение требований к выдвижению кандидатов, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", настоящим Федеральным законом. Отсутствие заявления кандидата о согласии баллотироваться, предусмотренного пунктом 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, является основанием для исключения организующей выборы избирательной комиссией соответствующего кандидата из списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам до его заверения.
14.3. Решение организующей выборы избирательной комиссии о заверении списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам с копией заверенного списка либо об отказе в его заверении выдается уполномоченному представителю избирательного объединения в течение одних суток с момента принятия соответствующего решения. В этот же срок решение о заверении списка с копиями заверенного списка (заверенными выписками из списка) и заявлениями кандидатов, указанными в пункте 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, направляются организующей выборы избирательной комиссией в соответствующие окружные избирательные комиссии. Кандидаты, включенные в заверенный список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, представляют в соответствии с пунктом 5 статьи 33 настоящего Федерального закона в окружные избирательные комиссии документы, указанные в пунктах 2.2 и 3 (при проведении выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации - также в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона.
14.4. Список кандидатов, список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам представляется в организующую выборы избирательную комиссию на бумажном носителе по форме, утверждаемой этой комиссией. Список кандидатов, список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам должен быть прошит, пронумерован (за исключением списка, составленного на одном листе), заверен подписью уполномоченного представителя избирательного объединения, а также печатью избирательного объединения (если избирательное объединение является юридическим лицом).
14.5. При проведении выборов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам в случае, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, помимо документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации по одномандатным (многомандатным) избирательным округам - также в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, кандидаты представляют в соответствии с пунктом 5 статьи 33 настоящего Федерального закона в окружные избирательные комиссии следующие документы:
а) нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрен иной способ удостоверения указанного документа;
в) решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу;
г) документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии, иного общественного объединения кандидатуры, выдвигаемой в качестве кандидата, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии, иного общественного объединения.
14.6. В случае, если избирательным объединением выдвинуто несколько кандидатов по многомандатному избирательному округу, а также в случае, если на избирательную комиссию возложены полномочия нескольких окружных избирательных комиссий и избирательным объединением выдвинуты кандидаты по нескольким одномандатным (многомандатным) избирательным округам, в избирательную комиссию, осуществляющую регистрацию кандидатов, документы, предусмотренные подпунктами "а" и "б" пункта 14.5 настоящей статьи, может представить уполномоченный представитель избирательного объединения либо первый представивший указанные документы кандидат, выдвинутый этим избирательным объединением. В таких случаях иные кандидаты, выдвинутые этим избирательным объединением, документы, предусмотренные подпунктами "а" и "б" пункта 14.5 настоящей статьи, в эту же избирательную комиссию могут не представлять.
Решением территориальной избирательной комиссии Пушкинского района Московской области от 25 июля 2014 года № 129/07 (л.д. 37) заверен список кандидатов в депутаты Совета депутатов городского поселения Зеленоградский Пушкинского муниципального района Московской области, в количестве 7 человек, выдвинутый по одномандатным избирательным округам избирательным объединением Московское областное региональное отделение Политической партии «Российская объединенная демократическая Партия «ЯБЛОКО» (далее РОДП «ЯБЛОКО»). В числе списка кандидатов от указанного избирательного объединения значатся в том числе: кандидат Сяткин А.И., выдвигаемый по одномандатному избирательному округу № 5; кандидат Фадеева Е.А., выдвигаемая по одномандатному избирательному округу № 6; кандидат Арсеньев Г.Б., выдвигаемый по одномандатному избирательному округу № 7; кандидат Романов И.А., выдвигаемый по одномандатному избирательному округу № 8; кандидат Рыжова Е.А., выдвигаемая по одномандатному избирательному округу № 9; кандидат Иванов А.Е., выдвигаемый по одномандатному избирательному округу № 10 (гр.дело № 2-4756/2014 – л.д. 38-39).
В силу ст. 33 Закона № 67-ФЗ 1. О выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке.
2. Соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения.
2.2. К заявлению, предусмотренному пунктом 2 настоящей статьи, прилагаются:
а) копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина. Законом может быть предусмотрено, что паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, предъявляется кандидатом при личном представлении документов в избирательную комиссию в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, изготавливается в избирательной комиссии в присутствии кандидата и заверяется подписью лица, принявшего заявление и прилагаемые к нему документы;
б) копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.
Аналогичные положения содержатся в ст. 23 Закона Московской области № 46/2013-ОЗ.
Кандидатами Сяткиным А.И., Фадеевой Е.А., Арсеньевым Г.Б., Романовым И.А., Рыжовой Е.А. и Ивановым А.Е. были представлены в территориальную избирательную комиссию документы, предусмотренные ст. 33 Закона № 67-ФЗ, ст. 23 Закона Московской области № 46/2013-ОЗ (гр.дело № 2-4756/2014 – л.д. 16-25, 103; гр.дело № 2-4757/2014 – л.д. 17-27, 63-64; гр.дело № 2-4758/2014 – л.д. 85-99; гр.дело № 2-4759/2014 – л.д. 15-27; гр.дело № 2-4760/2014 – л.д. 15-27, 35; гр.дело № 2-4762/2014 – л.д. 81-90, 97).
Представленные указанными кандидатами для регистрации документы отвечают требованиям ст. 33 Федерального закона № 67-ФЗ и аналогичным требованиям ст. 23 Закона Московской области № 46/2013-ОЗ.
Решением территориальной комиссии от 08 августа 2014 года № 137/33 Сяткин А.И. зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов городского поселения Зеленоградский Пушкинского муниципального района Московской области по избирательному округу № 5 (гр.дело № 2-4756/2014 – л.д. 15).
Решением территориальной комиссии от 08 августа 2014 года № 137/33 Сяткин А.И. зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов городского поселения Зеленоградский Пушкинского муниципального района Московской области по избирательному округу № 5 (гр.дело № 2-4756/2014 – л.д. 15).
Решением территориальной комиссии от 08 августа 2014 года № 137/34 Фадеева Е.А. зарегистрирована в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов городского поселения Зеленоградский Пушкинского муниципального района Московской области по избирательному округу № 6 (гр.дело № 2-4757/2014 – л.д. 15).
Решением территориальной комиссии от 08 августа 2014 года № 137/36 Романов И.А. зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов городского поселения Зеленоградский Пушкинского муниципального района Московской области по избирательному округу № 8 (гр.дело № 2-4758/2014 – л.д. 84).
Решением территориальной комиссии от 08 августа 2014 года № 137/37 Рыжова Е.А. зарегистрирована в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов городского поселения Зеленоградский Пушкинского муниципального района Московской области по избирательному округу № 9 (гр.дело № 2-4759/2014 – л.д. 14).
Решением территориальной комиссии от 08 августа 2014 года № 137/35 Арсеньев Г.Б. зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов городского поселения Зеленоградский Пушкинского муниципального района Московской области по избирательному округу № 7 (гр.дело № 2-4760/2014 – л.д. 14).
Решением территориальной комиссии от 08 августа 2014 года № 137/38 Иванов А.Е. зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов городского поселения Зеленоградский Пушкинского муниципального района Московской области по избирательному округу № 10 (гр.дело № 2-4762/2014 – л.д. 80).
В соответствии пунктом 6 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В силу ч. 10 ст. 25 Закона Московской области № 46/2013-ОЗ, уполномоченные представители назначаются решением соответственно съезда политической партии, конференции (общего собрания) регионального отделения политической партии, иного структурного подразделения политической партии, съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения либо решением органа (должностного лица), уполномоченного на то соответственно решением съезда политической партии, конференции (общего собрания) регионального отделения политической партии, иного структурного подразделения политической партии, решением съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 27 Закона Московской области № 46/2013-ОЗ, уполномоченный представитель избирательного объединения представляет в избирательную комиссию, организующую выборы, в том числе, решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам.
Частью 2 статьи 27 Закона Московской области № 46/2013-ОЗ предусмотрено, что решение съезда или конференции (общего собрания) избирательного объединения о выдвижении списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам оформляется протоколом.
Кандидаты Сяткин А.И., Фадеева Е.А., Романов И.А., Рыжова Е.А., Арсеньев Г.Б. и Иванов А.Е. были выдвинута РОДП «ЯБЛОКО» на заседании Регионального Совета, состоявшегося 19 июля 2014 года, в порядке, предусмотренном ст. 35 Закона № 67-ФЗ и ст. ст. 26-27 Закона Московской области № 46/2013-ОЗ.
Представленные избирательным объединением документы, необходимые для выдвижения указанных кандидатов, отвечают требованиям ст. 35 Закона № 67-ФЗ и ст. ст. 26-27 Закона Московской области № 46/2013-ОЗ.
Доводы стороны заявителей об отсутствии кворума в момент принятия решения об избрании уполномоченных представителей и наделении их полномочиями суд находит несостоятельными.
Решением Регионального Совета от 19.07.2014г. № 5/12-2 (гр.дело № 2-4756/2014 – л.д. 28) назначены уполномоченные представители от РОДП «ЯБЛОКО».
Пунктом 15.2.4 Устава РОДП «ЯБЛОКО» установлено, что заседание Регионального Совета считается правомочным, если в его работе принимает участие более половины избранных членов Регионального Совета (гр.дело № 2-4756/2014 – л.д. 76).
Из протокола заседания Регионального совета от 19.07.2014 года (гр.дело № 2-4762/2014 – л.д. 15-60) следует, что в его состав избрано 29 членов, в связи с чем заседание является правомочным при условии, что в работе принимает участие не менее 15 членов.
Из протокола следует, что на заседании Регионального Совета присутствовало 18 членов (гр.дело № 2-4762/2014 – л.д. 15), следовательно, при наличии указанного количества избранных членов заседание Регионального Совета являлось правомочным.
За открытие заседания и повестку заседания Регионального Совета проголосовали все 18 членов Совета (гр.дело № 2-4762/2014 – л.д. 15-16).
Пунктом 11.2 Устава РОДП «ЯБЛОКО» установлено, что решения принимаются простым большинством голосов членов соответствующего руководящего, контрольно-ревизионного или иного партийного органа, присутствующих (зарегистрировавшихся) на заседании (гр.дело № 2-4756/2014 – л.д. 70).
Из протокола заседания Регионального Совета при рассмотрении вопросов об избрании уполномоченных представителей избирательного объединения на выборы депутатов Совета депутатов сельского поселения Тарасовское Пушкинского муниципального района голосовало 10 членов Регионального Совета: «за»-11, «против»-0, «воздержались»-0 (гр.дело № 2-4762/2014 – л.д. 40-41.
Указанное обстоятельство не свидетельствует о том, что в момент принятия указанных выше решений остальных членов Регионального Совета на заседании не было. Доказательств обратного суду представлено не было.
Обстоятельства того, что определенные присутствующие члены Регионального Совета принимали участие в работе на заседании, но не голосовали по указанным вопросам, не могут служить основанием для признания решений о назначении уполномоченных представителей и делегировании им полномочий недействительными, поскольку в силу положений п. 9.1 Устава РОДП «ЯБЛОКО» (гр.дело № 2-4756/2014 – л.д. 68-69) участвовать в голосовании является правом члена указанной партии, а не обязанностью. То обстоятельство, что не все члены Совета приняли участие в голосовании не может служить основанием к признанию решения недействительным по основаниям отсутствия кворума.
Как следует из протокола, за указанные решения проголосовало 10 членов, что является большинством голосов от присутствующих членов Регионального Совета.
При таких обстоятельствах, принятое решение о назначении уполномоченных представителей и делегирование им полномочий является правомерным и не противоречит Уставу РОДП «ЯБЛОКО».
Решение об избрании уполномоченных представителей и делегирование им полномочий в установленном действующим законодательством не отменено и не оспорено.
При таких обстоятельствах, у территориальной комиссии отсутствовали основания при предъявлении надлежащим образом заверенного решения о назначении уполномоченных представителей от партии «ЯБЛОКО» для отказа в принятии документов, представленных на регистрацию указанной партией.
Довод стороны заявителей о том, что Региональный Совет партии «ЯБЛОКО» не был правомочен выдвигать кандидатов на муниципальных выборах в Пушкинском муниципальном районе, поскольку не является постоянно действующим руководящим органом регионального отделения, а также не является иным органом структурного подразделения партии, к которым в частности относится местное отделение партии, суд находит несостоятельным, основанном на неверном толковании норм права.
В силу п. 2 ст. 35 Федерального закона № 67-ФЗ выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях».
Пунктом 2 статьи 25 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" предусмотрено, что решения об избрании руководящих и контрольно-ревизионных органов региональных отделений политической партии, о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии. Решения о выдвижении иными структурными подразделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления принимаются общим собранием соответствующего структурного подразделения либо иным органом, предусмотренным уставом политической партии.
Пунктом 18.6.2 Устава партии «ЯБЛОКО» (гр.дело № 2-4756/2014 – л.д. 81) предусмотрено, что при проведении выборов представительные органы и иные выборные органы муниципальных образований выдвижение единого списка кандидатов, кандидатов, списка кандидатов, выдвинутых по одномандатным и многомандатным избирательным округам производится: Региональным Советом, если в муниципальном образовании нет местного отделения Партии или местное отделение не наделено правом самостоятельного выдвижения кандидатов.
Согласно представленному в ходе судебного заседания решения РОДП «ЯБЛОКО» от 12.10.2002г. в Пушкинском районе зарегистрировано местное отделение МОРО РДП «ЯБЛОКО». Однако, указанное отделение не было наделено правом самостоятельного выдвижения кандидатов.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что решение о выдвижении кандидатов в депутаты в органы местного самоуправления принято Региональным Советом РОДП «ЯБЛОКО», который в силу пункта 2 статьи 25 Закона N 95-ФЗ относится к иным органам, предусмотренным Уставом политической партии, в соответствии с Уставом партии и действующему законодательству не противоречит.
При таких обстоятельствах, довод стороны заявителей о том, что нормами ст. 25 Федерального закона «О политических партиях» под иным органом подразумевается только иной орган соответствующего структурного подразделения, в данном случае местное отделение политической партии РОДП «ЯБЛОКО» в Пушкинском районе, также не основан на нормах права.
В данном случае правом на выдвижение кандидатов в депутаты обладал только Региональный Совет РРОДП «ЯБЛОКО».
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 настоящего Федерального закона.
Оценив представленные доказательства в порядке ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что нарушений норм избирательного законодательства, предусмотренных Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и другими законами, при регистрации кандидатов Сяткина А.И., Фадеевой Е.А., Романова И.А., Рыжовой Е.А., Арсеньева Г.Б. и Иванова А.Е. территориальной избирательной комиссией Пушкинского района Московской области допущено не было, в связи с чем права заявителей, предусмотренные ст. ст. 5, 39 Закона № 67-ФЗ, при регистрации указанных кандидатов нарушены не были.
При таких обстоятельствах, решения территориальной избирательной комиссии Пушкинского района Московской области о регистрации кандидатов Сяткина А.И., Фадеевой Е.А., Романова И.А., Рыжовой Е.А., Арсеньева Г.Б. и Иванова А.Е. отмене не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление Б. об отмене решения территориальной избирательной комиссии Пушкинского района Московской области от 08 августа 2014 года № 137/33 о регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов городского поселения Зеленоградский Пушкинского муниципального района Московской области по избирательному округу № 5 С. – оставить без удовлетворения;
Заявление П. об отмене решения территориальной избирательной комиссии Пушкинского района Московской области от 08 августа 2014 года № 137/34 о регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов городского поселения Зеленоградский Пушкинского муниципального района Московской области по избирательному округу № 6 Ф. – оставить без удовлетворения;
Заявление П. об отмене решения территориальной избирательной комиссии Пушкинского района Московской области от 08 августа 2014 года № 137/36 о регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов городского поселения Зеленоградский Пушкинского муниципального района Московской области по избирательному округу № 8 Р. – оставить без удовлетворения;
Заявление К. об отмене решения территориальной избирательной комиссии Пушкинского района Московской области от 08 августа 2014 года № 137/37 о регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов городского поселения Зеленоградский Пушкинского муниципального района Московской области по избирательному округу № 9 Р. – оставить без удовлетворения;
Заявление К. об отмене решения территориальной избирательной комиссии Пушкинского района Московской области от 08 августа 2014 года № 137/35 о регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов городского поселения Зеленоградский Пушкинского муниципального района Московской области по избирательному округу № 9 А. – оставить без удовлетворения;
Заявление Б. об отмене решения территориальной избирательной комиссии Пушкинского района Московской области от 08 августа 2014 года № 137/38 о регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов городского поселения Зеленоградский Пушкинского муниципального района Московской области по избирательному округу № 10 И. – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение 5 дней.
Решение принято в окончательной форме – 04 сентября 2014 года.
Судья: