Дело №11-355/2016 (№2-436/2016)
Мировой судья Иванова Ж.Г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Йошкар-Ола 17 августа 2016 года
Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в составе судьи Смоленцевой Р.Т., при секретаре судебного заседания Розиновой О.В., с участием истца Крайкина А.А., представителя ответчика Рустамовой Г.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» на решение мирового судьи судебного участка № 12 Йошкар-Олинского судебного района от 03 июня 2016 года, которым постановлено:
Иск Крайкина А.А. к Муниципальному образованию «Город Йошкар-Ола», Администрации городского округа «Город Йошкар-Ола», Управлению городского хозяйства администрации городского округа «Город Йошкар-Ола», ООО «Домоуправление - 191» о взыскании суммы ущерба удовлетворить частично; взыскать с Муниципального образования «Город Йошкар-Ола» в лице Администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» в пользу Крайкина А.А. в счет возмещения ущерба 31063 руб. 50 коп., расходы по оценке в размере 2000 руб., расходы по оплате услуг представителя в размере 7000 руб., по оплате нотариальных услуг в размере 400 руб., расходы по уплате государственной пошлины в размере 1161 руб. 91 коп.; в удовлетворении иска Крайкина А.А. к Управлению городского хозяйства администрации городского округа «Город Йошкар-Ола», ООО «Домоуправление - 191» отказать,
установил:
Истец обратился к мировому судье с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, о взыскании солидарно с Муниципального образования «Город Йошкар-Ола», Администрации городского округа «Город Йошкар-Ола», Управления городского хозяйства администрации городского округа «Город Йошкар-Ола», ООО «Домоуправление - 191» ущерба, причиненного ненадлежащим содержанием зеленых насаждений, в размере 31063 руб., расходов расходы по оценке в размере 2000 руб., расходов по уплате государственной пошлины в размере 1275 руб. 91 коп., расходов по оплате нотариальных услуг в размере 400 руб., по оплате услуг представителя в размере 10 000 руб. Требования мотивированы тем, что 30 августа 2015 г. Крайкин А.А. припарковал свой автомобиль марки <данные изъяты> напротив подъезда 1 <адрес>, отойдя от машины увидел, как на него в результате порыва ветра, отломившись от березы, упали ветки и часть ствола дерева. В результате автомашина истца получила механические повреждения. Стоимость восстановительных работ по ремонту автомашины, с учетом износа согласно отчета составила 31063 руб. 50 коп. Стоимость услуг оценщика составила 2000 руб. Ущерб, по мнению истца, причинен в результате ненадлежащего содержания ответчиками зеленых насаждений на вверенной им территории.
Мировым судьей постановлено вышеуказанное решение, мотивированное решение составлено 10 июня 2016 г.
В апелляционной жалобе ответчик Администрация городского округа «Город Йошкар-Ола» просит решение мирового судьи судебного участка № 12 Йошкар-Олинского судебного района от 03 июня 2016 г. по делу № 2-463/2016 отменить и принять новое решение. В обоснование жалобы указано, что Администрация городского округа «Город Йошкар-Ола» не несет обязанность по надлежащему содержанию придомовых и прилегающих территорий, в связи с чем не является ответственным за ущерб, причиненный истцу. Также указано, что не установлена причинно-следственная связь между действиями (бездействиями) Администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» и причиненным истцу ущербом, вина ответчика не доказана.
Истец Крайкин А.А. в судебном заседании просил решение мирового судьи судебного участка № 12 Йошкар-Олинского судебного района от 03 июня 2016 г. по делу № 2-463/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, поскольку решение является законным и обоснованным.
Представитель ответчика Администрация городского округа «Город Йошкар-Ола»Рустамова Г.Р. в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержала.
Представители ответчиков МО «Город Йошкар-Ола», Управления городского хозяйства администрации городского округа «Город Йошкар-Ола», ООО «Домоуправление - 191» в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом.
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, проверив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено, что 30 августа 2015 г. на автомобиль <данные изъяты> припаркованный напротив подъезда 1 <адрес> упали ветки и части ствола дерева. Указанный автомобиль принадлежит истцу Крайкину А.А., что подтверждается свидетельством о регистрации транспортного средства серии №.
В результате падения веток и части ствола дерева автомобиль истца <данные изъяты> получил механические повреждения, что так же подтверждается протоколом осмотра места происшествия от 30 августа 2015 г.
Заключением № ООО «<данные изъяты>» стоимость устранения дефектов автомобиля <данные изъяты> с учетом износа составляет 31063 руб. 50 коп.
В соответствии с п. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом такая обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества.
В соответствии с пп. 25 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся: утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа
В соответствии с п. 7.1. Правил благоустройства территории городского округа «Город Йошкар-Ола», утвержденных Решением Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» от 14.07.2009 №752- IV, все зеленые насаждения, произрастающие на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, или на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, являются собственностью муниципального образования "Город Йошкар-Ола" и подлежат охране.
В соответствии со ст. 16. Положения об использовании и охране зеленых насаждений на территории городского округа «Город Йошкар-Ола», утвержденного решением Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» от 22 июня 2011 года №279-V, функции контроля за использованием, охраной и защитой зеленых насаждений осуществляет администрация городского округа «Город Йошкар-Ола» в лице специально уполномоченного органа по охране зеленых насаждений.
К функциям в сфере организации благоустройства и озеленения территории городского округа относится организация и осуществление учета, контроля и надзора за состоянием зеленых насаждений, проведение санитарных рубок, удаление аварийных, больных деревьев и кустарников, реконструкция зеленых насаждений, произрастающих на территории города.
Согласно Положению об управлении городского хозяйства администрации городского округа «Город Йошкар-Ола», утвержденного решением Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» от 28 декабря 2011 года № 365-V, - одной из основных задач Управления городского хозяйства администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» является: организация благоустройства территории городского округа "Город Йошкар-Ола", освещения улиц и установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов, обустройства мест общего пользования и мест массового отдыха населения.
Под благоустройством понимается совокупность работ и мероприятий направленных на обеспечение и улучшение санитарного и эстетической состояния территории городского округа "Город Йошкар-Ола", повышения комфортности условий проживания, поддержание единого архитектурной облика города (согласно Правил благоустройства территорий городской округа «Город Йошкар-Ола», утв. Решением Собрания депутатов городской округа «Город Йошкар-Ола» от 14.07.2009 г. № 752-IV -далее по тексту Правила). Таким образом, понятие благоустройство не содержит мероприятий по проведению озеленения, по содержанию зеленых насаждений.
Согласно ст. 16 Положения об использовании и охране зеленых насаждений на территории городского округа «Город Йошкар-Ола», утвержденного решением Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» от 22 июня 2011 г. N 279-V (далее по тексту – Положение),- Функции контроля за использованием, охраной и защитой зеленых насаждений осуществляет администрация городского округа «Город Йошкар-Ола» в лице специально уполномоченного органа по охране зелени насаждений. В ст. 1 Положения под специально уполномоченным органом по охране зеленых насаждений понимается уполномоченное главой администрации (мэром города) структурное подразделение администрации городского округа «Город Йошкар-Ола».
Комитет экологии и природопользования является структурным подразделением администрации городского округа «Город Йошкар-Ола». К функциям в сфере организации благоустройства и озеленения территории городского округа данного структурного подразделения администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» относится: организация и осуществление учета, контроля и надзора за состоянием зеленых насаждений; согласование сноса, реконструкции зеленых насаждений произрастающих на территории города. Таким образом, Комитет экологии и природопользования должен контролировать состояние деревьев, произрастающих на территории городского округа «Город Йошкар-Ола», в том случае, если дерево в силу старости или болезни может упасть, то Комитет экологии и природопользования должен признать данное дерево подлежащим сносу. Управление не обладает такими полномочиями, ввиду того, что имеется специально созданное в этих целях структурное подразделение администрации городского округа «Город Йошкар-Ола».
Согласно п. 1.4. Правил физические и юридические лица независимо от организационно-правовых форм обязаны обеспечить содержание, своевременную и качественную очистку и уборку принадлежащих им на праве собственности или ином, вещном праве земельных участков и с прилегающих территорий в соответствии с действующим законодательством, настоящими Правилами. Согласно п. 1.5. Правил для многоквартирных жилых домов -содержанию и уборке подлежит участок, предназначенный для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, по периметру от жилого дома шириной не более 20 метров. В случае, если границы земельного участка, предоставляемые под размещение многоквартирного дома, превышают установленный размер, то содержанию и уборке подлежит участок территории в границах отвода земли.
В соответствии с п.67 Постановления Пленума ВС РФ №10, Пленума ВАС РФ №22 от 29.04.2010г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой прав собственности и других вещевых прав», если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 ст. 36 ЖК РФ.
Согласно части 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ к общему имуществу в многоквартирном доме относится земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
В соответствии с ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно пп. "ж" п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в частности, содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Из положения п. 6.1 Правил создания охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденных Приказом Госстроя РФ от 15 декабря 1999 года следует, что обязанность по обеспечению сохранности насаждений, квалифицированного ухода за насаждениями, принятию мер борьбы с вредителями и болезнями согласно указаниям специалистов, обеспечению уборки сухостоя, вырезки сухих и поломанных сучьев и лечение ран, дупел на деревьях, возложена на землепользователей.
Исследовав собранные по делу доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу, что автомобиль истца получил механические повреждения от падения дерева, которое росло на земельном участке, относящемся к муниципальной собственности, поэтому надлежащим ответчиком по делу является Муниципальное образование «Город Йошкар-Ола» в лице Администрация городского округа «Город Йошкар-Ола». Ущерб имуществу истца был причинен в результате ненадлежащего соблюдения правила охраны и режима использования земель, принадлежащих ответчику.
Мировой судья пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Крайкина А.А. к Управлению городского хозяйства администрации городского округа «Город Йошкар-Ола», ООО «Домоуправление - 191».
Суд апелляционной инстанции с выводами мирового судьи соглашается, поскольку данные выводы суда мотивированы, основаны на действующем законодательстве и представленных суду доказательствах.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Администрация городского округа «Город Йошкар-Ола» является ненадлежащим ответчиком и не может нести ответственность за причиненный имуществу истцам ущерб, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, судом первой инстанции указанным доводам дана надлежащая оценка.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы или могли привести к неправильному разрешению дела, судом первой инстанции не допущено.
В соответствии с частью 1 ст. 327.1 ГПК РФ дело рассмотрено
в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Руководствуясь п.1 ст. 328, 329 ГПК РФ, суд
определил:
Решение мирового судьи судебного участка № 12 Йошкар-Олинского судебного района от 03 июня 2016 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья Р.Т. Смоленцева