Именем Российской Федерации
г.Волжск 5 сентября 2018 года
Волжский городской суд Республики Марий Эл в составе судьи Тукмановой Л.И., при секретаре судебного заседания Щекочихиной Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Семеновой Ю. Е. к администрации городского округа «Город Волжск» о предоставлении жилого помещения,
Установил:
Семенова Ю.Е. обратилась в суд с вышеназванным иском, мотивируя свои требования тем, что 27 декабря 2004 года ее мать ФИО лишили родительских прав, а истца определили в «Люльпанский детский дом». 14 августа 2017 года администрация городского округа «Город Волжск» постановило включить Семенову Ю.В. в список на получение жилья.
1 декабря 2017 года, в дом, в котором была зарегистрирована Семенова Ю.Е. сгорел, и истцу было предоставлено жилое помещение до 1 июня 2018 года по адресу: <адрес>. На данный момент истица проживает вместе со своей семьей в квартире свекрови по адресу: <адрес>
Семенова Ю.Е. просит суд обязать администрацию городского округа «город Волжск» предоставить Семеновой Ю. Е. благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, в соответствии с нормами жилищного законодательства.
Истец Семенова Ю.Е. исковые требования поддержала, просила удовлетворить в полном объеме, суду пояснил аналогичное изложенному в иске.
Представитель ответчика администрации городского округа «город Волжск» Онучина Т.А. в удовлетворении исковых требований просила отказать в полном объеме, представила отзыв на исковое заявление, в котором указали, что специализированное жилое помещение Семеновой Ю.Е. будет предоставлено по месту ее жительства в границе соответствующего населенного пункта Республики Марий Эл общей площадью не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма при поступлении субвенций из республиканского бюджета. В случае удовлетворения иска, просила отсрочить исполнение решения суда до 1 июня 2019 года, в связи с тем, что бюджетные обязательства на 2018 год для осуществления переданных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот доведены в полном объеме, что позволяет исполнить в текущем году 10 судебных решений, вынесенных в 2017 году. Судебные решения, вынесенные в 2018 году могут быть обеспечены соответствующим финансированием только за счет субвенций из республиканского бюджета на 2019 год.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно свидетельства о заключении брака № от 28 июля 2017 года Кондратьева Ю. Е. заключила брак с ФИО после заключения брака ей присвоена фамилия – Семенова.
Истец Семенова Ю.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к лицам, из числа детей-сирот и детям, оставшимся без попечения родителей, вследствие того, что ее мать Кондратьева Т. Л. решением Волжского городского суда РМЭ от 27 декабря 2004 года лишена родительских прав в отношении дочери Кондратьевой (Семеновой) Ю.Е.
Семенова (Кондратьева) Ю.Е. включена в список детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, что подтверждается постановлением № от 14 августа 2017 года администрации городского округа «город Волжск».
Согласно письма администрации городского округа «город Волжск» №С№ от 18.10.2017 года указано, что Семенова Ю.Е. состоит в списке очередности под номером 105. Жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения будет предоставлено в порядке очередности.
Из письма Отдела надзорной деятельности и профилактической работы городского округа «Город Волжск» и Волжского муниципального района № от 07.12.2017 года следует, что 01 декабря 2017 года, ориентировочно в 05 часов 13 минут возник пожар в частной доме по адресу: РМЭ, <адрес>. В результате пожара огнем поврежден частный жилой дом, надворные постройки, а так же имущество по адресу: РМЭ, <адрес>.
Согласно письма администрации городского округа «город Волжск» №С-2493 от ДД.ММ.ГГГГ уведомляет, что на общественной жилищной комиссии при администрации городского округа «город Волжск» от 22.12.2017 года (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ) комиссия постановила предоставить для временного проживания Семеновой Ю. Е. жилое помещение по адресу: РМЭ, <адрес> сроком до ДД.ММ.ГГГГ, состав семьи 1 человек.
Согласно выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, удостоверяющая проведенную государственную регистрацию прав от 11.11.2016 года жилой дом, расположенный по адресу: РМЭ, <адрес> принадлежит на праве собственности по договору дарения Сасканаевой И. Л..
Согласно справке № от 13 июля 2017 года по адресу: РМЭ, <адрес> зарегистрированы: ФИО
Из акта № от 27 июля 2017 года «О невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях» следует, что проживание Кондратьевой Ю. Е. в ранее занимаемом жилом помещении, расположенном по адресу: РМЭ, <адрес> невозможно.
До настоящего времени жилье истцу не предоставлено.
В силу ч.1 ст.8 Федерального закона №159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В силу ч.7. ст.8 Федерального закона №159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Согласно ч.8 ст.8 Федерального закона №159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч.2 ст.4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно ст.99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
В соответствии с ч.1 ст.109.1. ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
На территории Республики Марий Эл вопросы, связанные с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) регулируются Законом Республики Марий Эл от 10 декабря 2012 года №79-З "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно п.1 ст.3 Закона РМЭ от 10 декабря 2012 года №79-З "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" специализированные жилые помещения однократно предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия по месту их жительства в границе соответствующего населенного пункта Республики Марий Эл общей площадью не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, специализированные жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо по окончании прохождения военной службы по призыву, либо по окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (п.3 ст.3 Закона РМЭ №79-З от 10 декабря 2012 года).
В соответствии со ст.1 Закона Республики Марий Эл от 28 апреля 2014 года №13-З «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Марий Эл по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» администрации городского округа «Город Волжск» передаются государственные полномочия по заключению договоров найма специализированных жилых помещений, договоров социального найма с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Нахождение в списках нуждающихся, нельзя расценивать как отсутствие нарушения прав указанной категории лиц, поскольку их право на обеспечение жилыми помещениями, как на момент достижения возраста 18 лет, так и на момент обращения в суд, не реализовано, жилье не получено.
Таким образом, установлено, что Семеновой Ю.Е., как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жилое помещение по договору найма не предоставлено.
Обеспечение вне очереди жилым помещением Семеновой Ю.Е. не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий.
Согласно ст.203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
В ходе рассмотрения дела представитель ответчика просил отсрочить предоставление истцу жилого помещения до 1 июня 2019 года., в связи с тем, что бюджетные обязательства на 2018 год для осуществления переданных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот доведены в полном объеме, что позволяет исполнить в текущем году 10 судебных решений, вынесенных в 2017 году. Судебные решения, вынесенные в 2018 году могут быть обеспечены соответствующим финансированием только за счет субвенций из республиканского бюджета на 2019 год.
Истица в ходе рассмотрения дела, не возражала предоставлению ответчику отсрочки до указанной даты.
Основания для отсрочки исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий.
В силу статей 15 (часть 4), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации и исходя из общеправового принципа справедливости исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников, возможная же отсрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.
Оценивая доводы представителя ответчика, положенные им в обоснование заявления о предоставлении отсрочки исполнения решения, суд пришел к выводу об убедительности заявления, приняв во внимание согласие истца на предоставление отсрочки ответчику исполнения решения суда до 1 июня 2019 года.
Действующее законодательство не содержит каких-либо запретов на предоставление отсрочки исполнения решения суда при разрешении спора по существу заявленных требований.
В связи с изложенным, суд полагает, что ответчику следует предоставить отсрочку исполнения решения суда до 1 июня 2019 года.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковые требования Семеновой Ю. Е. к администрации городского округа «Город Волжск» о предоставлении внеочередного жилого помещения, – удовлетворить.
Обязать администрацию городского округа «Город Волжск» Республики Марий Эл предоставить Семеновой Ю. Е. благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, в соответствии с нормами жилищного законодательства.
Предоставить Администрации городского округа «Город Волжск» отсрочку исполнения решения суда до 1 июня 2019 года.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме через Волжский городской суд.
Судья Тукманова Л.И.
В окончательной форме решение изготовлено 10 сентября 2018 года.