Дело № 2-126/2017 <данные изъяты>
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 марта 2017 года п.Советский Республики Марий Эл
Советский районный суд Республики Марий Эл в составе судьи Шемуранова И.Н., при секретаре судебного заседания Басовой Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Корнеева Валерия Александровича к Обществу с ограниченной ответственность «Оксиджен Медикал» (далее-ООО «Оксиджен Медикал»), Акционерному обществу «ОТП Банк» о взыскании денежных средств, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Корнеев В.А. обратился с иском к ООО «Оксиджен Медикал» и АО «ОТП Банк» о взыскании денежных средств, компенсации морального вреда.
В обоснование иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ он находился в косметологическом центре красоты и здоровья ООО «Оксиджен Медикал» <адрес>, где, по его мнению, под воздействием какого-либо психотропного препарата, заключил с ООО «Оксиджен Медикал» договор купли-продажи сертификата № от ДД.ММ.ГГГГ на оказание ему косметологических услуг, согласно которому он приобретает данный сертификат, на заемные у АО «ОТП Банк» денежные средства в размере <данные изъяты>. Указанные денежные средства были перечислены АО «ОТП Банк» на счет ООО «Оксиджен Медикал» на основании кредитного договора № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между ним (Корнеевым В.А.) и АО «ОТП Банк». Кредит заключен на срок 24 месяца, под 36% годовых. Начиная с июня 2015 года он начал производить выплаты по кредиту, всего на ДД.ММ.ГГГГ им было выплачено <данные изъяты>. Считает договор купли-продажи сертификата № от ДД.ММ.ГГГГ ничтожной сделкой, так как фактически его не приобретал, никакими косметологическими услугами ООО «Оксиджен Медикал» не пользовался. Кредитный договор № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ним и АО «ОТП Банк» также считает ничтожной сделкой, так как никакого кредита у банка не брал, кредитный договор не подписывал.
Просит признать договор № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ним и ООО «Оксиджен Медикал» ничтожным, взыскать с ответчика в свою пользу компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей; признать кредитный договор № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ним и АО «ОТП Банк» также ничтожным, взыскать с АО «ОТП Банк» в его пользу уплаченный по договору денежные средства в размере <данные изъяты> копеек, а также компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей. Взыскать с ответчиков в солидарном порядке расходы на оплату услуг представителя в сумме <данные изъяты> рублей.
В судебное заседание истец ФИО2 не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Представитель Корнеева В.А. – Яштаев А.Г., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, иск поддержал, пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 находился в центре красоты и здоровья и, видимо, под воздействием каких-то психотропных веществ вступил в договорные отношения с ООО «Оксиджен Медикал». На следующий день, находясь дома, Корнеев В.А. обнаружил, что у него на руках оказался договор купли-продажи сертификата, в соответствии с которым он приобретает его в рассрочку. Также на его руках оказался кредитный договор, заключенный ДД.ММ.ГГГГ между истцом и АО «ОТП Банк», на сумму кредита <данные изъяты> рублей на срок 24 месяца с процентной ставкой <данные изъяты> годовых. Указанный договор ФИО2 не подписывал. Не зная законодательства РФ, испугавшись гражданско-правовой ответственности, без каких-либо оснований начиная с июня 2015 года стал перечислять на счет в АО «ОТП Банк» денежные средства. Считает, что договор купли-продажи № от ДД.ММ.ГГГГ является ничтожной сделкой, поскольку истец уосметологическими услугами не пользовался. Считает, что кредитный договор от ДД.ММ.ГГГГ также является ничтожной сделкой, поскольку никакого кредита Корнеев В.А. не брал, доказательств обратного ответчиком не представлено, подписи истца в договоре не имеется. Незаконными действиями ответчиков Корнееву В.А. причинен моральный вред в форме нравственных страданий так как на номер телефона истца в течение нескольких месяцев поступали звонки и требованиями оплаты кредита. Размер компенсации морального вреда по обоим ответчикам просит взыскать по <данные изъяты> рублей с каждого. Просит иск удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика ООО «Оксиджен Медикал» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен. Никаких ходатайств суду не заявляли.
Представитель ответчика - АО «ОТП Банк» в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела извещены. Представили суду возражение на иск, в котором не согласны с требованиями истца. Указали, что ДД.ММ.ГГГГ на основании Заявления (Оферты) на получение потребительского кредита №. Банк предоставил истцу кредит в размере <данные изъяты> годовых (полная стоимость кредита в заявлении указана и составляет <данные изъяты> %). Денежные средства были перечислены банком в качестве оплаты за приобретенный Корнеевы В.А. товар и перечислены на счет торговой организации, что соответствует условиям кредитного договора. Перечисление денежных средств отражено в выписке по счету. Истцу была предоставлена полная информация о кредите, Корнеев В.А. выразил своё согласие на получение кредита на указанных банком условиях. Банк своевременно и в полном объёме выполнил обязательства согласно условиям кредитного договора, заключённого с истцом. Полагают, что истцом пропущен срок исковой давности по требованию о признании кредитного договора недействительным, который в соответствие с п.2 ст.181 ГКРФ составляет один год. На основании п. 2 ст. 199 ГК РФ истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске. Кредитный договор заключен ДД.ММ.ГГГГ, Корнеев В.А. обратилась в суд, только в январе 2017 года, таким образом, пропустив срок исковой давности. В удовлетворении иска просят отказать в полном объёме.
Суд в соответствии с нормами ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть настоящее дело по существу в отсутствие ответчиков, использовавших по своему усмотрению свое право на участие в судебном разбирательстве, предусмотренное ст.35 ГПК РФ.
Выслушав участника судебного заседания, исследовав доказательства по делу, суд приходит к следующему выводу.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Корнеев В.А. заключил с ООО «Оксиджен Медикал» договор купли-продажи сертификата № от ДД.ММ.ГГГГ на оказание ему косметических услуг. Данный сертификат приобретен им на заемные у АО «ОТП Банк» денежные средства в размере <данные изъяты>. Указанные денежные средства были перечислены на счет ООО «Оксиджен Медикал» на основании кредитного договора № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между ним (Корнеевым В.А.) и АО «ОТП Банк». Кредит заключен на срок <данные изъяты> годовых. Начиная с июня 2015 года по ДД.ММ.ГГГГ Корнеевым В.А. произведены выплаты по кредиту на сумму <данные изъяты>.
В силу п. 1 ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
В соответствии с п. 2 ст. 1 и ст. 421 Гражданского кодекса РФ, граждане и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора
Согласно ч. 2 ст. 179 ГК РФ, сделка, совершенная под влиянием обмана, может быть признана судом недействительной по иску потерпевшего.
Обманом считается также намеренное умолчание об обстоятельствах, о которых лицо должно было сообщить при той добросовестности, какая от него требовалась по условиям оборота.
Согласно п. 1 ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
На основании ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Положениями ст. 178 ГК РФ предусмотрено, что сделка, совершенная под влиянием заблуждения, может быть признана судом недействительной по иску стороны, действовавшей под влиянием заблуждения, если заблуждение было настолько существенным, что эта сторона, разумно и объективно оценивая ситуацию, не совершила бы сделку, если бы знала о действительном положении дел.
По смыслу вышеприведенной нормы, сделка считается недействительной, если выраженная в ней воля стороны неправильно сложилась вследствие заблуждения и повлекла иные правовые последствия, нежели те, которые сторона действительно имела в виду. Под влиянием заблуждения участник сделки помимо своей воли составляет неправильное мнение или остается в неведении относительно тех или иных обстоятельств, имеющих существенное значение, и под их влиянием совершает сделку, которую он не совершил бы, если бы не заблуждался.
Согласно договору купли-продажи сертификата на оказание косметических услуг № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между ООО «Оксиджен Медикал» и Корнеевым Валерием Александровичем, стоимость косметических услуг составляет <данные изъяты> рублей, с учетом представленной ООО «Оксиджен Медикал» скидки - <данные изъяты> копеек. Согласно п.3.6. договора сертификат приобретается Корнеевым В.А. за счет кредитных средств. Указанный договор подписан Корнеевым В.А.
В соответствии с кредитным договором № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между - АО «ОТП Банк» и Корнеевым В.А., Корнееву В.А. был предоставлен кредит в размере <данные изъяты> коп., сроком на <данные изъяты> годовых (полная стоимость кредита в заявлении указана и составляет <данные изъяты>). Кредит предоставлен для приобретения сертификата. С условиями кредитного договора Корнеев В.А. был ознакомлен, кредитный договор им подписан.
Согласно имеющимся в материалах дела сведениям - чеков платежных терминалов, Корнеев В.А. начиная с июня 2015 года по ДД.ММ.ГГГГ оплатил кредит на сумму <данные изъяты> копеек.
В силу статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Применительно к положениям статьи 10 ГК РФ и статьи 56 ГПК РФ именно истец, обратившийся в суд с иском о признании сделки ничтожной, обязан представить суду соответствующие доказательства, в данном случае - доказательства заключения сделки под влиянием обмана, психического воздействия. Никаких доказательств заключения договора на оказание косметических услуг и кредитного договора под влиянием какого-либо психологического давления или обмана со стороны ответчиков ни истцом Корнеевым В.А. в иске, ни его представителем Яштаевым А.Г. в судебном заседании не представлено.
Доводы представителя истца о том, что Корнеев В.А. не заключал кредитный договор, так как в нем не имеется его подписи опровергаются представленными в суд ответчиком копиями документов – индивидуальными условиями договора потребительского кредита, заявлением о предоставлении кредита в которых имеются подписи истца. Имеющиеся в деле кредитные договоры содержат полную информацию о кредите и условиях его погашения подписаны собственноручно истцом. О том, что сотрудники банков - ответчиков по делу - при этом предоставляли истцу ложную информацию об условиях кредитования либо иным образом вводили ее в заблуждение, доказательств в материалах дела не имеется.
При этом суд исходит из того, что в силу статьи 12 Закона РФ "О защите прав потребителей" если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (работе, услуге), он вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.
При причинении вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя вследствие непредоставления ему полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге) потребитель вправе потребовать возмещения такого вреда в порядке, предусмотренном статьей настоящего Закона, в том числе полного возмещения убытков, причиненных природным объектам, находящимся в собственности (владении) потребителя.
Учитывая, что заключенный между истцом и ООО «Оксиджен Медикал» договор купли-продажи не расторгнут во внесудебном порядке, а каких-либо доказательств, объективно подтверждающих причинение Корнееву В.А. какого-либо вреда вследствие непредоставления ему информации о товаре либо иных существенных условиях договора, суду не представлено, суд считает, что нарушения прав Корнеева В.А. со стороны ответчика не допущено.
Согласно п. 1 ст. 181 ГК РФ срок исковой давности по требованиям о применении последствий недействительности ничтожной сделки и о признании такой сделки недействительной (п. 3 ст. 166) составляет три года. При этом течение срока исковой давности по указанным требованиям начинается со дня, когда началось исполнение ничтожной сделки, а в случае предъявления иска лицом, не являющимся стороной сделки, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о начале ее исполнения.
Поскольку рассматриваемый кредитный договор был заключен между сторонами мае 2015 года трехгодичный срок исковой давности для обращения в суд с настоящим иском пропущен не был.
Согласно п. п. 1, 2 ст. 450 Гражданского кодекса РФ изменение и расторжение договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено Кодексом, другими законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной либо в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
В силу п. 1 ст. 819 ГК РФ по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.
Каких-либо доказательств, подтверждающих, что заключение кредитного договора № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между - АО «ОТП Банк» и Корнеевым В.А состоялось в результате понуждения либо заблуждения относительно природы сделки, не представлено, в частности, не имеется доказательств стремления истца внести в них изменения, оспаривания им условий данного договора ранее, в разумный срок после заключения рассматриваемого договора, кроме того суд также учитывает, что истец не был лишен возможности отказаться от его заключения.
Ввиду отсутствия представленных истцом доказательств заключения договора на оказание косметических услуг и кредитного договора под влиянием какого-либо психологического давления или обмана со стороны ответчиков суд считает необходимым в удовлетворении исковых требований отказать.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Корнеева Валерия Александровича к Обществу с ограниченной ответственность «Оксиджен Медикал» о признании договора купли- продажи от ДД.ММ.ГГГГ ничтожным, компенсации морального вреда, расходов на оплату услуг представителя - оставить без удовлетворения; исковые требования к Акционерному обществу «ОТП Банк» о признании кредитного договора от ДД.ММ.ГГГГ ничтожным и применения последствий ничтожной сделки, взыскании денежных средств, компенсации морального вреда, расходов на оплату услуг представителя - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл подачей апелляционной жалобы через Советский районный суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Судья И.Н. Шемуранов
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>