№ 2 - 294/2013
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Суд в составе мирового судьи Косланского судебного участка Удорского района Республики Коми Резько Т.В. при секретаре Касьян А.К., с участием представителя истца Тимаковой Т.П., рассмотрев 10 апреля 2013 года в селе Кослан Удорского района Республики Коми в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Удорского района» к Головневой А.1 о взыскании необоснованно полученной субсидии,
УСТАНОВИЛ:
Истец, обратившись в суд, указал, что Головнева А.1 являлась получателем субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по месту жительства по адресу: АДРЕС. При рассмотрении заявления Головневой А.1 о предоставлении субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг установлен факт предоставления ответчиком при прохождении перерегистрации 00.00.00002 недостоверных сведений, не представлены сведения о доходах супруга Головнева В.2 в период его трудоустройства в АДРЕС. В связи с предоставлением ответчиком заведомо недостоверной информации Головнева А.1 необоснованно получила субсидию на оплату ЖКУ за период с 00.00.0000 в размере 16 984,68 рубля, которая подлежит возврату. Просит взыскать с Головневой А.1 необоснованно полученную субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 16 984,68 рубля.
В судебном заседании представитель истца Тимакова Т.П. по доверенности исковые требования уточнила, просила взыскать с Головневой А.1 необоснованно полученную субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 13 113,30 рубля, доводы иска поддержала полностью. Суду пояснила, что в период с 00.00.0000, а также в настоящее время Головнева А.1 является получателем субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. При обращениях 00.00.00002 Головнева А.1 не предоставила сведения о доходах супруга Головнева В.3 за предшествующие 6 месяцев в период его трудоустройства, представленные ответчиком сведения являлись для Головневой А.1 заведомо недостоверными. Сумма переплаты субсидии за период с 00.00.0000 составила 3871,38 рубля. В связи с предоставлением ответчиком заведомо недостоверной информации, необоснованно полученной субсидией является вся субсидия, полученная Головневой А.1 за указанный период (с учетом частичного погашения 00.00.00003). Возврат средств в данном случае выполняется в полном объеме за весь период предоставления субсидии, в котором предоставлена недостоверная информация в соответствии с пунктами 60,61 Правил.
Ответчик Головнева А.1 с иском не согласилась, суду пояснила, что состоит в браке с Головневым А.4 с 00.00.00005. В период 00.00.00005 в браке с ФИО1 не состояла и о его трудоустройстве в указанный период не знала. На день обращения с заявлениями о предоставлении субсидии 00.00.00002 Головнев А.4 не работал. О том, что необходимо предоставлять сведения о доходах члена семьи за предыдущие 6 месяцев не знала, указанный порядок не был разъяснен при приеме указанных заявлений. Информация, указанная в заявлениях 00.00.00002, является достоверной по состоянию на указанные даты. Предоставление сведений не в полном объеме произошло не по её вине, так как порядок предоставления указанных сведений никто не разъяснил, бланк заявления заполнила по образцу по тем обстоятельствам, которые имели место на день обращения. Поскольку в период с 00.00.0000 получила субсидию в завышенном размере, то согласилась с возмещением её переплаты в размере 3871,38 рубля согласно представленному истцом расчету. Излишне выплаченная субсидия возвращена 00.00.00003. Намерений обмануть орган социальной защиты населения с целью получения субсидии не имела.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела и представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд пришел к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 159 ЖК РФ субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
Часть 2 настоящей статьи предусматривает, что право на субсидии имеют граждане:1) пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; 2) наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда; 3) члены жилищных кооперативов; 4) собственники жилых помещений.
Согласно пунктам 41 и 45 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 N 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» (далее Правила) - гражданам и (или) членам их семьи, имеющим право на субсидии, субсидия предоставляется сроком на 6 месяцев. При представлении документов, предусмотренных пунктами 8 и 9 настоящих Правил, с 1-го по 15-е число месяца субсидия предоставляется с 1-го числа этого месяца, а при представлении указанных документов с 16-го числа до конца месяца - с 1-го числа следующего месяца.
Согласно пункту 2 Правил субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
В силу пункта 3,4 Правил 3 право на субсидии имеют: а) пользователи жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде; б) наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде; в) члены жилищного или жилищно-строительного кооператива; г) собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома). Субсидии предоставляются гражданам, указанным в пункте 3 настоящих Правил, с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей.
В соответствии с пунктом 11 Правил заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов.
Предоставление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии ( п.14 Правил).
Подпунктом «б» пункта 18 Правил определено, что в состав семьи заявителя могут входить заявитель и граждане, являющиеся членами семьи собственника жилого помещения в соответствии со статьей 31 ЖК РФ.
Пункт 20 Правил устанавливает, что размер субсидии исчисляется помесячно и зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и из регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
Совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина для предоставления субсидии определяется за 6 последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о предоставлении субсидии (п.32 Правил).
В случае наступления событий, указанных в пункте 48 настоящих Правил, перерасчет размера субсидии производится при представлении получателем субсидии необходимых документов или получении уполномоченным органом от соответствующих органов (организаций) сведений об этих событиях. Субсидия во вновь рассчитанном размере предоставляется в сроки, указанные в пункте 44 настоящих Правил (п.29 Правил).
Получатель субсидии в течение одного месяца после наступления событий, предусмотренных подпунктами "а" и "б" пункта 60 настоящих Правил, обязан представить уполномоченному органу документы, подтверждающие такие события (п. 48 Правил).
(см. текст в предыдущей редакции)
В случае если получатель субсидии в установленный срок не представил уполномоченному органу документы, указанные в пункте 48 настоящих Правил, необоснованно полученные в качестве субсидии средства засчитываются в счет будущей субсидии, а при отсутствии права на получение субсидии в последующие месяцы эти средства добровольно возвращаются получателем субсидии в бюджет, из которого была предоставлена субсидия. При отказе от добровольного возврата указанных средств они по иску уполномоченного органа истребуются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.49 Правил).
Предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии: а) изменения места постоянного жительства получателя субсидии; б) изменения основания проживания, состава семьи, гражданства получателя субсидии и (или) членов его семьи, материального положения получателя субсидии и (или) членов его семьи (если эти изменения повлекли утрату права на получение субсидии); в) представления заявителем (получателем субсидии) и (или) членами его семьи заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии или определения (изменения) ее размера, либо невыполнения требований, предусмотренных пунктом 48 настоящих Правил, в течение одного месяца с даты уведомления получателя субсидии о приостановлении предоставления субсидии (при отсутствии уважительной причины ее образования) (п.60 Правил).
(см. текст в предыдущей редакции)
В соответствии с пунктом 61 Правил возврат в бюджет, из которого была необоснованно получена субсидия, при наличии условий, указанных в подпунктах "а" - "в" пункта 60 настоящих Правил, производится получателем субсидии добровольно, а в случае отказа от добровольного возврата - по иску уполномоченного органа в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Судом установлено, что Головнева А.1 зарегистрирована и проживает по адресу: АДРЕС; является собственником жилого помещения и получателем субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Головнева А.1 состоит в браке с Головневым В.2 с 00.00.00005, что подтверждается свидетельством о заключении брака серии №.
Согласно Выписке из лицевого счета застрахованного лица Головнеы В.2 в период с 00.00.00009 состоял в трудовых отношениях с администрацией МО МР «АДРЕС.
При обращении в орган социальной защиты населения с заявлениями о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных 00.00.00002 Головнева А.1в графе «вид дохода» в отношении супруга не указала сведения о доходах. При этом суд учитывает, что на день обращения с указанными заявлениями Головнеы В.2 не работал, что подтверждается выпиской из лицевого счета застрахованного и лица и не оспаривалось сторонами. Указанный бланк заявления, в том числе графа «вид дохода» не содержат требований о предоставлении сведений о доходах за определенный временной период.
При совокупности указанных обстоятельств, учитывая, что Головнева А.1 состоит в браке с 00.00.000025 и на момент обращения с указанными заявлениями супруг не работал, у суда нет оснований признать представленные Головневой А.1 сведения заведомо недостоверными.
Под предоставлением заведомо недостоверных сведений в данном случае следует понимать не просто неправильную информацию, а действия, совершенные с целью обмана органа социальной защиты населения.
Представленные суду доказательства не подтверждают наличие умысла Головневой А.1 на введение в заблуждение органа социальной защиты населения с целью получения субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Между тем, при обращении в орган социальной защиты населения с заявлениями о предоставлении субсидии 00.00.00002 Головнева А.1 представила неполные сведения, необходимые для предоставления субсидии, а также в нарушение Правил Головнева А.1 в последующем не известила орган социальной защиты населения в месячный срок со дня наступления событий об изменении материального положения члена семьи - супруга Головнева В.2
Учитывая положения пунктов 20 и 48 Правил, судом установлено, что в период с 00.00.0000 Головнева А.1 получила субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в завышенном размере, сумма переплаты согласно представленному суду расчету составила 3871,38 рубля. Данные обстоятельства не оспаривались ответчиком.
Согласно чекам-ордерам № ответчиком добровольно возмещена сумма переплаты субсидии за период с 00.00.0000 в размере 3871,38 рубля.
В соответствии с представленным суду расчетом право на получение субсидии в спорный период в размере 13113,30 рублей Головнева А.1 не утратила, в настоящее время также является получателем субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
При указанных обстоятельствах доводы представителя истца о предоставлении ответчиком заведомо недостоверной информации противоречат фактическим обстоятельствам дела. На основании объяснений сторон, исследованных доказательств установлено, что 00.00.000027 Головнева А.1 представила в орган социальной защиты населения достоверные сведения, но в неполном объеме.
В силу закона предоставление заявителем сведений в неполном объеме не является основанием для возврата в бюджет полученной субсидии в спорный период в полном объеме в соответствии с пунктами 60 и 61 Правил, на которые ссылался истец.
Кроме того в соответствии с пунктом 50 Правил излишне выплаченные средства подлежат возврату в порядке, предусмотренном п.49 Правил, то есть засчитываются в счет будущей субсидии, право на получение которой в настоящем случае ответчик не утратил. При этом излишне выплаченные средства в данном случае составляют 3 871,38 рубля, но не размер субсидии, полученной ответчиком в спорный период полностью.
Оценив все обстоятельства по делу, учитывая, что ответчиком в добровольном порядке возвращены излишне выплаченные средства при получении субсидии, у суда не имеется правовых оснований для удовлетворения исковых требований с учетом уточнения и взыскания с Головневой А.1 субсидии на оплату жилого помещения коммунальных услуг за период с 00.00.0000 в размере 13113,30 рубля.
Определением мирового судьи Косланского судебного участка Удорского района Республики Коми от 00.00.000028 истцу предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины до вынесения судом решения. В соответствии с пунктом 1 статьи 333.19 НК РФ размер госпошлины за подачу данного искового заявления на сумму 13113,30 рубля составляет 524 рубля 53 копейки.
В соответствии с частью 2 статьи 103 ГПК РФ с истца в доход бюджета МО МР «Удорский» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 524 рубля 53 копейки.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Удорского района» к Головневой А.1 о взыскании необоснованно полученной субсидии в размере 13113 (тринадцать тысяч сто тринадцать) рублей 30 копеек оставить без удовлетворения.
Взыскать с ГБУ РК «Центр социальной защиты населения Удорского района» в доход бюджета МО МР «Удорский» государственную пошлину в размере 524 рубля 53 копейки. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Удорский районный суд Республики Коми в течение месяца содня принятия решения суда в окончательной форме с подачей жалобы через Косланский судебный участок.
Мировой судья Т.В. Резько
Мотивированное решение составлено к 17 часам 14 апреля 2013 года
Мировой судья Т.В. Резько