№ 2 – 1638 / 2016 года. ( публиковать).соединены с № 2-1688; 2- 1696;2-1699 ; 2-1703 ;2-4144.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 ноября 2016 года.
Первомайский районный суд города Ижевска Удмуртской Республики в составе : председательствующего судьи Обуховой М.А.,
при секретаре Кудрявцеве В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Морозовой О.Н., Лифантьевой Е.А., Чирковой С.А., Коротаевой К.А., Рагимовой С.Р., Куршева Е.А. к Министерству здравоохранения УР о признании незаконным отказа в предоставлении единовременной компенсационной выплаты, возложении обязанности заключить договор,
УСТАНОВИЛ:
Морозова О.Н. обратилась в суд с указанным иском. В обоснование иска указывает, что <дата> обратилась в Министерство Здравоохранения УР с заявлением о предоставлении единовременной выплаты, предусмотренной ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона от 29.11.2010 года 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании Российской Федерации". Письмом от <дата> за подписью исполняющего министра Здравоохранения УР ФИО11 отказано в заключении договора на предоставлении единовременной выплаты, по причине недостаточности лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на предоставление выплаты. Отказ в заключении договора на предоставлении единовременной выплаты обосновывается п.п.З п. 6 Порядка заключения договоров о предоставлении единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в возрасте до 45 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2015 году на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок или переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок из другого населенного пункта, утвержденным Постановлением Правительства УР от 03 августа 2015 года №386 «Основанием для отказа в заключении договора о предоставлении выплаты является недостаточность лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на предоставление выплаты.» <дата> Морозова О. Н. принята врачом-неонатологом родильного отделения в БУЗ УР «Увинская районная больница М3 УР», заключен трудовой договор № от <дата> (копия трудового договора и трудовой книжки прилагаются). Однако Морозовой О. Н. в заключении договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты Министерство здравоохранения УР отказало на основании подпункта 3 пункта 6 Порядка заключения Министерством здравоохранения УР в 2015 году договоров с медицинскими работниками, имеющими право на получение единовременных компенсационных выплат, утвержденного постановлением Правительства УР от 03.08.2015г. № 386. Право на предоставление компенсационной выплаты имеют медицинские работники, которые в 2015 году прибыли на работу в сельские населенные пункты после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования или переехали в указанный период на работу в сельский населенный пункт из другого населенного пункта. Просит : признать решение Министерства здравоохранения Удмуртской Республики от <дата> об отказе в заключении с истцом договора в соответствии с п.З ч.12.2 ст. 51 ФЗ от 29.11.2000г. №326-Ф3 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» незаконным; обязать Министерство здравоохранения Удмуртской Республики заключить договор в соответствии с п.2 ст. 12.2 ст. 51 ФЗ от 29.11.2010г. №326-Ф3 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», обязать выплатить единовременную компенсационную выплату в размере <данные скрыты> руб.
С аналогичным иском в суд обратилась Лифантьева Е.А. Просит признать решение Министерства здравоохранения Удмуртской Республики об отказе в заключении с истцом договора в соответствии с п.З ч.12.2 ст. 51 ФЗ от 29.11.2000г. №326-Ф3 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» незаконным; обязать Министерство здравоохранения Удмуртской Республики заключить договор в соответствии с п.2 ст. 12.2 ст. 51 ФЗ от 29.11.2010г. №326-Ф3 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», обязать выплатить единовременную компенсационную выплату в размере <данные скрыты> руб.
С аналогичным иском в суд обратилась Чиркова С.А. Просит признать решение Министерства здравоохранения Удмуртской Республики об отказе в заключении с истцом договора в соответствии с п.3 ч.12.2 ст. 51 ФЗ от 29.11.2000г. №326-Ф3 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» незаконным; обязать Министерство здравоохранения Удмуртской Республики заключить договор в соответствии с п.2 ст. 12.2 ст. 51 ФЗ от 29.11.2010г. №326-Ф3 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», обязать выплатить единовременную компенсационную выплату в размере <данные скрыты> руб.
С аналогичным иском в суд обратилась Коротаева К.А. Просит признать решение Министерства здравоохранения Удмуртской Республики об отказе в заключении с истцом договора в соответствии с п.3 ч.12.2 ст. 51 ФЗ от 29.11.2000г. №326-Ф3 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» незаконным; обязать Министерство здравоохранения Удмуртской Республики заключить договор в соответствии с п.2 ст. 12.2 ст. 51 ФЗ от 29.11.2010г. №326-Ф3 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», обязать выплатить единовременную компенсационную выплату в размере <данные скрыты> руб.
С аналогичным иском в суд обратилась Рагимова С.Р. Просит признать незаконным отказ ответчика МЗ УР в предоставлении единовременной компенсационной выплаты, предусмотренной ст. 51 ч. 12.1 ФЗ от 29.11.2000г. №326-Ф3 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и постановлением Правительства УР от 03.08.2015г. № 386 «Об обеспечении в 2015г. единовременных компенсационных выплат отдельным категориям медицинских работников, работающих в сельских населенных пунктах либо рабочих поселках, обязать МЗ УР заключить с истцом договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, предусмотренной ст. 51 ч. 12.1 ФЗ от 29.11.2000г. №326-Ф3 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и постановлением Правительства УР от 03.08.2015г. № 386 «Об обеспечении в 2015г. единовременных компенсационных выплат отдельным категориям медицинских работников, работающих в сельских населенных пунктах либо рабочих поселках и перечислить в установленный законом срок, взыскать с МЗ УР в пользу истца судебные расходы на представителя <данные скрыты> руб., расходы по оформлению доверенности <данные скрыты> руб., расходы по госпошлине <данные скрыты> руб.
С аналогичным иском в суд обратился Куршев Е.А. Просит обязать ответчика заключить договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты.
Определением суда от <дата>. указанные иски соединены в одно производство.
Определением суда от <дата>. производство по делу в части исковых требований Лифантьевой Е.А., Коротаевой К.А., Морозовой О.Н., Чирковой С.А. об обязании Министерство здравоохранения УР в соответствии с п.п. «б» п. 3 ст. 12.2 ст. 51 ФЗ от 29.11.2010г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в РФ» выплатить единовременную компенсационную выплату в размере <данные скрыты> руб. прекращено в связи с отказом от иска в данной части.
Дело рассмотрено в отсутствие истцов Рагимовой С.Р., Морозовой О.Н., Лифантьевой Е.А., Чирковой С.А., Коротаевой К.А., представителя третьего лица ТФОМС УР, БУЗ УР «Увинская районная больница МЗ УР», БУЗ «Балезинская РБ МЗ УР», надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
В судебном заседании истец Куршев Е.А. на исковых требованиях настаивал в полном объеме.
Представитель истца Рагимовой С.Р. – Бронникова Е.А., действующая на основании доверенности, на исковых требованиях настаивала в полном объеме.
Представитель истцов Морозовой О.Н., Лифантьевой Е.А., Чирковой С.А., Коротаевой К.А. – Семенова Ю.С., действующая на основании доверенностей, на исковых требованиях настаивала в полном объеме и с учетом частичного отказа от иска. Пояснила, что все истцы, интересы которых она представляет, соответствуют критерием 326 – ФЗ, а потому и им положена указанная компенсация. Требование в иске о признании незаконным решения Министерства здравоохранения УР об отказе в заключении с истцом договора в соответствии с п.3 ч.12.2 ст. 51 ФЗ от 29.11.2000г. №326-Ф3 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» является предметом или основанием иска, оставляет на усмотрение суда, с учетом пояснений представителя ответчика о не отменены решений, несмотря на решения ВС УР и решения ВС РФ.
Представитель третьего лица БУЗ УР «Вавожская РБ МЗ УР» ФИО15, действующий на основании приказа №-к от <дата>, с иском Рагимовой С.Р. к., не согласен из-за отсутствия финансирования.
Представитель ответчика Григорьева О.К., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований, поддержала представленные отзывы на исковые заявления, в которых указывала, что правовым основанием для получения единовременных компенсационных выплат медицинскими работниками является часть 12.1. статьи 51 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». Во исполнение вышеназванного закона Правительством Удмуртской Республики принято постановление от 3 августа 2015 года № 386 «Об обеспечении в 2015 году единовременных компенсационных выплат отдельным категориям медицинских работников, работающих в сельских населенных пунктах либо рабочих поселках». В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.12.2014 № 2594-р Удмуртской Республике определен размер иных межбюджетных трансфертов из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на осуществление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в размере <данные скрыты> руб. Тем не менее платежными поручениями от <дата> № и от <дата> № до Министерства здравоохранения Удмуртской Республики доведены межбюджетные трансферты из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на единовременные компенсационные выплаты в размере <данные скрыты> руб. В соответствии с Законом Удмуртской Республики от 26.12.2014 N 87-РЗ "О бюджете Удмуртской Республики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" (приложение № к Закону) объем бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств в 2015 году за счет средств бюджета Удмуртской Республики, в части единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», соответственно составил <данные скрыты> рублей. Таким образом, финансовые средства на осуществление единовременных компенсационных выплат в 2015 году были выделены на обеспечение медицинских работников в количестве 40 человек. Истцами были поданы заявления о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в Министерство здравоохранения Удмуртской Республики. В Министерстве здравоохранения Удмуртской Республики ведется журнал регистрации заявлений о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, предусмотренной частью 12.1. статьи 51 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». Министерством здравоохранения Удмуртской Республики приняты решения об отказе в заключении договора о предоставлении выплаты истцам в связи с недостаточностью лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на предоставление выплаты (подпункт 3 пункта 6 Порядка заключения договоров). Таким образом, Министерство здравоохранения Удмуртской Республики не вправе заключать договор о предоставлении выплаты при отсутствии доведенных лимитов бюджетных обязательств. На основании вышеизложенного, просит в иске отказать в полном объеме. А также в суде пояснила, что на сей день решения об отказе в заключении с истцами указанных договоров, МЗ УР не отменены, несмотря на решения ВС УР и решения ВС РФ. Все истцы являются медицинскими работниками, которые отвечают критериям, закрепленным в ст. 51 ФЗ № 326.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица ТФОМС УР, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, представившего письменные пояснения, в которых указывает, что финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2015 году осуществились за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации в равных долях (ч.12.1.ст.51 ФЗ № 326-03). В 2015 году было заключено 20 договоров с медицинскими работниками на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам. Еще 40 медицинских работников, обратившихся в Министерство здравоохранения Удмуртской Республики в установленном порядке, получили отказ в виду отсутствия лимитов бюджетных обязательств. В соответствии с ч. 12.4. ст.51 ФЗ № Э26-ФЗ предоставление иных межбюджетных трансфертов, предусмотренных частью 12.1 ст.51 ФЗ № 326-ФЗ из бюджета ФФОМС бюджетам территориальных фондов осуществляется в соответствии с заявками уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных фондов в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных Правительством Российской Федерации. 07.10.2015г. ТФОМС УР в ФФОМС было направлено письмо № о выделении дополнительно <данные скрыты> руб. бюджету ТФОМС УР в качестве иных межбюджетных трансфертов для осуществления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2015 году. ФФОМС письмом от <дата> № пояснил, что во исполнении 4.12.1 ст. 51 ФЗ № 326-ФЗ предоставление средств из бюджета ФФОМС будет осуществляться при условии наличия в бюджете Удмуртской Республики на 2015 год бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав и проанализировав материалы гражданского дела, представленные сторонами доказательства, суд установил.
В 2015г. Морозова О.Н. окончила Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «<данные скрыты>», <дата>. года ей вручен диплом специалиста, присвоена квалификация врач (провизор) по специальности «Педиатрия».
<дата>. между Бюджетным учреждением здравоохранения Удмуртской Республики «Увинская районная больница Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» и истцом заключен трудовой договор № по основной работе на неопределенный срок, согласно которому истец принимается на работу в родильное отделение на должность врача - неонатолога.
В 2011г. Лифантьева Е.А. окончила Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «<данные скрыты>», <дата>. ей вручен диплом специалиста, присвоена квалификация врач по специальности «Педиатрия».
В 2015г. Лифантьевой Е.А. вручен диплом о послевузовском профессиональном образовании по специальности «Неврология».
<дата>. между Бюджетным учреждением здравоохранения Удмуртской Республики «Увинская районная больница Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» и истцом заключен трудовой договор № по основной работе на неопределенный срок, согласно которому истец принимается на работу в кабинет врача невролога на должность врача-невролога.
В 2014г. Чиркова (ФИО27) С.А. окончила Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «<данные скрыты>», <дата>. ей вручен диплом специалиста, присвоена квалификация врач.
<дата>. между Бюджетным учреждением здравоохранения Удмуртской Республики «Увинская районная больница Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» и истцом заключен трудовой договор № по основной работе на неопределенный срок, согласно которому истец принимается на работу в терапевтическое отделение на должность врача-терапевта.
В 2013г. Коротаева К.А. окончила Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «<данные скрыты>», <дата> ей вручен диплом специалиста, присвоена квалификация врач по специальности «Лечебное дело».
<дата>. между Бюджетным учреждением здравоохранения Удмуртской Республики «Увинская районная больница Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» и истцом заключен трудовой договор № по основной работе на неопределенный срок, согласно которому истец принимается на работу в терапевтическое отделение на должность врача-терапевта.
В 2013г. Рагимова (ФИО28) С.Р. окончила Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «<данные скрыты>», <дата>. ей вручен диплом специалиста, присвоена квалификация врач по специальности «Лечебное дело».
Согласно свидетельству о заключении брака №, выданному Управлением ЗАГС Администрации г. Ижевска УР, <дата>. ФИО17 и ФИО18 заключили брак. После заключения брака жене присвоена фамилия Рагимова.
<дата>. между Бюджетным учреждением здравоохранения Удмуртской Республики «Вавожская районная больница Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» и истцом заключен трудовой договор № по основной работе на неопределенный срок, согласно которому истец принимается на работу в женскую консультацию на должность врача акушера-гинеколога.
<дата>. между Бюджетным учреждением здравоохранения Удмуртской Республики «Балезинская районная больница Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» и Куршевым Е.А. заключен трудовой договор № по основной работе на неопределенный срок, согласно которому истец принимается на работу в зубопротезный кабинет на должность стоматолога-ортопеда.
Факт наличия диплома и соответствующего образования у истца Куршева Е.А., в суде не оспаривалось представителем ответчика, и принят судом.
Истцы обратились в адрес ответчика с заявлениями о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, предусмотренной ч.12.1 ст.51 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» в размере <данные скрыты> рублей.
Министерством здравоохранения Удмуртской Республики от <дата> принято решение, которым Лифантьевой Е.А. отказано в заключение договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, предусмотренной частью 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» в связи с недостаточностью лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на предоставление выплаты (подпункт 3 пункта 6 Порядка).
Министерством здравоохранения Удмуртской Республики от <дата> принято решение, которым Коротаевой К.А. отказано в заключение договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, предусмотренной частью 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» в связи с недостаточностью лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на предоставление выплаты (подпункт 3 пункта 6 Порядка).
Министерством здравоохранения Удмуртской Республики от <дата> принято решение, которым Морозовой О.Н. отказано в заключение договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, предусмотренной частью 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» в связи с недостаточностью лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на предоставление выплаты (подпункт 3 пункта 6 Порядка).
Министерством здравоохранения Удмуртской Республики от <дата> принято решение, которым Чирковой С.А. отказано в заключение договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, предусмотренной частью 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» в связи с недостаточностью лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на предоставление выплаты (подпункт 3 пункта 6 Порядка).
Министерством здравоохранения Удмуртской Республики от <дата> принято решение, которым Рагимовой С.Р. отказано в заключение договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, предусмотренной частью 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» в связи с недостаточностью лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на предоставление выплаты (подпункт 3 пункта 6 Порядка).
Министерством здравоохранения Удмуртской Республики от <дата> принято решение, которым Куршеву Е.А. отказано в заключение договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, предусмотренной частью 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» в связи с недостаточностью лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на предоставление выплаты (подпункт 3 пункта 6 Порядка).
Данные обстоятельства следуют из текста искового заявления, пояснений сторон, указанными выше документами, сторонами не оспариваются.
Решением Верховного суда УР от 20.05.2016г. признано незаконным с момента принятия постановление Правительства Удмуртской Республики от 3 августа 2015 года № 386 «Об обеспечении в 2015 году единовременных компенсационных выплат отдельным категориям медицинских работников, работающих в сельских населенных пунктах либо рабочих поселках» в части подпункта 3 пункта 6 Порядка заключения Договоров о предоставлении единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в возрасте до 45 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2015 году на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок или переехавших на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок из другого населенного пункта. Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию Правительством Удмуртской Республики в официальном печатном издании данного органа власти в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.
Апелляционным определением Верховного суда РФ от 31.08.2016г. решение Верховного суда УР от 20.05.2016г. оставлено без изменения, апелляционная жалоба представителя Правительства УР оставлена без удовлетворения.
В силу ч.2 ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вышеуказанными судебными решениями, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении настоящего дела.
Исследовав материалы дела, представленные сторонами доказательства, суд считает необходимым исковые требования истцов удовлетворить по следующим основаниям.
Пунктом 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 326-ФЗ) предусмотрено, что в 2015 году осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 45 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2015 году на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок или переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника. Финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2015 году осуществляется за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации в равных долях.
Соответственно из положений федерального закона следует, что право на получение единовременной компенсационной выплаты в размере один миллион рублей имеют медицинские работники в возрасте до 45 лет, имеющие высшее образование, при соблюдении следующих условий: 1) прибывшие в 2015 году на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок из другого населенного пункта; 2) заключившие с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, предусмотренный пунктом 3 части 12.2 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»
В силу пункта 3 части 12.2 статьи 51 вышеназванного Закона, иные межбюджетные трансферты, предусмотренные частью 12.1 настоящей статьи, предоставляются из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов для последующего их перечисления в течение трех рабочих дней в бюджеты субъектов Российской Федерации при условии принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативных правовых актов, предусматривающих: установление обязанности уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключить в порядке, определенном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с медицинским работником, указанным в части 12.1 настоящей статьи, после заключения им трудового договора с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальным учреждением здравоохранения договор, предусматривающий:
а) обязанность медицинского работника работать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным медицинским работником с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации или муниципальным учреждением здравоохранения;
б) порядок предоставления медицинскому работнику единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей в течение 30 дней со дня заключения договора с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
в) возврат медицинским работником в бюджет субъекта Российской Федерации части единовременной компенсационной выплаты в случае прекращения трудового договора с учреждением, указанным в подпункте «а» настоящего пункта, до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77, пунктами 1, 2 и 4 части первой статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6 и 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному медицинским работником периоду;
г) ответственность медицинского работника за неисполнение обязанностей, предусмотренных договором с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в том числе по возврату единовременной компенсационной выплаты в случаях, указанных в подпункте «в» настоящего пункта.
Таким образом, Федеральным законом №326-ФЗ предусмотрена обязанность высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации заключить в порядке, определенном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, договор с медицинским работником.
В рамках реализации указанных положений Федерального закона Правительством Удмуртской Республики принято постановление от 3 августа 2015 года № 386 «Об обеспечении в 2015 году единовременных компенсационных выплат отдельным категориям медицинских работников, работающих в сельских населенных пунктах либо рабочих поселках».
Уполномоченным исполнительным органом государственной власти по обеспечению в 2015 году единовременных компенсационных выплат отдельным категориям медицинских работников определено Министерство здравоохранения Удмуртской Республики. Названный орган исполнительной власти также уполномочен на предоставление в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования заявки на получение иных межбюджетных трансфертов, предусмотренных частью 12.1 статьи 51 ФЗ №386-ФЗ.
Условия и правила предоставления единовременной компенсационной выплаты закреплены в «Порядке заключения договоров о предоставлении единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в возрасте до 45 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2015 году на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок из другого населенного пункта», утвержденном постановлением Правительства Удмуртской Республики № 386 от 3 августа 2015 года.
Обращаясь в суд, истцы указывают, что федеральное законодательство не содержит оснований для отказа в заключение договора при условии, что лицо, претендующее на компенсационную выплату, отвечает установленным требованиям.
Возражая против заявленных требований, представитель ответчика отмечала, что Министерство здравоохранения Удмуртской Республики не вправе при предоставлении единовременной компенсационной выплаты превысить пределы бюджетных ассигнований и лимиты бюджетных обязательств, в то же время не оспаривает, что все истцы соответствуют критериям ст. 51 ФЗ 326.
Однако с приведенными доводами согласиться нельзя, поскольку в нормативных правовых актах субъекта Российской Федерации, разработанных на основании Федерального закона №326-ФЗ, не могут содержаться ограничения, не предусмотренные указанным Федеральным законом и не следующие из федерального законодательства.
Право медицинских работников на единовременную компенсационную выплату является федеральной мерой социальной поддержки в сфере обязательного медицинского страхования.
Обязанность Министерства здравоохранения Удмуртской Республики заключить договор на предоставление единовременной компенсационной выплаты с медицинским работником, прямо следует из юридического факта заключения медицинским работником, отвечающим установленным Федеральным законом №326-ФЗ критериям, трудового договора с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальным учреждением здравоохранения (пункт 3 части 12.2 статьи 51 Федерального закона №326-ФЗ).
Определение субъектом Российской Федерации в качестве основания для отказа в заключение договора о предоставлении единовременных компенсационных выплат с медицинскими работниками, которые отвечают критериям, закрепленным в статье 51 Федерального закона №326-ФЗ, недостаточность лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на предоставление выплаты, расценивается судом как установление субъектом Российской Федерации ограничений, не установленных ФЗ.
При этом суд отмечает, что такое правовое регулирование наделяет уполномоченный орган легальными основаниями для отказа в заключение Договора на предоставление единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам, в связи с чем, медицинский работник, соответствующий требованиям Федерального закона №326-ФЗ, утрачивает право на получение данной компенсации.
Действующее федеральное законодательство не предусматривает такого основания для отказа в предоставлении единовременной компенсационной выплаты (в том числе отказа в заключение договора на предоставление такой выплаты), как недостаточность лимитов бюджетных обязательств. Соответственно, права и интересы медицинских работников не могут быть поставлены в зависимость от этого обстоятельства, поскольку недостаточность лимитов бюджетных обязательств не может считаться основанием для лишения гражданина, предусмотренного федеральным законом, права на социальную выплату.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации межбюджетные отношения - взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса; межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
Федеральный закон №326-ФЗ в части определения порядка финансового обеспечения расходных обязательств Российской Федерации по предоставлению иных межбюджетных трансфертов, в частности, финансового обеспечения соответствующих расходов Фондом социального страхования, регулирует межбюджетные отношения.
Предусмотренные Федеральным законом №326-ФЗ особенности формирования бюджета на данные выплаты, перечисление денежных средств из федерального и республиканского бюджетов и размер их участия, не имеет значения для разрешения настоящего дела, поскольку медицинский работник, имеющий право на данную компенсационную выплату, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации не является непосредственно участником межбюджетных отношений (статьи 1 и 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Кроме того, в случае возникновения вопросов, касающихся финансирования, Министерство здравоохранения Удмуртской Республики не лишено возможности разрешить спор в судебном порядке.
Целью правовой нормы, установленной частью 12.1 статьи 51 Федерального закона № 326-Ф, является привлечение медицинских работников в сельские населенные пункты. Обязательным условием для предоставления медицинским работникам единовременной компенсационной выплаты является трудоустройство или переезд на работу в сельский населенный пункт из другого населенного пункта в качестве новых специалистов, в целях восполнения кадрового дефицита сельских медицинских учреждений.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21 ноября 2013 года № 1798-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Р.Н.Н. на нарушение его конституционных прав положением части 12.1 статьи 51 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» отмечено, что правовое регулирование, установленное в ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», осуществлено в пределах дискреционных полномочий законодателя и направлено на создание дополнительных стимулов к переезду на работу в сельские населенные пункты и рабочие поселки для молодых квалифицированных специалистов (медицинских работников), что согласуется с целями проводимой государством социальной политики и не может рассматриваться как нарушающее конституционные предписания и трудовые права.
Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статьи 2, 18 Конституции Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации все равны перед законом и судом, что означает одинаковый подход, правовое равенство при решении вопроса о правах граждан, а также об условиях реализации приобретенных прав, одинаковое позитивное действие системы законодательства.
В связи с тем, что положения подпункта 3 пункта 6 Порядка заключения Договоров о предоставлении единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в возрасте до 45 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2015 году на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок или переехавших на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок из другого населенного пункта, утвержденного постановлением №386, признаны противоречащими положениям статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», суд принимает решение об удовлетворении заявленных требований, и считает необходимым признать решение Министерства здравоохранения Удмуртской Республики об отказе в заключении с истцами договора в соответствии с п.3 ч.12.2 ст. 51 ФЗ от 29.11.2000г. №326-Ф3 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» незаконным. Обязать Министерство здравоохранения Удмуртской Республики заключить с Морозовой О.Н., Лифантьевой Е.А., Чирковой С.А., Коротаевой К.А., Рагимовой С.Р., Куршевым Е.А. договора в соответствии с п.2 ст. 12.2 ст. 51 ФЗ от 29.11.2010г. №-Ф3 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».
Истцом Рагимовой Р.К. заявлено требование о взыскании с ответчика судебных расходов по оплате услуг представителя и оформлению нотариальной доверенности.
В силу ст. 198 ГПК РФ вопрос о распределении судебных расходов рассматривается при вынесении решения суда.
В соответствии со ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела, в силу ст. 88,94 ГПК РФ расходы на оплату услуг представителя, оформление доверенности относятся к судебным расходам.
В соответствии с ч.1 ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Несение истцом расходов в указанном размере подтверждено документально.
В материалы дела представлены договор оказания юридических услуг от 20.01.2016г., расписка в получении денежных средств на сумму <данные скрыты> руб.
Поскольку решение суда состоялось в пользу истца, то в соответствии со ст. 98, 100 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате услуг представителя.
В соответствии с п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. Недоказанность данных обстоятельств является основанием для отказа в возмещении судебных издержек.
Как следует из п. 1.1 Договора оказания юридических услуг от <дата>. предметом договора являются юридические услуги по подготовке, подаче в суд и дальнейшему сопровождению искового заявления заказчика к Министерству здравоохранения по УР с требованием о признании отказа Министерства здравоохранения УР в предоставлении единовременной компенсационной выплаты незаконным, и обязании заключить договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты.
При определении размера расходов суд учитывает объем проделанной представителем работы, характер процессуальных действий, произведенных представителем при представлении интересов истца в суде, а именно: продолжительность рассмотрения дела, участие в судебных заседаниях, объема оказанной помощи по ведению дела. Разумным и справедливым возмещением судебных расходов, связанных с оплатой услуг представителя, будет являться сумма в размере <данные скрыты> рублей.
Установив, что доверенность, выданная Рагимовой С.Р. на имя Бронниковой Е.А. не ограничивает ее полномочия по представлению интересов истца только по данному делу, суд приходит к выводу об отказе во взыскании расходов на оформление доверенности в размере <данные скрыты> руб. на основании п.2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации 21.01.2016 N 1, из которого следует, что расходы на оформление доверенности представителя могут быть признаны судебными издержками, если такая доверенность выдана для участия представителя в конкретном деле или конкретном судебном заседании по делу.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истцов Морозовой О.Н., Лифантьевой Е.А., Чирковой С.А., Коротаевой К.А., Рагимовой С.Р. подлежат взысканию расходы по уплате госпошлины в размере <данные скрыты> руб. в пользу каждого.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Морозовой О.Н., Лифантьевой Е.А., Чирковой С.А., Коротаевой К.А., Рагимовой С.Р., Куршева Е.А. к Министерству здравоохранения УР о признании незаконным отказа в предоставлении единовременной компенсационной выплаты, возложении обязанности заключить договор, – удовлетворить.
Признать решение Министерства здравоохранения Удмуртской Республики от <дата>. об отказе в заключении с Лифантьевой Е.А. договора в соответствии с п.3 ч.12.2 ст. 51 ФЗ от 29.11.2000г. №326-Ф3 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» незаконным.
Обязать Министерство здравоохранения Удмуртской Республики заключить с Лифантьевой Е.А. договор в соответствии с п.2 ст. 12.2 ст. 51 ФЗ от 29.11.2010г. №326-Ф3 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».
Признать решение Министерства здравоохранения Удмуртской Республики от <дата>. об отказе в заключении с Коротаевой К.А. договора в соответствии с п.3 ч.12.2 ст. 51 ФЗ от 29.11.2000г. №326-Ф3 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» незаконным.
Обязать Министерство здравоохранения Удмуртской Республики заключить с Коротаевой К.А. договор в соответствии с п.2 ст. 12.2 ст. 51 ФЗ от 29.11.2010г. №326-Ф3 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».
Признать решение Министерства здравоохранения Удмуртской Республики от <дата>. об отказе в заключении с Морозовой О.Н. договора в соответствии с п.3 ч.12.2 ст. 51 ФЗ от 29.11.2000г. №326-Ф3 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» незаконным.
Обязать Министерство здравоохранения Удмуртской Республики заключить с Морозовой О.Н. договор в соответствии с п.2 ст. 12.2 ст. 51 ФЗ от 29.11.2010г. №326-Ф3 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».
Признать решение Министерства здравоохранения Удмуртской Республики от <дата>. об отказе в заключении с Чирковой С.А. договора в соответствии с п.3 ч.12.2 ст. 51 ФЗ от 29.11.2000г. №326-Ф3 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» незаконным.
Обязать Министерство здравоохранения Удмуртской Республики заключить с Чирковой С.А. договор в соответствии с п.2 ст. 12.2 ст. 51 ФЗ от 29.11.2010г. №326-Ф3 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».
Признать решение Министерства здравоохранения Удмуртской Республики от <дата>. об отказе в заключении с Рагимовой С.Р. договора в соответствии с п.3 ч.12.2 ст. 51 ФЗ от 29.11.2000г. №326-Ф3 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» незаконным.
Обязать Министерство здравоохранения Удмуртской Республики заключить с Рагимовой С.Р. договор в соответствии с п.2 ст. 12.2 ст. 51 ФЗ от 29.11.2010г. №326-Ф3 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».
Обязать Министерство здравоохранения Удмуртской Республики заключить с Куршевым Е.А. договор в соответствии с п.2 ст. 12.2 ст. 51 ФЗ от 29.11.2010г. №326-Ф3 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».
Взыскать с Министерства здравоохранения УР в пользу Морозовой О.Н. расходы по оплате госпошлины в размере <данные скрыты> руб.
Взыскать с Министерства здравоохранения УР в пользу Лифантьевой Е.А. расходы по оплате госпошлины в размере <данные скрыты> руб.
Взыскать с Министерства здравоохранения УР в пользу Коротаевой К.А. расходы по оплате госпошлины в размере <данные скрыты> руб.
Взыскать с Министерства здравоохранения УР в пользу Чирковой С.А. расходы по оплате госпошлины в размере <данные скрыты> руб.
Взыскать с Министерства здравоохранения УР в пользу Рагимовой С.Р. расходы по оплате услуг представителя в размере <данные скрыты> руб., расходы по оплате госпошлины в размере <данные скрыты> руб.
В остальной части требований Рагимовой С.Р. к. отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики (через Первомайский суд г. Ижевска) в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено : <дата>.
Судья : М.А. Обухова