РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 сентября 2016 г.
(мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ)
Подольский городской суд <адрес>
в составе
судьи Николаева М.Н.
прокурора ФИО5
при секретаре Пьянкове С.Б.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Тычкова Владислава Ивановича, Тычковой Ирины Владиславовны, Тычковой Янины Васильевны к Участковой избирательной комиссии № одномандатного избирательного округа № о признании незаконным бездействия, обязании восстановить нарушенные права, устранить последствия допущенных нарушений
Установил
Тычков Владислав Иванович, Тычкова Ирина Владиславовна, Тычкова Янина Васильевна обратились в суд с административным иском к Участковой избирательной комиссии № одномандатного избирательного округа № о признании незаконным бездействия избирательной комиссии № по выборам депутатов в Совет депутатов <адрес> Подольск, состоявшихся ДД.ММ.ГГГГ выразившееся в неисполнении избирательной комиссией обязанностей, возложенных на нее положениями пунктов 6, 7 ст. <адрес> «О муниципальных выборах в <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ, определяющих полномочия комиссии при организации и проведении голосования в помещении для голосования в день голосования, признании незаконным бездействия избирательной комиссии № по выборам депутатов в Совет депутатов <адрес> Подольск, состоявшихся ДД.ММ.ГГГГ выразившееся в неисполнении избирательной комиссией обязанности, возложенной на нее положениями пункта 13 ст. <адрес> «О муниципальных выборах в <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ, определяющих полномочия комиссии при организации и проведении голосования в помещении для голосования в день голосования, обязать избирательную комиссию № восстановить нарушенные права, устранить последствия допущенных нарушений способами и в сроки установленные судом.
В обоснование своих требований административными истцами указано, что им стало известно ДД.ММ.ГГГГ от гражданина ФИО7, что в списках избирателей они значатся проголосовавшими на выборах ДД.ММ.ГГГГ, однако это не соответствует действительности, так как они на выборы не ходили, бюллетеней для голосования не получали. Истцы полагают, что избирательная комиссия не выполнила возложены на нее обязанностей в отношении лиц, проголосовавших за них. Последствием нарушения является внесение в Списки избирателей отметок об их голосовании, устанавливающей получение ими бюллетеней, но которые они не получали, а данные бюллетени учтены в итогах голосования.
Тычков Владислав Иванович, Тычкова Ирина Владиславовна, Тычкова Янина Васильевна в судебное заседание не явилась, о слушании дела извещены.
Представитель УИК № в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен.
Заинтересованное лицо, представитель Избирательной комиссии муниципального образования «городской округ Подольск» в судебном заседании возражал против административного иска.
Заинтересованное лицо ФИО8 в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен.
Заинтересованное лицо ФИО9 в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен.
Заинтересованное лицо Подольское местное отделении партии «Единая Россия» в судебное заседание не явился, о слушании дела извещены.
Заинтересованное лицо Подольское местное отделении партии «КПРФ» в судебное заседание не явился, о слушании дела извещены.
Заинтересованное лицо Подольское местное отделении партии «Справедливая Россия» в судебное заседание не явился, о слушании дела извещены.
Прокурор <адрес> в заключении полагал заявленные требования подлежащими отклонению.
Выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора, суд находит заявленные требования подлежащими отклонению.
В соответствии со ст. 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации избиратели, участники референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме.
Согласно п. 18 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избиратель - гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом.
Статьей 3 названного Федерального закона установлены принципы проведения в Российской Федерации выборов и референдума и согласно п. 1 указанной статьи, гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Пунктом 3 названной статьи предусмотрено, что участие гражданина Российской Федерации в выборах и референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.
В соответствии с п. 4 ст. 64 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» каждый избиратель, участник референдума голосует лично, голосование за других избирателей, участников референдума не допускается.
Пунктом 5 указанной статьи предусмотрено, что бюллетени выдаются избирателям, участникам референдума, включенным в список избирателей, участников референдума, по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а если избиратель, участник референдума голосует по открепительному удостоверению, - по предъявлении также открепительного удостоверения.
В силу п. 6 указанной статьи, при получении бюллетеня избиратель, участник референдума проставляет в списке избирателей, участников референдума серию и номер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. С согласия избирателя, участника референдума либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, могут быть внесены в список избирателей, участников референдума членом участковой комиссии с правом решающего голоса. Избиратель, участник референдума проверяет правильность произведенной записи и расписывается в соответствующей графе списка избирателей, участников референдума в получении бюллетеня. В случае голосования по открепительному удостоверению в списке избирателей, участников референдума делаются дополнительные отметки. В случае проведения голосования одновременно по нескольким бюллетеням избиратель, участник референдума расписывается за каждый бюллетень. Член участковой комиссии, выдавший избирателю, участнику референдума бюллетень (бюллетени), также расписывается в соответствующей графе списка избирателей, участников референдума.
В соответствии с п. 7 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О муниципальных выборах в <адрес>» при получении избирательного бюллетеня избиратель проставляет в списке избирателей серию и номер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. С согласия избирателя либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, могут быть внесены в список избирателей членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Избиратель проверяет правильность произведенной записи и расписывается в соответствующей графе списка избирателей в получении избирательного бюллетеня. В случае проведения голосования одновременно по нескольким избирательным бюллетеням избиратель расписывается за каждый избирательный бюллетень. Член участковой избирательной комиссии, выдавший избирателю бюллетень, также расписывается в соответствующей графе списка избирателей.
В соответствии с п. 13 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О муниципальных выборах в <адрес>» член участковой избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они нарушают законодательство Российской Федерации, законодательство <адрес> о выборах и факт такого нарушения установлен в судебном порядке. Исполнение соответствующего судебного решения обеспечивают правоохранительные органы. Правоохранительные органы также обеспечивают в соответствии с федеральными законами и законами <адрес> безопасность граждан и общественный порядок в помещении для голосования и на территории избирательного участка.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> проходили выборы Совета депутатов <адрес> Подольск первого созыва.
Тычков Владислав Иванович, Тычкова Ирина Владиславовна, Тычкова Янина Васильевна проживают по адресу: <адрес> включены в списки избирателей по УИК №.
Согласно списка избирателей по УИК № по выборам ДД.ММ.ГГГГ напротив фамилий административных истцов проставлены отметки о получении ими бюллетеней для голосования, указаны их паспортные данные, а также указана подпись члена комиссии, выдавшего им бюллетени для голосования.
Истцами указано, что они ДД.ММ.ГГГГ в голосовании участия не принимали, бюллетеней не получали.
На прошедших ДД.ММ.ГГГГ выборах в <адрес> Тычков Владислав Иванович, Тычкова Ирина Владиславовна, Тычкова Янина Васильевна являлись обладателями активного избирательного права, так как являлись избирателями.
Именно данные права как избирателей они и вправе защищать в суде.
Избирательные права избирателей, то есть лиц, обладающих активным избирательным правом, в день голосования состояли в самой возможности принять участие в голосовании.
Следовательно, о нарушении своих прав административные истцы должны были узнать именно ДД.ММ.ГГГГ.
Для защиты избирательных прав установлены ст. 240 КАС РФ сроки.
В силу ч. 1 ст. 240 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, административное исковое заявление о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда административному истцу стало известно или должно было стать известно о нарушении его избирательных прав или права на участие в референдуме, законодательства о выборах и референдумах.
В соответствии с ч. 10 указанной статьи, пропуск срока обращения в суд с административным исковым заявлением о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации без уважительных причин, а также невозможность восстановления пропущенного срока является основанием для отказа в удовлетворении указанного заявления.
О том, что их права нарушены, Тычков Владислав Иванович, Тычкова Ирина Владиславовна, Тычкова Янина Васильевна должны были узнать ДД.ММ.ГГГГ, то есть воспользовавшись своим правом на участие в выборах. Именно с этого дня подлежит исчислению срок для защиты ими своих избирательных прав по заявленным требованиям.
К моменту обращения административных истцов в суд с настоящим административным иском по почте ДД.ММ.ГГГГ сроки установленный ст. 240 КАС РФ многократно истекли.
Ссылки административных истцов о том, что о нарушении их прав им стало известно от зарегистрированного на указанных выборах кандидатом в депутаты Совета депутатов <адрес> Подольск ФИО9 ДД.ММ.ГГГГ, являются несостоятельными ввиду изложенного выше.
При таких обстоятельствах, административный иск подлежит отклонению в полном объеме ввиду пропуска срока на обращение в суд.
Руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 243 - 244, ч. 3 ст. 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Решил
Отказать в удовлетворении административного искового заявления Тычкова Владислава Ивановича, Тычковой Ирины Владиславовны, Тычковой Янины Васильевны к Участковой избирательной комиссии № одномандатного избирательного округа № о признании незаконным бездействия, обязании восстановить нарушенные права, устранить последствия допущенных нарушений.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Подольский городской суд в течение 5 дней.
Судья