Решение по делу № 33-946/2016 от 05.02.2016

Судья: Холмогорова Л.И.                                                       Дело № 33-946/16

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ    ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Якутск                                                                                    24 февраля 2016г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) в составе: председательствующего Ноевой В.В., судей Ивановой М.Н.,, Скакуна А.И.,

при секретаре Архиповой Ю.А.,

с участием представителей: истца- Ларионовой Г.М., Абрамовой М.Е., ответчика- Кострубова А.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя ответчика на решение Якутского городского суда РС (Я) от 23 декабря 2015г., которым по делу по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Саха (Якутия) к акционерному обществу «ВОДОКАНАЛ» о защите неопределенного круга потребителей,

постановлено:

Исковые требования Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Саха (Якутия) к акционерному обществу «Водоканал» удовлетворить.

Признать действия Открытого акционерного общества «Водоканал» по подаче питьевой воды не соответствующей требованиям СанПиП 2.1.4.1074-01. 2.1.4. «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» в период с 1 мая 2015 г. по 30.09.2015 года противоправными в отношении неопределенного круга потребителей г. Якутска.

Возложить на Открытое акционерное общество «Водоканал» обязанность прекратить противоправные действия путем приведения качества оказания услуг в соответствие с действующими СанПиН 2.1.4.1074-01. 2.1.1. «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы».

Обязать ответчика в срок не позднее 15 дней со дня вступления решения суда в законную силу довести до сведения потребителей решение суда через официальные средства массовой информации.

Заслушав доклад судьи Скакуна А.И., участников процесса, изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

Управление Роспотребнадзора по РС (Я) обратилось в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что с 01 мая 2015г. по 30 сентября 2015г. поступают жалобы граждан на некачественное питьевое холодное водоснабжение. Согласно протоколам лабораторных исследований вода в наружной системе водоснабжения имеет неблагоприятные органолептические свойства, что является нарушением п. 3.1 СанПин 2.1.4.1074-01 и не соответствует требованиям ГОСТ Р 51617-2000, по которому потребительские свойства и режим оказания услуг по предоставлению питьевой воды должны обеспечивать безопасность потребления в количестве, необходимом гражданам для бытового потребления. АО «Водоканал» является основной ресурсоснабжающей организацией по обеспечению населения города Якутска питьевой водой и обязана обеспечивать соответствие качества питьевой воды систем водоснабжения санитарно-эпидемиологическим требованиям. Потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества. Плата потребителя за предоставление услуги холодного водоснабжения поступает в АО «Водоканал».

Управление Роспотребнадзора по РС (Я) просит признать противоправными действия ответчика по подаче питьевой воды с 1 мая 2015 г. по 30.09.2015 года, не соответствующей требованиям СанПин в отношении неопределенною круга потребителей г. Якутска и возложить на ответчика обязанность прекратить противоправные действия путем приведения качества оказания услуг в соответствие с СанПин, обязать ответчика довести до сведения потребителей решение суда в случае удовлетворения иска.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель ответчика просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что органами исполнительной власти Республики Саха (Якутия) не созданы необходимые условия для организации подачи воды надлежащего качества. Тарифы АО «ВОДОКАНАЛ» не включают в себя расходы на содержание или строительство водоочистных сооружений, в связи с чем технические возможности для улучшения качества воды у ответчика отсутствуют. На период реализации плана мероприятий по приведению качества воды в соответствие с установленными требованиями допускается несоответствие качества воды предъявляемым к ней требованиям, что судом не учтено. Виновные действия со стороны ответчика отсутствуют, в связи с чем оснований для удовлетворения иска нет.

Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав участников процесса, приходит к следующему.

Статьями 41 и 42 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

В соответствии со ст. ст. 40 и 46 Закона РФ "О защите прав потребителей", уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий исполнителя в отношении неопределенного круга потребителей.

В соответствии со ст.18 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.

Согласно ст.19 Федерального закона от 30.03.1999г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

СанПиН 2.1.4.1074-01 установлено, что санитарные правила применяются в отношении воды, подаваемой системами водоснабжения и предназначенной для потребления населением в питьевых и бытовых целях (пункт 1.4).

Как следует из материалов дела, акционерное общество «Водоканал» осуществляет деятельность по централизованному снабжению населения города Якутска питьевой водой и, являясь основной ресурсоснабжающей организацией по обеспечению населения г. Якутска питьевой водой, не выполняет требование ГОСТ и СанПин к качеству поставляемой питьевой воды.

    Факты некачественного холодного водоснабжения подтверждаются протоколами лабораторных исследований: № ... от 09.06.2015г. № ... от 09.06.2015г, № ... от 09.06.2015г., № ... от 27.05.2015г. № ... от 27.05.2015г.. № ... от 09.06.2015г., № ... от 09.06.2015г, № ... от 09.06.2015г.№ ... от 09.06.2015г., № ... от 09.06.2015г., № ... от 25.06.2015г., № ... от 25.06.2015г. № ... от25.06.2015 г., № ... от 25.06.2015г.,№ ... от 01.07.2015г., № ... от 01.07.2015 г., № ...от 31.07.2015г., № ... от 31.07.2015г., № ... от 21.07.2015г., № ... от 05.08.2015г., № ... от 17.09.2015г., № ... от 17.09.2015г., № ... от 17.09.2015г.

Согласно приказу № ... от 21.04.2015г. Управления Роспотребнадзора по Республике Саха (Якутия) «Об усилении лабораторного контроля за качеством питьевой воды в паводковый период» разработан график утвержден план-график ежедневного отбора проб питьевой воды с 27.04.2015 года до улучшения показателей по город) Якутску в ежедневном режиме.

В приложении к приказу указаны мониторинговые точки отбора проб питьевой воды по г. Якутску: Водоузел № ... ..........; Водоузел № ... ..........; Водоузел № ... ..........; Водоузел № ... ..........; Водоузел № ... ..........у; Водоузел ..........; Водоузел п...........; Водоузел ..........с; Водоколонка г.Якутск уд...........; Водоколонка г..Якутск ..........; Водоколонка ..........; Водоколонка ..........; Водоколонка ..........; Водоколонка ..........; Водоколонка ..........; Водоколонка ..........; Водоколонка ..........; Водоколонка ..........; Водоколонка Мирнинская-Якутская; Фильтровально-насосная станция ...........

Исходя из протоколов лабораторных исследований №№ ... от 07.05.2015 г., № ... от 07.05.2015 г.,. № ... от 12.05.2015 г.. №№ ... от 15.05.2015 г., №№ ... от 15.05.2015 г., №№ ... от 15.05.2015 г... № ... от 22.05.2015 г., № ... от 20.05.2015 г.. № ... от 22.05.2015 г., №№ ... от 22.05.2015 г.., №№ ... от 28.05.2015 г., №№ ... от 28.05.2015 г., № ... от 01.06.2015 г.,. N№ ... от 03.06.2015 г., №№ ... от 03.03.2015 г.. №-№ ... от 04.06.2015 г.. №№ ... от 04.06.2015 г., №№ ... от 05.06.2015 г.. №№ ... от 05.06.2015 г.. № ... от 04.06.2015 г.,. N".№ ... от 05.06.2015 г., № ... от 15.06.2015 г., № ... от 15.06.2015 г.,. N«№ ... от 24.06.2015 г., №№ ... от 25.06.2015 г... N.№ ... от 08.07,2015г.,.N.№ ... от 31.08.2015 г., №№ ... от 03.09.2015 г., №№ ... от 17.09.2015 г., №№ ... от 17.09.2015 г.. № ... от 17.09.2015 г., №№ ... от 22.09.2015 г.. №№ ... от 22.09.2015 г., отобранных специалистами ФБУЗ Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Саха (Якутия) в присутствии представителей АО «Водоканал», установлено, что вода в наружной системе водоснабжения г. Якутска имеет неблагоприятные органолептические свойства, что является нарушением п. 3.1 СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода, Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», также не соответствует требованиям ГОСТ Р 51617-2000 «Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия», по которому потребительские свойства и режим оказания услуг по предоставлению питьевой воды должны обеспечивать безопасность потребления в количестве, необходимом потребителю для бытового потребления.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции признал факт подачи некачественной воды потребителям и нарушения ответчиком требований санитарно-эпидемиологического законодательства и нарушение прав граждан на охрану здоровья.

При таких обстоятельствах суд обоснованно удовлетворил исковые требования.

В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

Поскольку юридически значимые обстоятельства по делу определены правильно, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения не установлено, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного постановления.

Доводы жалобы не влекут отмену решения суда, поскольку они сводятся к иному толкованию и применению норм материального права, иному изложению обстоятельств дела и иной оценке доказательств.

Доводы жалобы о том, что органами исполнительной власти и местного самоуправления не созданы условия, необходимые для организации подачи воды надлежащего качества, тарифы АО «ВОДОКАНАЛ» не включают в себя расходы на содержание или строительство водоочистных сооружений, следовательно, нет связи между действиями ответчика и ненадлежащим качеством воды, отмену решения суда повлечь не могут.

В силу п.2 ст. 19 Федерального закона N 52-ФЗ юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Статьей 23 Федерального закона N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" установлено, что организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодною водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 7 настоящего Федерального закона (п.1).

Питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, считается соответствующей установленным требованиям в случае, если уровни показателей качества воды не превышают нормативов качества питьевой воды более чем на величину допустимой ошибки метода определения (п. 4).

Из дела видно, что питьевая вода подаваемая потребителям гор. Якутска по результатам санитарно-гигиенических исследований пробы холодной воды не соответствует Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.

        Так, при нормативе по цветности не более 20.0 град. - результаты исследований показывают до 110,0 -11 град.;

        при нормативе по мутности не более 1.5 мг/л - результаты исследований до 12.7+-2.5 мг/л.

        при нормативе по железу не более 0,3мг\лл - результаты исследований до 3,4+-0,5 мг/л.

        при нормативе по содержанию хлороформа 0.2 мг/г - результаты исследований доходят - до 0,39 мг\л.

    Доводы жалобы о том, что на период срока реализации плана мероприятий по приведению качества воды в соответствие с установленными требованиями допускается несоответствие качества воды предъявляемым к ней требованиям судебная коллегия находит несостоятельными.

Гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест, установлены Санитарными правилами СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем водоснабжения. Контроль качества", утвержденными постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 26 сентября 2001 года N 24. Пунктом 3.1 СанПиН 2.1.41074-01 предусмотрено, что питьевая вода должна быть безопасна в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь, благоприятные органолептические показатели.

Согласно п. 33 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. №354, потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащею качества.

Качество предоставляемых коммунальных услуг должно соответствовать требованиям, приведенным в приложении N I к Правилам, пунктом 2 которого установлено, что должно быть обеспечено постоянное соответствие состава и свойств холодной воды требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.1074-01). Отклонение состава и свойств холодной воды от требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании не допускается.

Согласно п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354) исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг;

Из представленного в материалы дела типового договора на услуги по холодному водоснабжению, заключаемою ответчиком с потребителями следует, что ответчик - исполнитель по названному договору обязан оказывать услуги установленного качества, своевременно принимать меры по устранению недостатков в процессе подачи воды.

Суду ответчик не представил доказательств того, что им, как стороной в договоре водоснабжения, приняты в исчерпывающем виде действия по улучшению качества воды. Доводы истца о том, что несмотря на отсутствие гидротехнического очистного сооружения, возможно принятие иных мер для улучшения качества воды, не опровергнуты.

В частности, контролировать качество воды, обеспечивая ее соответствие санитарным нормам возможно и путем использования современных способов обеззараживании питьевой воды перед подачей в разводящие сети г. Якутска, таких как: озонирование, обработка ультрафиолетом, ультразвуком, преаммонизации на водоочистных сооружениях и т.д., однако ответчиком никаких мер для замены хлорирования воды указанными выше современными методами не принимается.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам

определила:

Решение Якутского городского суда РС (Я) от 23 декабря 2015г., которым по делу по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Саха (Якутия) к акционерному обществу «ВОДОКАНАЛ» о защите неопределенного круга потребителей оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий                        Ноева В.В.

Судьи                                    Иванова М.Н.

                                        Скакун А.И.

33-946/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Управление Роспотребнадзора по РС(Я)
Ответчики
АО "Водоканал"
Другие
Министерство ЖКХ и энергетики РС(Я)
Суд
Верховный Суд Республики Саха (Якутия)
Судья
Скакун Александр Игнатьевич
Дело на странице суда
vs.jak.sudrf.ru
24.02.2016Судебное заседание
09.03.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.03.2016Передано в экспедицию
24.02.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее