Дело № 2-3315/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 ноября 2014 года
Серпуховский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Фетисовой И.С., при секретаре судебного заседания Астаховой М.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Миронова Р.В. к Министерству обороны РФ о признании права собственности,
УСТАНОВИЛ:
Миронов Р.В. обратился в суд с иском к Министерству обороны РФ и просил признать за ним право собственности в порядке приватизации на квартиру, расположенную по <адрес>.
Свои требования Миронов Р.В. мотивировал тем, что на основании решения Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ от <дата> <номер> ему было предоставлено жилое помещение в виде отдельной <...> квартиры общей площадью <...> на <...> этаже по <адрес>. на семью из двух человек: истца и его жену – Кузнецову Н.С. С истцом <дата> был заключен договор социального найма жилого помещения <номер> на указанную квартиру. Собственником спорного жилого помещения является Российская Федерация.
С <дата> Миронов Р.В. зарегистрирован в квартире, находящейся по <адрес>.
За реализацией своего права на приобретение в собственность квартиры по <адрес>, в порядке приватизации он письменно обратился в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, откуда был получен ответ, что право на приобретение в собственность занимаемого жилого помещения путем приватизации может быть реализовано в порядке гражданского судопроизводства.
Истец Миронов Р.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, об отложении судебного разбирательства не просил. К материалам дела приобщен письменный отзыв, из которого следует, что Министерство обороны Российской Федерации не наделено полномочиями по отчуждению имущества, находящегося в федеральной собственности, в собственность физических лиц.
Представитель третьего ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, об отложении судебного разбирательства не просил, возражений относительно заявленных требований не представил.
Третье лицо Кузнецова Н.С. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, возражений относительно заявленных требований не представила.
При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившихся лиц в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Суд, исследовав письменные материалы дела, находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Материалами дела установлено, что спорным является жилое помещение по <адрес>.
Решением Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ <номер> от <дата> Миронову Р.В. и совместно проживающим с ним членам семьи: супруге Кузнецовой Н.С. предоставлена отдельная <...> квартира общей площадью <...> по <адрес> (л.д.19).
<дата> между Департаментом жилищного обеспечения Министерства обороны РФ и Мироновым Р.В. заключен договор социального найма жилого помещения <номер> о предоставлении Миронову Р.В. и членам его семьи в бессрочное владение и пользование спорного жилого помещения (л.д.20-21).
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним спорная квартира находится в собственности Российской Федерации и оперативном управлении ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (л.д.27).
На спорную квартиру, расположенную по <адрес>, предоставлен технический паспорт (л.д.23-26).
Как усматривается из выписки из домовой книги в квартире по <адрес>, Миронов Р.В. зарегистрирован в указанной квартире с <дата> (л.д.29), согласно данным финансово-лицевого счета <номер> нанимателем указанного жилого помещения является Миронов Р.В. (л.д.30)
На обращение Миронова Р.В. о передаче жилого помещения в собственность Департаментом жилищного обеспечения Министерства обороны РФ дан ответ, что до передачи занимаемого истцом жилого помещения в муниципальную собственность его право на приобретение его в собственность путём приватизации может быть реализовано в порядке гражданского судопроизводства (л.д.22).
Кузнецова Н.С. отказалась от участия в приватизации квартиры, расположенной по <адрес> (л.д.37 - нотариально заверенный отказ от участия в приватизации). Как усматривается из выписки из домовой книги, Кузнецова Н.С. зарегистрирована по <адрес> (л.д.32).
Материалами дела подтверждается, что Миронов Р.В. при прохождении военной службы в Вооруженных Силах РФ раннее жильем не обеспечивался, безвозмездной финансовой помощи на строительство (приобретение) жилья, государственный жилищный сертификат не получал, ранее участия в приватизации жилых помещений не принимал (л.д.12-18, 33,34).
По данным Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество сведения о зарегистрированных за Мироновым Р.В. правах на недвижимое имущество отсутствуют (л.д.31, 35, 36).
В соответствии со ст. 217 ГК РФ, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
В ст.1 Закона «О приватизации жилищного фонда в РФ» закреплено, что приватизация жилья - бесплатная передача в собственность занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
Согласно ст.2 Закона «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
Положениями ст.6 Закона «О приватизации жилищного фонда в РФ» закреплено, что передача в собственность граждан жилых помещений осуществляется учреждением, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Ограничения по приватизации жилья, предоставленного гражданам по договорам социального найма после 1 марта 2005 года, отменены, в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 15.06.2006 N 6-П и Федеральным законом РФ от 11.06.2008 N 84-ФЗ "О внесении изменения в статью 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
Если государство устанавливает в законе право граждан на получение жилья в собственность, то оно обязано обеспечить и возможность реализации этого права.
В соответствии со ст.7 Закона «О приватизации жилищного фонда в РФ» передача жилья в собственность оформляется договором передачи, заключаемым с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. Решение вопроса о приватизации жилья должно приниматься в двухмесячный срок.
В силу ст.8 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
Согласно ст. 11 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" несовершеннолетние, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде после достижения ими совершеннолетия.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства РФ от 29.12.2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" функции по управлению федеральным имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляет именно Министерство обороны РФ
Согласно подпункту «о» пункта 2 указанного Постановления Правительства РФ от 29.12.2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" именно Министерство обороны РФ, в лице подведомственных Министерству обороны РФ организаций, предоставляет военнослужащим жилые помещения.
Аналогичные нормы содержатся и в Положении о Министерстве обороны РФ, утвержденном Указом Президента РФ от 16.08.2004 года N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации".
Согласно пункту 1 указанного Положения именно Министерство обороны РФ является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил РФ и подведомственных Министерству обороны РФ организаций.
В соответствии с подпунктом 43 пункта 7 указанного Положения Министерство обороны РФ реализует меры правовой и социальной защиты военнослужащих, уволенных с военной службы, а также членов их семей в случаях, предусмотренных законодательством РФ.
Как указано в подпункте 68 пункта 7 вышеназванного Положения Министерство обороны РФ осуществляет управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным за Министерством обороны РФ, в соответствии с его назначением.
Разрешая спор, суд, руководствуется положениями Закона РФ "О статусе военнослужащих", Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ", исходя из установленных по делу фактических обстоятельств, приходит к выводу о том, что истцы имеют право приобрести спорное жилое помещение в собственность при наличии волеизъявления в порядке, предусмотренном Законом "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
По смыслу закона право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права. В том случае, если по каким-либо причинам жилые помещения не переданы и невозможно воспользоваться правом на приобретение в собственность принадлежащего им по договору социального найма жилого помещения, то существенно нарушается положение статьи 35 Конституции РФ и статьи 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
В соответствии со ст.7 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" порядок оформления передачи жилья обязателен как для граждан, так и должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилом фонде в собственность граждан.
Государство установившее в законе право граждан на получение жилья в собственность, обязано обеспечить и возможность реализации этого права.
Если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, то он вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.
Материальным основанием для приватизации гражданином жилых помещений государственного жилищного фонда является занятие этих помещений на условиях социального найма
Таким образом, судом установлено, что спорное жилое помещение – квартира по <адрес>, предоставлена истцу в установленном законом порядке по договору социального найма, истец зарегистрирован и проживает в спорном жилом помещении, однако, из-за уклонения ответчика от передачи квартиры в собственность граждан, отсутствия регламентированной процедуры передачи жилья в собственность военнослужащим, истец в свою очередь не может реализовать свое право на приватизацию. Указанные обстоятельства не могут быть положены в обоснование отказа в иске, так как право истца не может быть нарушено из-за допущенных упущений со стороны ответчика.
В связи с тем, что истец изъявил желание на приватизацию жилого помещения, ранее не использовал свое право на бесплатную приватизацию другого жилого помещения, суд считает требования истца основанными на законе и подлежащими удовлетворению.
Решение суда является основанием для государственной регистрации права собственности истца на спорное жилое помещение, и внесения записи о государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним и прекращения права собственности Российской Федерации и права оперативного управления ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Признать за Мироновым Р.В. право собственности в порядке приватизации на квартиру, расположенную по <адрес>.
Настоящее решение суда является основанием для регистрации права собственности Миронова Р.В. и прекращения права собственности Российской Федерации и права оперативного управления ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ на квартиру, расположенную по <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: И.С.Фетисова
Мотивированное решение составлено 24 ноября 2014 года.