Решение по делу № 2а-3617/2016 от 19.10.2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 ноября 2016 года город Ноябрьск, ЯНАО

Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи Русиной Л.Г.,

при секретаре Зевахиной И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ноябрьского городского департамента по имуществу Администрации города Ноябрьск к Главному Управлению МЧС России по ЯНАО Отделу надзорной деятельности и профилактической работы по муниципальному образованию город Ноябрьск о признании незаконным предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Ноябрьский городской департамент по имуществу Администрации города Ноябрьск (далее – НГДИ) обратился в суд с административным иском к ГУ МЧС России по ЯНАО Отделу надзорной деятельности и профилактической работы по МО г. Ноябрьск о признании незаконным предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности. В обосновании своих доводов административный истец указал, что по результатам проведенной в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ внеплановой выездной проверки объекта защиты (<адрес>) государственным инспектором г. Ноябрьска по пожарному надзору - старшим инспектором отдела надзорной деятельности и профилактической работы по МО г. Ноябрьск ГУ МЧС России по ЯНАО Сиднёвым Т.Ю. (далее - государственный инспектор) ДД.ММ.ГГГГ в отношении НГДИ были составлены Акт проверки и Предписание , которыми в действиях НГДИ выявлен ряд нарушений в области пожарной безопасности.

С выявленными нарушениями НГДИ не согласен.

Указывает, что по нарушениям за НГДИ не является субъектом административного правонарушения, поскольку МО г. Ноябрьск и НГДИ не являются пользователями нежилых помещений объекта защиты.

По нарушениям и ответственность солидарно должна лежать на всех собственниках нежилых помещений объекта защиты, поскольку система вентиляции (в том числе противодымная), а также лестничная клетка для сообщения между цокольным и первым этажом входят в состав общего имущества здания

По нарушению государственным инспектором неправомерно применен свод правил СП 7.13130 «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности», так как указанный свод правил утвержден и введен в действие в ДД.ММ.ГГГГ, а объект защиты построен и введен в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ.

Считает, что вынесенное предписание нарушает права и законные интересы НГДИ, необоснованно возлагает на него обязанность по монтажу противодымной вентиляции, устранению неисправностей системы вентиляции и других выявленных нарушений, влечет дополнительные значительные расходы средств местного бюджета, в связи с чем, просит вышеназванное предписание признать незаконным.

В судебное заседание представитель административного истца не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, просил рассмотреть административный иск без участия НГДИ, на исковых требованиях настаивает.

Представитель административного ответчика старший инспектор ОНД иПР по МО г.Ноябрьск УНДиПР ГУ МЧС России по ЯНАО Сиднев Т.Ю. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, просил рассмотреть административный иск без его участия, исковые требования не признает в полном объеме.

Исследовав материалы дела, представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Судом установлено:

По результатам проведенной в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ внеплановой выездной проверки объекта защиты (здание по адресу: <адрес>) государственным инспектором <адрес> по пожарному надзору - старшим инспектором отдела надзорной деятельности и профилактической работы по МО г. Ноябрьск ГУ МЧС России по ЯНАО Сиднёвым Т.Ю. в отношении административного истца были составлены Акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ (...) и Предписание от ДД.ММ.ГГГГ ...

Акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ административным истцом не оспорен, на основании части 1 статьи 178 КАС РФ дело рассматривается в пределах заявленных требований.

В оспариваемом Предписании государственным инспектором указано 7 пунктов выявленных им нарушений, а именно:

Пункт : привести в срок до ДД.ММ.ГГГГ находящуюся в неисправном состоянии систему вентиляции (в том числе противодымную) объекта защиты в исправное состояние путем реконструкции или монтажа новых систем с учетом проектной (исполнительной) документации, предусмотрев устройство противопожарных клапанов в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности, а также автоматическое отключение при пожаре систем общеобменной вентиляции, кондиционирования воздуха и воздушного отопления, а также закрытие противопожарных нормально открытых клапанов (нарушение требований ч. 2 ст. 1, ст. 4 ч. 1 ст. 6, ст. 56, ст. 85, ст. 138 ФЗ-123 от ДД.ММ.ГГГГ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - ФЗ-123), п. 61 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 (далее - Правила противопожарного режима), п. 6.10 СП 7.13130.2013);

Пункт № 2: в коридорах цокольного этажа смонтировать в срок до ДД.ММ.ГГГГ противодымную вентиляцию (нарушение требований ч. 2 ст. 1, ст. 4 ч. 1 ст. 6, ст. 56, ст. 85, ст. 138 ФЗ-123, п.п. «в» п. 7.2 СП 7.13130.2013, п.п «б» п. 8.2 СНиП 41-01-2003);

Пункт № 3: организовать в срок до ДД.ММ.ГГГГ проверку состояния огнезащитного покрытия воздуховодов систем вентиляции цокольного этажа (нарушение требований п. 21 Правил противопожарного режима);

Пункт № 4: устранить в срок до ДД.ММ.ГГГГ повреждения огнезащитного покрытия воздуховодов систем вентиляции цокольного этажа (нарушение требований ч. 2 ст. 1, ст. 4 ч. 1 ст. 6, ст. 138, ч. 1 ст. 151 ФЗ-123, п. 21 Правил противопожарного режима, п. 7.11.8 СНиП 41-01-2003, п. 6.17 СП 7.13130.2013);

Пункт № 5: в помещениях цокольного этажа в местах пересечения противопожарных преград инженерными коммуникациями образовавшиеся отверстия (зазоры) в срок до ДД.ММ.ГГГГ заделать строительными растворами или другими негорючими материалами, обеспечивающими необходимый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость (нарушение требований п. 22 Правил противопожарного режима);

Пункт № 6: оградить в срок до ДД.ММ.ГГГГ лестничную клетку для сообщения между цокольным и первым этажом противопожарными перегородками 1-го типа с устройством тамбур-шлюза с подачей воздуха при пожаре (нарушение требований ч. 2 ст. 1, ст. 4 ч. 1 ст. 6, ч. 19 ст. 88, ч.1 ст. 151 ФЗ-123, п. 4.18 СП 4.13130.2013, п. 7.23 СНиП 21-01-97);

Пункт № 7: привести в срок до ДД.ММ.ГГГГ в работоспособное состояние установки газового пожаротушения, смонтированные в помещениях городского архива (нарушение требований ст. 83, ст. 104 ФЗ-123);

Зафиксированные нарушения Правил противопожарного режима не оспариваются административным истцом.

Оспаривая Предписание в пунктах , , и административный истец, ссылаясь на пункты 2, 21, 22 Правил, указывает, что устранение нарушений, выявленных в данных пунктах, должна быть возложена не на организацию, а непосредственно на руководителя организации (индивидуального предпринимателя), в пользовании которого находятся объекты защиты и каким административный истец не является.

С данными доводами нельзя согласиться по следующим основаниям. Так, в силу статьи 3 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ (в ред. от 23.06.2016) "О пожарной безопасности" основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом, в силу ст. 6 указанного Закона должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в том числе, выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты.

Права и обязанности организаций в области пожарной безопасности предусмотрены в статье 37 ФЗ "О пожарной безопасности", где в области пожарной безопасности законодателем определен перечень прав и обязанностей именно в отношении руководителей организаций.

Учитывая совокупность названных норм, государственный инспектор обоснованно выдал предписание в отношении НГДИ, как организации обязанной исполнять требования статьи 37 ФЗ "О пожарной безопасности".

Согласно ст. 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.

Согласно разделу 2, 6 Положения о Ноябрьском городском департаменте по имуществу Администрации города Ноябрьска – Департамент является самостоятельным структурным подразделением Администрации города Ноябрьска, обеспечивающим реализацию полномочий муниципального образования город Ноябрьск, в следующих сферах деятельности управление и распоряжение муниципальным имуществом, принадлежащими муниципальному образованию город Ноябрьск на праве собственности, в пределах своей компетенции; обеспечивает защиту имущественных прав и представление интересов муниципального образования город Ноябрьск в судебных, правоохранительных и иных органах в пределах своей компетенции при решении вопросов приватизации, управления и распоряжения объектами муниципальной собственности, предоставления жилых помещений и социальных выплат.

Поскольку НГДИ управляет и распоряжается муниципальным имуществом в пределах своей компетенции, то именно НГДИ несет ответственность за нарушения правил пожарной безопасности в зданиях, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.

В силу ст. 210 Гражданского кодекса РФ именно собственник помещения несет бремя его содержания, следовательно, передача имущества другому лицу не освобождает собственника от обязанности по его содержанию такого имущества. Таким образом, то обстоятельство, что здание по <адрес> имеет других пользователей данного объекта защиты не может повлиять на обязанность НГДИ соблюдать требования пожарной безопасности.

Оспаривая Предписание в пунктах и административный истец указывает, что помимо муниципального образования г. Ноябрьск, собственником объекта защиты также является и субъект Российской Федерации Ямало-Ненецкий автономный округ, в связи с чем, полагает, что ответственность за содержание и эксплуатацию здания лежит на всех его собственниках.

Действительно, судом установлено и из материалов дела следует, что собственником нежилых помещений вышеназванного объекта защиты являются как муниципальное образование город Ноябрьск (общая площадь нежилых помещений кв.м.), так и субъект Российской Федерации Ямало-Ненецкий автономный округ (общая площадь нежилых помещений .м.) (...

Система вентиляции (в том числе противодымная), а также лестничная клетка для сообщения между цокольным и первым этажом, входят в состав общего имущества здания, что следует из Распоряжения Администрации МО <адрес> № Р-565 от ДД.ММ.ГГГГ (Приложение № 1) ... и пункта 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 64 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания".

Отношения собственников помещений, расположенных в нежилом здании, возникающие по поводу общего имущества в таком здании, прямо законом не урегулированы. Поэтому в соответствии с пунктом 1 статьи 6 ГК РФ к указанным отношениям подлежат применению нормы законодательства, регулирующие сходные отношения, в частности статьи 249, 289, 290 ГК РФ. В силу изложенного собственнику отдельного помещения в здании во всех случаях принадлежит доля в праве общей собственности на общее имущество здания (абзацы 3, 4 пункта 1 вышеназванного Постановления Пленума ВАС РФ № 64).

Таким образом, при наличии выявленных нарушений пожарной безопасности указанные обстоятельства, также как и отсутствие соглашения о содержании общего имущества со втором собственником, не могут повлиять на обязанность административного истца соблюдать данные Правила и в отношении вышеперечисленного общего имущества объекта защиты.

Оспаривая Предписание в пункте № 2, административный истец указывает на отсутствие у него нарушений пункта 8.2 Свода правил СП 7.13130 «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности», так как при строительстве объекта защиты в 2004 году были соблюдены все существующие на тот момент времени строительные нормы и правила, а требования указанного Свода Правил на эксплуатацию уже существующих зданий не распространяются.

Действительно, Приказ "Об утверждении свода правил СП 7.13130 "Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности" (далее – Свод Правил) издан МЧС России ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно пункту 1.1. настоящий свод правил применяется при проектировании и монтаже систем отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха, противодымной вентиляции вновь строящихся и реконструируемых зданий и сооружений, коим здание по <адрес> не является. Соответственно, в этой части предписания указание государственного инспектора на нарушение пункта 8.2 Свода правил незаконно.

Вместе с тем, обязанность административного истца смонтировать противодымную вентиляцию в коридорах цокольного этажа вышеназванного здания, предусмотрена как требованиями Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (ч. 2 ст. 1, ст. 4 ч. 1 ст. 6, ст. 56, ст. 85, ст. 138), так и требованиями пункта 8.2 СНиП 41-01-2003, которые были приняты и введены в действие с 01.01.2004 Постановлением Госстроя России от 26 июня 2003 № 115 (принятого взамен СНиП 2.04.05-91 от 28 ноября 1991 года).

Согласно п. 8.1 СНиП 41-01-2003 системы приточно-вытяжной противодымной вентиляции зданий (далее - противодымной вентиляции) следует предусматривать для обеспечения безопасной эвакуации людей из здания при пожаре, возникшем в одном из помещений. Системы противодымной вентиляции должны быть автономными для каждого пожарного отсека. Согласно п. 8.2 СНиП 41-01-2003 системы вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения при пожаре следует предусматривать, в том числе, из коридоров (туннелей) подвальных и цокольных этажей без естественного освещения их световыми проемами в наружных ограждениях (далее - без естественного освещения) жилых, общественных, административно-бытовых, производственных и многофункциональных зданий при выходах в эти коридоры из помещений, предназначенных для постоянного пребывания людей (независимо от количества людей в этих помещениях).

Таким образом, требования истца подлежат частичному удовлетворению. Срок для обжалования оспариваемых решений должностного лица истцом не пропущен.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Ноябрьского городского департамента по имуществу Администрации города удовлетворить частично.

Исключить из пункта 2 Предписания от ДД.ММ.ГГГГ по устранению нарушений требований пожарной безопасности, вынесенного в адрес Ноябрьского городского департамента по имуществу Администрации города Ноябрьск, указания на нарушение пункта 8.2 Свода правил СП 7.13130 «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности».

В остальной части административного иска – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ямало-Ненецкого автономного округа через Ноябрьский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Русина Л.Г.

2а-3617/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
НГДИ
Ответчики
ГУ МЧС России по ЯНАО
Суд
Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа
Дело на странице суда
noyabrsky.ynao.sudrf.ru
19.10.2016[Адм.] Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
20.10.2016[Адм.] Передача материалов судье
20.10.2016[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.10.2016[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.11.2016[Адм.] Судебное заседание
14.11.2016[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.11.2016[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.01.2017[Адм.] Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее