Административное дело № 2а-965\2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 июля 2016 года Краснодарский край, г. Апшеронск
Апшеронский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Бахмутова А.В.
при секретаре судебного заседания Орловой О.А.
с участием сторон:
старшего помощника прокурора Апшеронского района Краснодарского края Зайцева Г.В.
с участием представителя административного ответчика главы администрации Тверского сельского поселения Апшеронского района Краснодарского края Гончарова С.О.,
представителей заинтересованного лица ОМВД по Апшеронскому району Самсоновой Т.А., Алексеенко А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Апшеронского районного суда Краснодарского края административное дело по иску прокурора Апшеронского района Краснодарского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Тверского сельского поселения Апшеронского района Краснодарского края о признании бездействия и обязании обеспечить разработку, согласование и утверждение проекта организации дорожного движения,
УСТАНОВИЛ:
27.06.2016 года прокурор Апшеронского района Краснодарского края, действуя в защиту неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Тверского сельского поселения Апшеронского района Краснодарского края о признании незаконным бездействия по непринятию мер к надлежащей организации дорожного движения и понуждении обязать административного ответчика разработать проект организации дорожного движения на территории Тверского сельского поселения Апшеронского района Краснодарского края.
В обоснование иска указано, что в результате проведенной прокуратурой Апшеронского района проверки исполнения законодательства в сфере дорожной деятельности установлено, что в границах Тверского сельского поселения Апшеронского района Краснодарского края отсутствует проект организации дорожного движения. Поскольку указанные дороги расположены в границах муниципального образования, обязанность по оформлению названных документов лежит на администрации Тверского сельского поселения, однако ею не исполняется. Просит признать бездействие административного ответчика в данной части незаконным и обязать административного ответчика принять меры по разработке проекта организации дорожного движения на территории Тверского сельского поселения Апшеронского района Краснодарского края.
В судебном заседании участвующий в деле старший помощник прокурор Зайцев Г.В. доводы заявления поддержал, требования к административному ответчику уточнил в части срока для устранения допущенных нарушений, который ходатайствовал установить по истечении трех месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
Представитель администрации Тверского сельского поселения Апшеронского района Гончаров С.О. в судебном заседании административной иск прокурора признал в части, указал, что с даты получения представления прокурора (29.01.2016года) им были как главой поселения предприняты мероприятия по устранению нарушений, а именно: 20.05.2016 года заключен контракт с ООО «ЭнергоАудит», предметом которого является выполнением работы по разработке схемы организации дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования на территории Тверского сельского поселения. Таким образом, до обращения прокурора с иском в суд орган местного самоуправления, частично предпринял действия на устранение нарушения, являющегося предметом иска. Поскольку в настоящее время проект организации дорожного движения на территории Тверского сельского поселения Апшеронского района Краснодарского края не разработан, не возражал против удовлетворения иска прокурора в данной части. Срок, установленный прокурором Зайцевым Г.В., для устранения нарушений организации в организации дорожного движения и разработки проекта посчитал разумным.
Представители заинтересованного лица - ОМВД по Апшеронскому район Самсонова Т.А., Алексеенко А.В. в судебное заседания явились, иск прокурора посчитали обоснованным.
Заслушав административного истца, представителя административного ответчика, представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу пункта 8 статьи 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 28.11.2015 N 357-ФЗ) (далее по тексту Федеральный закон №257-ФЗ от 08.11.2007 года), к собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения сельского поселения может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района, если законом субъекта Российской Федерации вопрос осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения не отнесен к числу полномочий, закрепленных за сельским поселением. (пункт 9 статьи 5 в редакции Федерального закона от 28.11.2015 N 357-ФЗ).
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Законом Краснодарского края от 5 ноября 2014 года N 3039-КЗ « О закреплении за сельскими поселениями Краснодарского края вопросов местного значения» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесены к ведению органов местного самоуправления сельских поселений Краснодарского края.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Апшеронского района в рамках надзора за исполнением законодательства в сфере безопасности дорожного движения проведена проверка соблюдения администрацией Тверского сельского поселения указанного законодательства, в ходе которой установлено, что администрацией Тверского сельского поселения проект организации дорожного движения на территории поселения не разработан. Указанный факт подтвержден представлением начальника ОГИБДД ОМВД России по Апшеронскому району СЮА от 29.01.2016 года, а так же ходатайством указанного должностного лица, направленного в адрес прокурора Апшеронского района от 08.06.2016 года, о необходимости принятия в данном вопросе мер прокурорского реагирования.
Согласно статье 22 Федерального закона N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации техническими регламентами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.
Как предусмотрено статьей 21 Федерального закона N 196-ФЗ мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог. Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке.
Целью разработки проекта организации дорожного движения является оптимизация методов организации дорожного движения на автомобильной дороге или отдельных ее участках для повышения пропускной способности и безопасности движения транспортных средств и пешеходов.
В соответствии с пунктом 1 раздела 1 "Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог", утвержденной Приказом Минтранса РФ от 16 ноября 2012 года N 402, Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог распространяется на автомобильные дороги, расположенные на территории Российской Федерации.
Согласно подпункту 1 пункта 9 Классификации разработка проектов организации дорожного движения отнесена к прочим работам по содержанию автомобильных дорог.
В рамках определенных федеральным законодательством полномочий совместным письмом МВД России от 02.08.2006 N 13/6-3853 и Федерального дорожного агентства от 07.08.2006 N 01-29/5313 утвержден Порядок разработки и утверждения проектов организации дорожного движения на автомобильных дорогах, который устанавливает основные требования к содержанию проекта организации дорожного движения, дислокации дорожных знаков и разметки.
Пунктом 1.4 данного Порядка заказчиком проектов организации дорожного движения для муниципальных автомобильных дорог определены органы исполнительной власти местного самоуправления, уполномоченные управлять этими дорогами.
На основании изложенного проект организации дорожного движения (далее - ПОДД) разрабатывается и утверждается в установленном порядке на основании п. 2 ст. 21 и п. 1 ст. 22 ФЗ "О безопасности дорожного движения" и подп. 1 п. 9 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог", утвержденной Приказом Министерства транспорта РФ от 16 ноября 2012 года N 402.
Необходимость разработки, согласования и утверждения ПОДД вытекает также из содержания п. 15 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 года N 1090 "О правилах дорожного движения".
Постановлением Госстандарта от 11 октября 1993 года N 221 утвержден ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", который устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения.
Рекомендательный характер настоящего стандарта и отсутствие установленных нормативными правовыми актами сроков разработки ПОДД не освобождает административного ответчика от исполнения возложенной на него законом обязанности организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечения безопасности дорожного движения на них (включающих в себя и изготовление ПОДД).
Вместе с тем, до настоящего времени ПОДД в Тверском сельском поселении Апшеронского района не разработан, не согласован и не утвержден.
С учетом изложенного, отсутствие вышеуказанного проекта нарушает права неопределенного круга лиц на безопасность движения транспортных средств и пешеходов.
Требования административного истца о возложении на администрацию Тверского сельского поселения обязанности разработать проект организации дорожного движения на территории Тверского сельского поселения Апшеронского района Краснодарского края подлежат удовлетворению.
Согласно положения п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Срок для разработки проекта организации дорожного движения в течение трех месяцев с даты вступления решения суда в законную силу с учетом конкретных обстоятельств дела является разумным и справедливым.
Для признания незаконным решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления необходимо одновременно наличие двух условий: несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Учитывая, что до обращения прокурора с иском в суд (27.06.2016 года) административным ответчиком были предприняты управленческие решения, направленные на частичное устранение нарушения действующего законодательства в сфере безопасности дорожного движения, а именно: ответчиком был заключен контракт № СОДД-129-05 от 20.05.2016 года с ООО «ЭнергоАудит» на выполнение работ по разработке проекта организации дорожного движения, суд не усматривает бездействия административного ответчика в данной части, в связи с чем иск прокурора в части признания незаконным бездействия административного ответчика удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 227, 179-180 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.