ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
судья Тумурова А.А.
дело № 33а-619
поступило 16 января 2017 года
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
01 марта 2017 года г. Улан-Удэ
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РБ в составе: председательствующего судьи Булгытовой С.В.
судей Казанцевой Т.Б., Тубденовой Ж.В.
при секретаре Федоровой Ю.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Бурбанова О.М. к Управлению Росреестра по РБ об оспаривании отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок по апелляционной жалобе Бурбанова О.М. на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 23 ноября 2016 года, которым в удовлетворении административного иска отказано.
Заслушав доклад судьи Булгытовой С.В., объяснения Бурбанова О.М., представителя Управления Росреестра по РБ Эрдынеевой Э.Л., представителя Администрации МО СП «Гурульбинское» Сидинкина А.П., ознакомившись с апелляционной жалобой и материалами дела, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
1. Бурбанов О.М. просил суд признать незаконным отказ Управления Росреестра по РБ от 12 августа 2016 года в регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <...>.
Требования мотивированы тем, что Бурбанов обратился в Управление Росреестра по РБ с заявлением о регистрации права собственности на указанный земельный участок, однако получил отказ по мотиву, что земельный участок относится к землям сельскохозяйственных угодий и не может использоваться для ведения садоводства с правом строительства жилых домов.
Бурбанов не согласен с отказом, ссылаясь на то, что земельный участок не входит в состав сельскохозяйственных угодий.
Управление Росреестра по РБ административный иск не признало.
Районный суд отказал в удовлетворении административного иска.
Бурбанов в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
В заседании суда апелляционной инстанции Бурбанов поддержал доводы жалобы, представитель административного ответчика возражала против отмены решения, представитель заинтересованного лица администрации МО СП «Гурульбинское» согласился с доводами жалобы.
2. Судебная коллегия находит, что решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении иска.
Из материалов дела видно следующее.
В марте 2016 года Бурбанов обратился в Управление Росреестра по РБ с заявлением о регистрации права собственности на земельный участок по адресу: <...>, кадастровый номер ...
Бурбанов представил в регистрирующий орган договор купли-продажи земельного участка, заключенный 14 марта 2016 года между МО СП «Гурульбинское» и Бурбановым. Согласно договору МО СП «Гурульбинское» продало Бурбанову земельный участок с разрешенным использованием для размещения садоводческого некоммерческого товарищества с правом строительства жилого дома, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения.
Также Бурбанов представил постановление МО СП «Гурульбинское» № 775 от 25 июля 2016 года о предоставлении земельных участков в собственность за плату членам СНТ «Аргада».
Отказывая в регистрации права, Управление Росреестра по РБ сослалось на то, что земельный участок входит в состав сельскохозяйственных угодий, поэтому не может использоваться для ведения садоводства, размещения садоводческого некоммерческого товарищества с правом строительства жилых домов.
Районный суд признал действия Управления Росреестра по РБ правомерными и отказал в удовлетворении иска.
Решение суда нельзя признать правильным, поскольку тот факт, что земельный участок относится к сельскохозяйственным угодьям, достоверно не доказан.
На момент рассмотрения заявления Бурбанова Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» предусматривал в пунктах 13 и 14 части 2 статьи 7, что если объектом недвижимости является земельный участок, в государственный кадастр недвижимости вносятся такие сведения об объекте недвижимости как категория земель, к которой отнесен земельный участок, и разрешенное использование.
Часть 4 статьи 14 данного Федерального закона предусматривала, что кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую уникальные характеристики объекта недвижимости, а также в зависимости от вида объекта недвижимости иные предусмотренные данным Федеральным законом сведения об объекте недвижимости.
В кадастровом паспорте спорного земельного участка указана категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для размещения садоводческого некоммерческого товарищества с правом строительства жилых домов.
В постановлении главы МО СП «Гурульбинское» от 25 июля 2016 года № 775 о предоставлении земельных участков указано, что земельные участки в СНТ «Аргада» относятся к землям сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – ведение садоводства.
Ранее, 28 мая 2013 года, между администрацией МО «Иволгинский район» и СНТ «Аргада» был заключен договор аренды земельного участка площадью 80055 кв.м. В состав земельного участка входил и спорный земельный участок. В договоре аренды указано, что разрешенное использование земельного участка – для размещения садоводческого некоммерческого товарищества с правом строительства жилых домов. Этот договор прошел государственную регистрацию в июне 2014 года.
При наличии таких сведений о разрешенном использовании земельного участка оснований для отказа в государственной регистрации права собственности на участок не имеется.
Ссылки суда и административного ответчика на то, что расположение земельного участка в сельскохозяйственных угодьях подтверждается сведениями из Государственного фонда данных, нельзя принять во внимание.
Согласно статье 24 Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, формируется на основе сбора, обработки, учета, хранения и распространения документированной информации о проведении землеустройства. Порядок создания и ведения государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, а также порядок их использования определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с Положением о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 514, документы фонда данных используются для обеспечения землеустроительной документацией органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», которая действовала на момент рассмотрения заявления Бурбанова о государственной регистрации, государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с данным Федеральным законом недвижимом имуществе.
Часть 3 данной статьи в той же редакции предусматривала, что государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В пункте 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в редакции, действовавшей до 01 января 2017 года, указано, что права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав.
Из содержания данной статьи (в указанной редакции) следует, что записи об объектах недвижимого имущества вносятся в ЕГРП с использованием сведений о характеристиках объекта недвижимого имущества, содержащихся в государственном кадастре недвижимости.
Приведенные правовые нормы показывают, что при государственной регистрации прав на недвижимое имущество во внимание должны приниматься сведения об объекте недвижимости, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости.
В государственном кадастре недвижимости нет сведений о том, что спорный земельный участок относится к сельскохозяйственным угодьям, поэтому отказ регистрирующего органа в регистрации прав Бурбанова на земельный участок нельзя признать правомерным.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 23 ноября 2016 года по административному иску Бурбанова О.М. к Управлению Росреестра по РБ об оспаривании отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок отменить.
Принять новое решение об удовлетворении административного иска.
Признать отказ Управления Росреестра по РБ от 12 августа 2016 года в государственной регистрации права незаконным, обязать Управление Росреестра по РБ зарегистрировать право собственности на земельный участок по адресу: <...> кадастровый номер ... за Бурбановым О.М..
Председательствующий
Судьи