Решение по делу № 21-374/2016 от 04.08.2016

Судья Анисимов А.П.

№ 21-374/2016

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РЕШЕНИЕ

17.08.2016

г. Петрозаводск

Судья Верховного Суда Республики Карелия Щепалов С.В., рассмотрев жалобу казенного учреждения Республики Карелия "Управление автомобильных дорог Республики Карелия" на постановление начальника ОГИБДД ОМВД России по Олонецкому району от 14.06.2016, решение судьи Олонецкого районного суда Республики Карелия от 18.07.2016 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.34 КоАП РФ, в отношении казенного учреждения Республики Карелия "Управление автомобильных дорог Республики Карелия",

установил:

постановлением начальника ОГИБДД ОМВД России по Олонецкому району от 14.06.2016 КУ РК "Управтодор РК" (далее - Учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150000 руб.

Решением судьи Олонецкого районного суда Республики Карелия от 18.07.2016 постановление по делу оставлено без изменения, жалоба Учреждения - без удовлетворения.

С такими постановлением и решением не согласно Учреждение, в поданной жалобе просит их отменить и прекратить производство по делу. Указывает, что требования безопасности к автомобильным дорогам и дорожным сооружениям на них при их эксплуатации установлены п. 13 ст. 3 ТР ТС 014/2011, согласно которому выполнение мероприятий по оборудованию автомобильных дорог при их эксплуатации стационарным электрическим освещением, дорожными ограждениями, тротуарами на участках автомобильных дорог, проходящих через населенные пункты, не предусмотрено. По смыслу п.п. 11 и 11.7 ст. 3 ТР ТС 014/2011, п. 3 ст. 7 Федерального закона "О техническом регулировании" положения ГОСТ Р 52766-2007 обязательному применению не подлежат, и применяются только при проектировании дорог и дорожных сооружений, а не в процессе эксплуатации ранее построенных дорог. Учреждением приняты все зависящие от него меры по организации работ по содержанию автомобильной дороги. Организовать выполнение ремонтно-строительных работ Учреждение может только путем заключения государственных контрактов на выполнение строительных работ по устройству линий наружного освещения на автомобильных дорогах. Письмом от 27.01.2016 Учреждение обратилось в Комитет Республики Карелия по транспорту с просьбой разработать план-график выполнения соответствующих работ. Также в целях организации работ по содержанию сети автомобильных дорог в Олонецком, Питкярантском районах, части сети Пряжинского и Суоярвского районов заключен государственный контракт от 18.09.2015 с ООО "Ремстройкомплект". По контракту подрядчик принял на себя обязательства по выполнению комплекса работ по содержанию автомобильных дорог и дорожных сооружений на них в районах Республики Карелия, в том числе по нанесению горизонтальной дорожной разметки. В соответствии с п.п. 8.1, 8.7 указанного контракта подрядчик несет имущественную, административную и иную ответственность за факт неудовлетворительного состояния сети автодорог и конструктивных элементов. Таким образом, вина Учреждения в совершении правонарушения отсутствует.

На рассмотрение дела по поданной жалобе Учреждение защитника не направило, о слушании дела извещено надлежащим образом.

Проверив материалы дела, прихожу к следующему.

В соответствии со ст. 12.34 КоАП РФ несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере 300000 руб.

В силу п. 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ" содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

Согласно п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 (далее - Основные положения) лица, ответственные за состояние дорог, обязаны: содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.

Пункт 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" устанавливает, что стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают, в том числе, на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м. Согласно п. 4.5.1.1 указанного ГОСТ тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке - с одной стороны.

Пункт 4.2.2 ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" устанавливает, что дорожная разметка в процессе эксплуатации должна быть хорошо различима в любое время суток (при условии отсутствия снега на покрытии). Согласно п. 4.2.3 указанного ГОСТ дорожная разметка должна быть восстановлена, если в процессе эксплуатации износ по площади (для продольной разметки измеряется на участке протяженностью 50 м) составляет более 50% при выполнении ее краской и более 25% - термопластичными массами.

Пункт 8.1.5 ГОСТ Р 52289-2004 "Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" предусматривает установку дорожных ограждений на участках дороги, проложенных вдоль железнодорожных путей, болот, водных потоков или водоемов глубиной более 1 м, оврагов и горных ущелий, находящихся на расстоянии менее 15 м от края проезжей части.

В соответствии с п. 3 ст. 7 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании", содержащиеся в технических регламентах обязательные требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения изменений и дополнений в соответствующий технический регламент.

В соответствии с п. 13 ст. 3 "ТР ТС 014/2011 Технический регламент Таможенного союза. Безопасность автомобильных дорог" (далее - Регламент), к требованиям безопасности к автомобильным дорогам и дорожным сооружениям на них, относятся, в том числе, горизонтальная освещенность от искусственного освещения, ограждения на автомобильных дорогах. Дорожная разметка должна быть различима в любых условиях эксплуатации, за исключением случаев, когда поверхность автодороги загрязнена. Дорожная разметка должна быть восстановлена в случае, если ее износ или разрушение не позволяют однозначно воспринимать заложенную информацию.

Согласно п. 11 ст. 3 Регламента при проектировании вновь строящихся автомобильных дорог или при создании искусственного освещения на существующей сети автомобильных дорог искусственное освещение необходимо предусмотреть в первую очередь в пределах населенных пунктов. При проектировании автодорог должны предусматриваться удерживающие дорожные ограждения в потенциально опасных местах возможного возникновения дорожно-транспортных происшествий. При проектировании автомобильных дорог, проходящих через населенные пункты, должны предусматриваться пешеходные дорожки или тротуары.

Соблюдение требований п. 11 ст. 3 Регламента обеспечивается, в том числе, требованиями ГОСТ Р 52766-2007, ГОСТ Р 52289-2004, ГОСТ Р 50597-93 в соответствии с решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18.09.2012 № 159.

Таким образом, вопреки доводам жалобы, по смыслу приведенных норм соблюдение требований указанных ГОСТ является обязательным для лиц, ответственных за состояние автомобильных дорог, не только при проектировании, но и при эксплуатации существующей сети автодорог.

Из материалов дела следует, что Учреждению на основании распоряжения Государственного комитета по управлению государственным имуществом и размещению заказов для государственных нужд Республики Карелия от 05.04.2011 № 211-р с изменениями, внесенными распоряжением от 26.11.2015 № 643-р, на праве оперативного управления передана автомобильная дорога регионального значения Республики Карелия "Олонец- Верховье".

Основанием привлечения Учреждения к административной ответственности послужило выявленное 13.05.2016 в 10 час. 30 мин. в результате обследования места ДТП то обстоятельство, что Учреждение, являясь юридическим лицом, ответственным за содержание участка автомобильной дороги регионального значения "Олонец-Верховье" в нарушение п. 13 Основных положений и п.п. 4.6.1.1, 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007, п.п. 4.2.2, 4.2.3 ГОСТ 50597-93, п. 8.1.5 ГОСТ Р 52289-2004 допустило на пятом километре указанной дороги в дер. Верховье Олонецкого района: отсутствие стационарного наружного освещения, тротуаров в населенном пункте, отсутствие дорожных ограждений на участке дороги, проходящем вдоль водоема ближе 15 м от края проезжей части, отсутствие горизонтальной дорожной разметки 1.1 (осевая линия). Тем самым Учреждение не выполнило обязанность по содержанию дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями ГОСТ.

Указанные обстоятельства и вина Учреждения в совершении административного правонарушения подтверждаются протоколом об административном правонарушении, актом выявленных недостатков в содержании дорог и дорожных сооружений, письмом Учреждения, распоряжением о закреплении автомобильной дороги за Учреждением на праве оперативного управления, выпиской из ЕГРП, уставом Учреждения, иными материалами дела.

Указанное в постановлении несоответствие участка автодороги требованиям ГОСТ юридическое лицо по существу не оспаривает.

При этом, вопреки доводам жалобы, достаточных доказательств, подтверждающих принятие Учреждением всех зависящих от него мер для выполнения приведенных требований ГОСТ, в дело не представлено. Участок дороги, на котором выявлены нарушения ГОСТ, находится на праве оперативного управления длительное время. До принятия распоряжения от 05.04.2011 № 211-р данный участок дороги был закреплен за Учреждением на праве оперативного управления в соответствии с распоряжением Министерства природных ресурсов Республики Карелия от 20.03.2008 № 176-р. Направление Учреждением в 2016 г. письма в уполномоченный орган с просьбой включить в план-график выполнение соответствующих работ, заключение договора с подрядной организацией и обращение к ней с просьбой произвести работы по нанесению разметки (л.д. 123-131), учитывая объем допущенных нарушений и длительность нахождения автодороги (в т.ч. с прежним ее наименованием) у Учреждения на праве оперативного управления, не дает достаточных оснований полагать о надлежащем выполнении Учреждением возложенных на него обязанностей по содержанию участка автомобильной дороги.

Доказательств принятия Учреждением мер по изменению в организации дорожного движения на указанном выше участке автодороги, в то время как пользование им угрожает безопасности дорожного движения, а также по информированию участников дорожного движения, в дело также не представлено.

При таких обстоятельствах выводы должностного лица и судьи о виновности Учреждения в совершении вмененного ему административного правонарушения являются правильными.

Оснований полагать совершенное правонарушение малозначительным не усматривается. Вместе с тем, поскольку Учреждение принимало указанные выше меры для исполнения возложенных на него обязанностей, должностным лицом правомерно применены положения ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде штрафа в размере менее минимального размера, предусмотренного санкцией статьи. Правовых оснований для дальнейшего снижения размера административного штрафа не имеется.

Нарушений процессуальных требований КоАП РФ, являющихся основаниями для отмены или изменения постановления должностного лица и решения судьи, в ходе производства по делу не усматривается.

Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения поданной жалобы не имеется.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

постановление начальника ОГИБДД ОМВД России по Олонецкому району от 14.06.2016, решение судьи Олонецкого районного суда Республики Карелия от 18.07.2016 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.34 КоАП РФ, в отношении казенного учреждения Республики Карелия "Управление автомобильных дорог Республики Карелия" оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Судья­

С.В. Щепалов

21-374/2016

Категория:
Административные
Другие
КУ РК "Управтодор РК"
Суд
Верховный Суд Республики Карелия
Судья
Щепалов Станислав Владимирович
Статьи

12.34

Дело на странице суда
vs.kar.sudrf.ru
05.08.2016Материалы переданы в производство судье
17.08.2016Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее