Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 июня 2019 года г. Ялта
Ялтинский городской суд Республики Крым в составе:
Председательствующего судьи ДВИРНЫК Н.В.,
при секретаре Судья Ж.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора г.Ялты в интересах муниципального образования городской округ Ялта к Департаменту имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым, Орлову Александру Сергеевичу, третьи лица – Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Ялты Республики Крым, Администрация города Ялты Республики Крым, Государственный комитет по охране культурного наследия Республики Крым, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Санаторий Курпаты», о признании договора аренды земельного участка недействительным, истребовании земельного участка из незаконного владения, применении последствий признания сделки недействительной,
УСТАНОВИЛ:
19.10.2018 года заместитель прокурора г.Ялты обратился в суд с указанным иском в интересах муниципального образования городской округ Ялта, мотивируя его следующим. Прокуратурой г.Ялты проведена проверка соблюдения земельного законодательства при распоряжении органом местного самоуправления земельными участками, находящимися в собственности муниципального образования городской округ Ялта. Установлено, что решением 30 сессии Ялтинского городского совета 5 созыва № № от 26.12.2008 года утвержден проект землеустройства и Орлову А.С. в аренду сроком на 49 лет для реконструкции и обслуживания нежилых помещений санитарно-бытового комплекса в рекреационный комплекс передан земельный участок ориентировочной площадью 228 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> (кадастровый номер №). 27.01.2017 года администрацией г.Ялта вынесено постановление № «О заключении договора аренды земельного участка по адресу: <адрес>, с Орловым А.С., в порядке переоформления прав. 27.01.2017 года Муниципальным образованием городской округ Ялта в лице начальника Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты с Орловым А.С. заключен договор аренды земельного участка площадью 228 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, для реконструкции и обслуживания нежилых помещений санитарно-бытового комплекса в рекреационный комплекс. Постановление администрации города Ялты о передаче в аренду земельного участка принято в нарушение ст. 39.16 Земельного кодекса Украины, п.2 ч.6 ст. 13 Закона 38-ЗРК (несоответствие места расположения земельного участка градостроительной документации, документации по планировке территории). Кроме того, в заявлении о заключении договора аренды отсутствует обоснование цели аренды участка с заявленной площадью. Просит признать договор аренды земельного участка недействительным, истребовать из незаконного владения земельный участок, применить последствия недействительной ничтожной сделки.
В судебном заседании представитель истца поддержала иск, просила удовлетворить.
Представитель Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Ялты Республики Крым, Администрация города Ялты Республики Крым полагался на усмотрение суда.
Представитель Федеральное государственное бюджетное учреждение «Санаторий Курпаты» полагался на усмотрение суда.
Иные лица в судебное заседание не явились, уведомлены надлежащим образом.
Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав доказательства в деле, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлены следующие обстоятельства и соответствующие им правоотношения.
Решением 30 сессии Ялтинского городского совета 5 созыва № от 26.12.2008 года утвержден проект землеустройства и Орлову А.С. в аренду сроком на 49 лет для реконструкции и обслуживания нежилых помещений санитарно-бытового комплекса в рекреационный комплекс передан земельный участок ориентировочной площадью 228 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> (кадастровый номер №). 27.01.2017 года администрацией г.Ялта вынесено постановление № «О заключении договора аренды земельного участка по адресу: <адрес> с Орловым А.С., в порядке переоформления прав. 27.01.2017 года Муниципальным образованием городской округ Ялта в лице начальника Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты с Орловым А.С. заключен договор аренды земельного участка площадью 228 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, для реконструкции и обслуживания нежилых помещений санитарно-бытового комплекса в рекреационный комплекс. Сведения о договоре аренды внесены в ЕГРН.
На указанном земельном участке находятся нежилые помещения площадью 282,5 кв.м., право собственности в отношении которых зарегистрировано право собственности за Орловым А.С. на основании свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество от 09.10.2007 года.
Данные обстоятельства установлены судом, подтверждены доказательствами в деле, сторонами не опровергаются.
Согласно части 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, самостоятельно определив способы их судебной защиты в соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса.
При этом избранный истцом способ защиты должен быть соразмерен нарушению и не должен выходить за пределы, необходимые для его применения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, защита права собственности и иных вещных прав должна осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем, чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех участников гражданского оборота (не только собственников, но и иных лиц).
Согласно статье 12 Федерального Конституционного Закона N 6 - ФКЗ, на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Согласно частям 1, 2 статьи 23 Федерального Конституционного Закона N 6 - ФКЗ, части 1 статьи 9 Договора от 18.03.2014, законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ст. 4 Закона Украины «Об аренде земли» арендодателями земельных участков, находящихся в коммунальной собственности, являются сельские, поселковые, городские советы в пределах полномочий, определенных законом.
В соответствии со ст. 7 Закона арендаторы приобретают право на аренду земельного участка на основаниях и в порядке, предусмотренных Земельным кодексом Украины, этим и другими законами Украины и договором аренды земли. Основанием для заключения договора аренды и приобретения права на аренду земельного участка, находящегося в коммунальной или государственной собственности, является решение арендодателя.
Заключенный договор аренды земельного участка подлежит государственной регистрации. Факт государственной регистрации удостоверяется печатью регистрирующего органа с подписью уполномоченного на это лица и указанием даты регистрации на всех экземплярах договора. Один зарегистрирован экземпляр договора хранится в органе, который осуществил его регистрацию. Порядок и органы, осуществляющие государственную регистрацию, определяются Кабинетом Министров Украины (ст. 18).
В силу ч. 4 ст. 7 Федерального Закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно п.9 ст. 3 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК (ред. от 31.07.2018) "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (принят Государственным Советом Республики Крым 30.07.2014) право аренды земельного участка, право залога земельного участка, право пользования чужим земельным участком (сервитут), возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона, соответствуют праву аренды, залога и сервитуту, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.
Согласно п.14 ст. 3 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК (ред. от 31.07.2018) "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (принят Государственным Советом Республики Крым 30.07.2014) в случае если земельный участок, в отношении которого до вступления в силу Федерального конституционного закона заключен и зарегистрирован в действовавшем на момент его заключения порядке договор аренды, договор об установлении сервитута, находится в государственной или муниципальной собственности, орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение таким земельным участком, обязан по заявлению лица, с которым заключен соответствующий договор, заключить с таким лицом соответственно договор аренды, договор об установлении сервитута в отношении соответствующего земельного участка.
В соответствии со ст. 52 Устава муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым (на время вынесения постанолвения) к полномочиям Администрации города Ялта в области использования земли и охраны природы отнесено обеспечение выбора и формирования земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности; осуществление управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно п.п. 1 п.1 ст. 5 Закона категории земель, к которым отнесены земельные участки, установленные до вступления в силу Федерального конституционного закона, признаются категориями земель, установленными Земельным кодексом Российской Федерации, по следующему правилу: жилой и общественной застройки - землями населенных пунктов.
В соответствии со ст. 7 Закона Разрешенным использованием земельных участков признаются виды функционального использования земельного участка в пределах его целевого назначения, определенные документами, подтверждающими право на земельный участок, землеустроительной и градостроительной документацией, утвержденной в установленном порядке до вступления в силу Федерального конституционного закона. До утверждения правил землепользования и застройки, утверждения лесохозяйственных регламентов разрешенное использование земельных участков определяется в порядке, установленном Советом министров Республики Крым, с учетом утвержденных документов территориального планирования.
Согласно п.2 Постановления Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 N 313 "Об утверждении Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым" Переоформление прав осуществляется в отношении прав на земельные участки, которые возникли до вступления в силу Федерального конституционного закона (далее - подлежащие переоформлению права).
В соответствии с п.5 Постановления возникновение прав на земельный участок в соответствии с настоящим Порядком осуществляется на основании заявления (далее - заявление о предоставлении земельного участка), которое заинтересованное лицо подает в соответствующий уполномоченный орган: в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым - в отношении земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым; в соответствующие органы местного самоуправления муниципальных образований - в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Согласно п.5 Постановления сроки договора аренды и договора об установлении сервитута, заключенных в порядке переоформления прав, определяются сроком окончания действия ранее заключенных договоров (аренды, эмфитевзиса, суперфиция, сервитута).
В соответствии с пунктами 3-6 Постановления Совета министров Республики Крым от 15.10.2014 N 378 "Об утверждении Положения об особенностях отнесения к определенной категории земель и определения вида разрешенного использования земельных участков" установление категории земель и (или) вида разрешенного использования земельных участков осуществляется в соответствии с видами разрешенного использования земельных участков, указанными в утвержденной документации по планировке территории. В случае отсутствия утвержденной документации по планировке территории установление категории земель и (или) вида разрешенного использования земельных участков осуществляется в соответствии с правилами землепользования и застройки или лесохозяйственными регламентами. Изменение категории земель и (или) вида разрешенного использования земельного участка на категорию земель и (или) вид разрешенного использования земельного участка, не предусмотренные документами, указанными в пункте 3 или 4 настоящего Положения, возможно только путем внесения изменений в указанные документы или путем принятия новых соответствующих документов. До принятия (утверждения) документов, указанных в пунктах 3 или 4 настоящего Положения, установление категории земель и (или) вида разрешенного использования земельных участков осуществляется в соответствии с разрешенным использованием земельных участков, указанным в правоустанавливающих документах, перечень которых утвержден постановлением Совета министров Республики Крым от 11.08.2014 N 264 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации", с учетом требований Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" и Таблицы соотнесения видов разрешенного использования земельных участков и категорий земель.
В качестве обоснования иска истец ссылается на п. 14 ст. 39.16 Земельного кодекса Украины, согласно которой уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований: разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.
Истец считает спорный договор аренды незаконным, поскольку земельный участок, являющейся предметом договора, расположен на территории общего пользования.
Вместе с тем, необходимо указать следующее.
В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) одним из основных принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
Как установлено судом и подтверждено доказательствами в деле, на спорном земельном участке находятся нежилые помещения площадью 282,5 кв.м., право собственности в отношении которых зарегистрировано право собственности за Орловым А.С. на основании свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество от 09.10.2007 года.
Таким образом, поскольку земельным законодательством провозглашен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, решение вопроса о земельном участке не может осуществляться в отрыве от судьбы находящегося на нем здания, право собственности на который зарегистрировано за Орловым А.С.
Требований о сносе нежилых помещений либо об оспаривании права на них истцом не заявлено.
В подпункте 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 8 Земельного кодекса РФ отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую в отношении земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, - осуществляется органами местного самоуправления.
Кроме того, как следует из сообщения Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Ялты Республики Крым от 10.04.2019 года, в соответствии с Генеральным планом МОГО Ялта, карты функциональных зон городского округа с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального, регионального и местного значения, утвержденного решением Ялтинского городского совета № 3 от 03.12.2018 года, спорный земельный участок расположен в зоне санаторно-курортных учреждений.
Как следует из договора аренды земельного участка, он передан Орлову А.С. в аренду для реконструкции и обслуживания нежилых помещений санитарно-бытового комплекса в рекреационный комплекс.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска.
На основании изложенного, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска заместителя прокурора г.Ялты в интересах муниципального образования городской округ Ялта к Департаменту имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым, Орлову Александру Сергеевичу, третьи лица – Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Ялты Республики Крым, Администрация города Ялты Республики Крым, Государственный комитет по охране культурного наследия Республики Крым, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Санаторий Курпаты», о признании договора аренды земельного участка недействительным, истребовании земельного участка из незаконного владения, применении последствий признания сделки недействительной, отказать.
Решение суда в окончательной форме составлено 28 июня 2019 года.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд РК в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через суд первой инстанции.
СУДЬЯ Н.В.ДВИРНЫК