Решение по делу № 3-52/2015 от 12.01.2015

Дело № 3-52/2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«27» января 2015 года Воронежский областной суд в составе:

председательствующего судьи Селиверстовой И.В.

при секретаре Козьяковой М.Ю.

с участием представителя заявителя Левичева А.С.

представителя заинтересованного лица - управления «Росреестра» по Воронежской области Магденко А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Воронеже гражданское дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Промресурс» об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной,

у с т а н о в и л:

12 января 2015 года ООО «Промресурс» обратилось с иском к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице ее филиала по Воронежской области в Воронежский областной суд по подсудности, установленной пунктом 8 части 1 статьи 26 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым , расположенного по адресу: <адрес>, из земель населенных пунктов для производственной базы, собственником которого является истец, равной рыночной.

В обоснование заявленных требований, со ссылкой на положения пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, указали, что согласно кадастрового паспорта земельного участка его кадастровая стоимость составляет <данные изъяты> рублей, в то время как в соответствии с отчетом ИП ФИО1 от 24 ноября 2014 года рыночная стоимость земельного участка на 1 января 2009 года составляет <данные изъяты> рублей (л.д. 4-6).

В досудебном порядке истец обратился в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Воронежской области, уведомлением которой от 28 ноября 2014 года в принятии заявления о пересмотре кадастровой стоимости было отказано (л.д. 14).

Определением судьи от 16 января 2015 года вид судопроизводства по настоящему делу определен, как по делам, возникающим из публичных правоотношений, к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области; ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» и его филиал по Воронежской области от участия в рассмотрении дела освобождены (л.д. 141-143).

В судебном заседании представитель заявителя по доверенности от
30 октября 2014 года Левичев А.С. поддержал заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель заинтересованного лица Магденко А.Н. в судебном заседании при разрешении требований полагается на усмотрение суда, поддержав письменный отзыв (л.д. 164-168), возражений относительно отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка и экспертного заключения не имеют.

Представители иных заинтересованных лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, возражений относительно отчета об оценке и заключения эксперта не представили. Учитывая изложенное, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

На основании пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Воронежской области утверждены постановлением правительства Воронежской области от 17 декабря 2010 года № 1108 (далее – Постановление № 1108).

В соответствии с положениями статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3).

Статьей 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ (в действующей в настоящее время редакции от 21 июля 2014 года) предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка.

Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи названного заявления может быть, в том числе установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

Исходя из содержания частей 1-3, 9 статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ, для оспаривания юридическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости является обязательным.

Комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при управлении Росреестра по Воронежской области уведомлением от 28 ноября 2014 года было отказано в принятии к рассмотрению заявления ООО «Промресурс» о пересмотре кадастровой стоимости (л.д. 14).

При этом суд учитывает, что в силу положений части 28 статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в суде решение комиссии не является предметом рассмотрения при разрешении требований заявителя.

Требование, по мнению суда, подлежит рассмотрению по общим правилам производства по делам, вытекающим из публичных правоотношений применительно к условиям и основаниям, изложенным в положениях Федерального закона № 135-ФЗ, в частности в статье 24.18, включая правила о распределении бремени доказывания, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка.

Анализ положений главы III.I Федерального закона № 135-ФЗ, пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 316 от 8 апреля 2000 года, пунктом 10 Федерального стандарта «Цель оценки и виды стоимости» (ФСО № 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 года № 255, в их системной связи, позволяет сделать вывод, что действующее законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.

Как следует из материалов гражданского дела, ООО «Промресурс» на основании договора купли-продажи от 11 мая 2012 года , акта приема-передачи от 22 мая 2012 года и свидетельства о государственной регистрации права от 21 июня 2012 года на праве собственности принадлежит земельный участок из земель населенных пунктов, разрешенное использование: для производственной базы, площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым , расположенный по адресу: <адрес> (л.д. 12). Сведения о земельном участке с кадастровым внесены в государственный кадастр недвижимости 5 ноября 2005 года (л.д. 121).

При изложенных обстоятельствах, учитывая, что в силу статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка используется для целей налогообложения (л.д. 149-163), суд усматривает наличие у ООО «Промресурс» заинтересованности в оспаривании результатов кадастровой оценки принадлежащего ему на праве собственности земельного участка, поскольку они затрагивают его права и обязанности, как юридического лица, уплачивающего земельный налог (пункт 1 статьи 388, пункт 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации).

Постановлением № 1108 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов <адрес>, включая <адрес>, по состоянию на 1 января 2009 года. Размер кадастровой стоимости земельного участка на указанную дату составляет <данные изъяты> рублей (л.д. 13).

Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату (часть 4 стать 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ).

Таким образом, поскольку кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым была установлена при проведении государственной кадастровой оценки земель по состоянию на
1 января 2009 года, утвержденной постановлением правительства Воронежской области от 17 декабря 2010 г. № 1108, постольку датой, по состоянию на которую определяется рыночная стоимость спорного земельного участка, следует считать именно эту дату.

Из представленного заявителем отчета оценщика ИП ФИО1 от 26 ноября 2014 года об оценке рыночнойстоимостиземельного участка следует, что итоговая величина рыночной стоимости земельного участка на 1 января 2009 года составляет <данные изъяты> рублей (л.д. 15-131).

В отношении данного отчета представлено экспертное заключение от 9 декабря 2014 года, подготовленное экспертом саморегулируемой организации оценщиков <данные изъяты> членом которой является оценщик ИП ФИО1, составившая отчет, согласно которому отчет об оценкерыночнойстоимостиземельного участка от 26 ноября 2014 года соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона № 135-ФЗ, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности (л.д. 131-140).

Оценивая отчет об оценке и экспертное заключение применительно к положениям статей 60 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд находит их соответствующими требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям статей 11 и 17.1 Федерального закона № 135-ФЗ и требованиям федеральных стандартов оценки действующего законодательства.

Суд находит представленный заявителем отчет оценщика об определениирыночнойстоимости земельного участка по состоянию на 1 января 2009 года надлежащим доказательством, подтверждающим размеррыночнойстоимостиземельного участка на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

Доказательств, свидетельствующих о том, что отчет об оценке не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, не представлено. Участвующие в деле лица отчет об оценке не оспаривали.

Иные доказательства, подтверждающие величину рыночнойстоимостиземельногоучастка, участниками процесса в материалы дела не представлены.

Таким образом, суд считает установленной действительную рыночную стоимость земельного участка в размере <данные изъяты> рублей на 1 января 2009 года (на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость).

Согласно части 5 статьи 24.20 Федерального закона № 135-ФЗ в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению суда новые сведения применяются с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

В соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7, части 3 статьи 16 Федерального закона № 221-ФЗ настоящее решение суда со дня вступления в законную силу является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения об изменении кадастровой стоимости, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что заявление об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым , принадлежащего ООО «Промресурс» на праве собственности, равной его рыночной стоимости в размере <данные изъяты> рублей, определенной по состоянию 1 января 2009 года, поданное в суд 12 января 2015 года, подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-199, 246 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

установить кадастровую стоимость земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым , расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Воронежский областной суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 27 января 2015 года.

Председательствующий И.В. Селиверстова

3-52/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ООО "Промресурс"
Другие
Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области
Управление Росреестра по Воронежской области
Суд
Воронежский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.vrn.sudrf.ru
12.01.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.01.2015Передача материалов судье
14.01.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.01.2015Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
16.01.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.01.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.01.2015Судебное заседание
27.01.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.01.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.01.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее