1-я инстанция – судья Яматина Е.Н. По делу № 33а-8650/2017
Судья-докладчик Папуша А.С.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
7 сентября 2017 года г. Иркутск
Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего судьи Туглаковой Л.Г.,
судей Папуши А.С., Харина Р.И.,
при секретаре судебного заседания Колесниковой К.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Дедовой О.Ю. к Слюдянской территориальной избирательной комиссии о признании незаконным и отмене решения «О регистрации Темгеневского В.В. кандидатом на должность главы Байкальского муниципального образования» № 41/226 от 28 июля 2017 года
по апелляционной жалобе Дедовой О.Ю. на решение Слюдянского районного суда Иркутской области от 17 августа 2017 года,
У С Т А Н О В И Л А:
Дедова О.Ю. в обоснование административного искового заявления указала, что решением Слюдянской территориальной избирательной комиссии от 28 июля 2017 года № 41/226 выдвинутый избирательным объединением Слюдянским районным местным отделением партии «Единая Россия» Темгеневский В.В. зарегистрирован кандидатом на должность главы Байкальского муниципального образования.
Административный истец считала данное решение Слюдянской территориальной избирательной комиссии незаконным и подлежащим отмене, поскольку в нарушение требований закона представленные Темгеневским В.В. сведения о размере и об источниках доходов кандидата явно не соответствуют действительности.
Так, Темгеневский В.В., занимая должность <данные изъяты>, являясь публичным лицом, обязанным раскрывать сведения о доходах, с целью противодействия коррупции отразил в доходах за 2016 год полученные денежные средства в размере <данные изъяты>, что подтверждается распечаткой с сайта Байкальского муниципального образования. Однако в сведениях о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату (супругу и несовершеннолетним детям) на праве собственности, о счетах (вкладах) в банках, ценных бумагах Темгеневский В.В. в графе доходы за 2016 год указал <данные изъяты>, в качестве источника доходов указана заработная плата.
Полагала, что Темгеневским В.В. допущены нарушения как пассивного избирательного права, то есть право граждан знать о лице сведения, предусмотренные законом и необходимые для формирования у избирателя мнения о выдвинутом кандидате, так и активного, которое выразилось в нарушении Темгеневским В.В. действующего законодательства, определяющем его права и обязанности.
Дедова О.Ю. просила суд признать незаконным и отменить решение Слюдянской территориальной избирательной комиссии от 28 июля 2017 года № 41/226 «О регистрации Темгеневского В.В. кандидатом на должность главы Байкальского муниципального образования».
Представитель административного истца Дедовой О.Ю. – Данилов А.С., действующий на основании доверенности, в судебном заседании административный иск поддержал.
Представитель административного ответчика Слюдянской территориальной избирательной комиссии Лазарева Н.Л., действующая на основании доверенности, в судебном заседании административный иск не признала.
Представитель заинтересованного лица Темгеневского В.В. – Масаев Т.И., действующий на основании доверенности, в судебном заседании полагал административный иск не подлежащим удовлетворению.
Административный истец Дедова О.Ю., заинтересованное лицо Темгеневский В.В., представитель заинтересованного лица избирательного объединения Слюдянское районное местное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Дедова О.Ю. представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Прокурор Новогородский О.И. в заключении просил оставить требования административного истца без удовлетворения.
Решением суда в удовлетворении административного иска Дедовой О.Ю. отказано.
В апелляционной жалобе Дедова О.Ю. просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным, и принять по административному делу новое решение, удовлетворив заявленные административные исковые требования.
В обоснование доводов к отмене решения Дедова О.Ю. указывает доводы, приведенные в административном исковом заявлении. Считает, что решение Слюдянской территориальной избирательной комиссии о регистрации кандидата Темгеневского В.В. принято с нарушением действующего законодательства.
В возражениях на апелляционную жалобу Слюдянская территориальная избирательная комиссия просит оставить решение суда без изменений, апелляционную жалобу Дедовой О.Ю. без удовлетворения.
Изучив материалы административного дела, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав доклад по делу, выслушав объяснения представителя Дедовой О.Ю. – Данилова А.С., действующего на основании доверенности, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, просившего решение суда отменить, объяснения представителя Слюдянской территориальной избирательной комиссии Маюровой О.Е., действующей на основании доверенности, заключение прокурора Мусаева А.Ф., полагавших решение суда законным и обоснованным, проверив решение суда в апелляционном порядке, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что постановлением Избирательной комиссии Иркутской области от 10 декабря 2015 года № 99/1131 сформирована Слюдянская территориальная избирательная комиссия.
Решением Думы Байкальского городского поселения от 16 июня 2017 года № 36-3гд назначены выборы главы Байкальского муниципального образования на 10 сентября 2017 года.
Решением Слюдянской территориальной избирательной комиссии от 28 июля 2017 года № 41/226 Темгеневский В.В., выдвинутый избирательным объединением Слюдянского районного местного отделения Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», зарегистрирован кандидатом на должность главы Байкальского муниципального образования.
Решением Слюдянской территориальной избирательной комиссии от 3 августа 2017 года № 43/304 Дедова О.Ю., выдвинутая избирательным объединением Региональным отделением в Иркутской области Политической партии «Гражданская платформа», зарегистрирована кандидатом на должность главы Байкальского муниципального образования.
Частью 1 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что избиратели, участники референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме.
В соответствии с частью 2 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
Аналогичные нормы закреплены в специальном федеральном и региональном законодательстве, определяющем основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, устанавливающем порядок подготовки и проведения выборов – Федеральном законе от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (статья 75) и Законе Иркутской области от 11 ноября 2011 года № 116-ОЗ «О муниципальных выборах в Иркутской области» (статья 62).
Дедова О.Ю. оспаривает решение Слюдянской территориальной избирательной комиссии от 28 июля 2017 года № 41/226 «О регистрации Темгеневского В.В. кандидатом на должность главы Байкальского муниципального образования».
В силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Согласно пункту 2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения.
Пунктом 3 этой же статьи определено, что вместе с заявлением в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к названному Федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом.
Разрешая настоящий спор, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении административного искового заявления Дедовой О.Ю., поскольку Темгеневский В.В. представил в Слюдянскую территориальную избирательную комиссию все необходимые документы, нарушений действующего избирательного законодательства при его регистрации в качестве кандидата на должность главы Байкальского муниципального образования избирательной комиссией не допущено.
Проверяя доводы административного истца, суд установил, что Темгеневский В.В. в представленных в избирательную комиссию сведениях о размере и об источниках доходов в графе «Источник выплаты дохода, сумма (руб.)» указал следующее: «заработная плата <данные изъяты>. В графе «Денежные средства и драгоценные металлы, находящиеся на счетах (во вкладах) в банках указано: <данные изъяты> указан номер счета и остаток. В графе «Достоверность и полноту настоящих сведений подтверждаю» стоит подпись кандидата и дата «19 июля 2017 года».
Согласно распечатке с официального сайта администрации Байкальского муниципального образования в сведениях о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера <данные изъяты> и членов его семьи за период с 1 января 2016 года по 31 декабря 2016 года декларированный годовой доход за 2016 год Темгеневского В.В. указан <данные изъяты>.
26 июля 2017 года от кандидата Темгеневского В.В. в Слюдянскую территориальную избирательную комиссию поступило заявление о внесении изменений и уточнений в сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), что подтверждается журналом № 03-09 регистрации документов, поступающих в комиссию (вх. № 01-17/146 от 26 июля 2017 года).
Из указанных сведений следует, что Темгеневский В.В. в графе «Источник выплаты дохода, сумма (руб.) указал следующее: «заработная плата <данные изъяты>. В графе «Денежные средства и драгоценные металлы, находящиеся на счетах (во вкладах) в банках» указаны наименование и адрес банка, номер счета и остаток на счете – <данные изъяты>, указано <данные изъяты> счета и остаток на счетах.
Оценивая указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что кандидат Темгеневский В.В. в предусмотренный законом срок воспользовался своим правом на внесение уточнений (дополнений) в ранее представленные в избирательную комиссию сведения о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о счетах (вкладах) в банках, ценных бумагах, в соответствии с пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, что не является нарушением, которое влечет отмену зарегистрированного кандидата.
Обстоятельства дела судом исследованы с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, подтверждены исследованными в судебном заседании доказательствами, и соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Материальный закон применен судом правильно, нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены решения, судом не допущено.
В целом доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными, поскольку они направлены на иное толкование закона и оценку представленных доказательств, не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были предметом исследования суда первой инстанции, им в решении судом дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Сама по себе иная оценка заявителем апелляционной жалобы представленных доказательств и норм действующего законодательства не может служить основанием к отмене правильного по существу решения.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным, обоснованным и не подлежащим отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Слюдянского районного суда Иркутской области от 17 августа 2017 года по административному делу по административному иску Дедовой О.Ю. к Слюдянской территориальной избирательной комиссии о признании незаконным и отмене решения «О регистрации Темгеневского В.В. кандидатом на должность главы Байкальского муниципального образования» № 41/226 от 28 июля 2017 года – оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий Л.Г. Туглакова
Судьи А.С. Папуша
Р.И. Харин